Благодаря мне страна выучила слово "феминизм"

Благодаря мне страна выучила слово "феминизм"

Интервью с Марией Арбатовой, лидером новой «Партии прав человека», опубликовала @ «Алтайская правда». Нам оно показалось интересным.
14 декабря, в день памяти Андрея Дмитриевича Сахарова, в Москве состоялся учредительный съезд "Партии прав человека". На съезде присутствовали 219 делегатов из 65 регионов России. Съезд проходил в "Президент-отеле", возле которого очень символично располагается парк скульптур, где среди прочих - тот самый Дзержинский с Лубянки с закрашенной почему-то надписью "Мы победили". Делегаты съезда с интересом ознакомились с бездомными памятниками.
Никого из общепризнанных правозащитников на съезде не было. По этому поводу организаторы сказали: "Они защищают идеи, а не людей". Новая же партия ставит своей задачей именно помощь людям, а в целом - создание в России гражданского общества, в котором каждый будет иметь возможность отстоять свои права.
В речах говорилось об ущемлении прав человека в самых разных областях. Инвалиды, малые народы, молодежь, военные - это далеко не полный список тех, чьи права собирается защищать новая партия. Выступил также представитель чеченской диаспоры, рассказавший, как плохо приходится его народу. Надо сказать, что зал принял его с холодком, но все же похлопал...
На съезде принята программа, организованы все необходимые для функционирования партии структуры. Была рассмотрена символика партии. Кстати, в качестве гимна партии один из делегатов предложил песню "Широка страна моя родная", обосновав это тем, что строчка "Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек" - это и есть тот самый идеал, к которому надо стремиться.
Решено было не делать одного лидера, и потому выбрали семерых сопредседателей, среди которых - депутат Государственной думы Владимир Семенов, ведущий телеканала "Культура" Александр Шаталов, писательница Мария Арбатова. Пока партия ставит задачу количественного роста и собирается участвовать в выборах в Госдуму.
Корреспондент «Алтайской правды» побывал на съезде и побеседовал с Марией Арбатовой - писательницей, телеведущей, создательницей "Клуба женщин, вмешивающихся в политику". С 14 декабря она еще и официальный политик. Мария Ивановна, единственный по-настоящему известный человек среди основателей новой партии, произнесла речь, как всегда, в защиту прав женщин. С этого и началась беседа.
О правах
- Судя по вашей речи, вы были бы не против, если бы партия называлась "Партия прав женщин"...

- Нет, я была бы против. Права женщины - это ровно половина современной концепции прав человека. Все цивилизованные правозащитные движения в мире объединяют женщин, национальные меньшинства, инвалидов, гомосексуальные меньшинства. Также права человека - это права аборигенов, мигрантов и прочие проблемы, которые для нас пока еще не очень понятны.
- Почему, на ваш взгляд, правами человека пренебрегают в первую очередь при решении социальных и экономических проблем?
- Это наследие тоталитаризма. Не забывайте, что 70 лет подряд правозащитник был потенциальным зэком, это был человек, осуждаемый обществом, не принятый обществом.
- Не слишком ли поздно вы начали создавать партию?
- Лучше поздно, чем никогда. Мы только-только вышли из истерии, которая называлась "Мы строим сильную экономику, а человек потом". Так что наша партия появляется вовремя.
Опыт борьбы
- У вас ведь есть опыт политической борьбы...

- Он кончился для меня личным идеологическим кризисом. Это было в 1999 году, когда я баллотировалась в Госдуму от "Союза правых сил"...
- По одному участку с Дарьей Асламовой? - Чему вас это научило?
- Я поняла, что ничего не понимаю в России. Я считала, что моя популярность, моя безупречная биография и моя харизма победят московскую коррупцию. Выяснилось, что я слишком наивна.
- Напомните, кто победил по вашему округу?
- Михаил Задорнов.
- Может, за ним было просто больше денег?
- Это не только вопрос денег. Да, денег за ним было несоизмеримо больше. За ним был еще административный ресурс, все ветви власти работали против меня и на него.
- Но вы верили, что люди разберутся?
- Я верила во время. Но к этому моменту выборы как таковые кончились, по крайней мере, на таких "сладких" участках, как тот, где мы соревновались. Это Университетский округ Москвы, первый в России регион по количеству научных степеней. И настолько нужен был этот мандат Задорнову, что все средства были против меня хороши. Я полгода ходила с охраной. Моим сыновьям угрожали расправой. Моему начальнику избирательного штаба пробили череп. Все было по полной программе.
Большому количеству разных структур нужно было, чтобы Задорнов попал в Думу, в финансовый комитет. И мне все, от чистых бандюков до банкиров, говорили: "Ты смешная. Ну, попадешь ты в Думу - будешь сидеть в комитете по правам человека как дура! Будешь заниматься своими бабами, призывниками, детьми. А у нас серьезная игра идет"...
Прессинг был такой, что моя семья от тех выборов отходила два года. До сих пор я живу с бронированными стеклами и с дверью, которая выдерживает выстрел из гранатомета. А мне до выборов казалось, что я общая любимица и ни с кем ничего не делю.
Вся эта история достаточно красноречиво описана мною в моем последнем двухтомнике "Прощание с двадцатым веком". О нем нет ни одной рецензии. Никто не хочет портить отношения с Гайдаром и Чубайсом. Рецензии сгорают на лету на подступах к редакции.
- Пытаясь тогда попасть в Думу, вы вдоволь нахлебались дерьма. Зачем снова браться за ложку?
- Я не знаю, пойду ли я на выборы. Я не хочу в Думу. Но я хочу заниматься правами человека, и счастье, что я нашла партнеров для этого.
Я буду заниматься своим участком дела. Это не мой стиль жизни - получать дивиденды от своей гражданской позиции. Я одна из немногих российских феминисток, которые за свою позицию не взяли на Западе ни одного доллара, ни одной марки грантов. И эта партия для меня - не способ нарезать денег. К счастью, для ребят тоже. Потому что они уже люди состоятельные. Они хотят уже что-то менять в стране. Ребята, пришедшие в партию, молодые - это поколение моих детей. Возможно, только с ними сегодня в России можно сотрудничать по проблеме прав человека. Потому что, когда я те же слова говорила Гайдару, он кивал и отвечал: "Марь Иванна, это все хорошо. Но главное - построить экономику".
- Гайдар ведь умнейший человек, для него действительно экономика первична, а человек - вторичен?
- Я с ужасом убедилась, что вся команда реформаторов, в принципе, состоит из большевиков! Когда я пошла с ними на выборы, я поняла, что человеческая жизнь, человеческое достоинство, человеческая безопасность для них абсолютно не ценны. Для них любой человек - пешка. Я не говорю, что другие партии лучше, другие еще хуже. Но с реформаторами я в эту игру больше не играю.
Литература
- Что вы сейчас пишете?

- Я сейчас пытаюсь закончить роман про женщину моего возраста, которая разводится и понимает, что вот, наконец, начинается жизнь. В 45 лет... Я сама развелась второй раз и сейчас буду выходить замуж в третий раз, и вот этот перерыв между браками для меня всегда самое интересное время жизни.
- Кто ваш новый избранник?
- О, я пока не освещаю эту тему. Потому что он человек из далекого-далекого региона, он всю эту шумиху ненавидит, и вся моя светская популярность - это то, что нам мешает, а не помогает.
- Как вы пишете? Вы садитесь утром за стол и говорите себе: "Я обязана написать 50 страниц!"?
- Утро, с вашего позволения, у меня начинается в двенадцать или в два дня. До компьютера я добираюсь в час или в два ночи. На самом деле я живу ночью в Интернете, но какое-то время остается и для написания текстов. Есть, конечно, события, которые меня заставляют рано вставать - съезды, разводы, путчи...
- Но у вас есть какой-то норматив, погонялка?
- Есть издатель, который звонит и говорит: "Ну, Марь Иванна, как же так, вы же обещали закончить роман к Новому году"... А я говорю: "А вот не могу!"
- И он терпит?
- А какой у него выход?
- Вы не думали написать детектив?
- Нет. Детектив - это литература второго сорта. Искусство отличается от неискусства тем, что внутри искусства есть катарсис. В детективе катарсис подменен информацией о том, кто убил. Поэтому детектив - ремеслуха. Я считаю более достойным написать программу партии, которых я написала уже много, чем писать детектив или любовный роман.
Я была еще в команде, которая писала программу Ельцину в 1996 году. Я писала главы о правах женщин, о правах детей, о правах инвалидов и о молодежной политике. И очень горжусь этим. Хотя мои друзья-писатели плевали мне вслед и говорили: "А, ты работаешь на Ельцина!" Я отвечала: "Нет, я работаю на права человека".
Ельцин и Путин
- А кто придумал, что Ельцин должен плясать с молодежью?

- Никто не придумывал. Это было даже некоторой накладкой. Потому что состояние его здоровья не очень располагало к таким выходкам.
- Ельцин помнит вас?
- Что вы, на его выборах работала большая команда. Да у меня и не было задачи запасть Ельцину в душу... Пожать руку президенту - это нужно чиновнику. Леня Жуховицкий в программе "Культурная революция" на вопрос "Надо ли дружить с властью?" ответил так: "Зачем мне дружить с властью? Я писатель. Если бы у меня был публичный дом или наркопритон, я бы тогда пошел дружить с властью".
- Как вы относитесь к Путину?
- Мне нравится то, что прошла эпоха "царства". Вот при Ельцине был "двор". А Путин - нанятый управляющий, который мне безумно нравится в качестве топ-менеджера этой страны.
- Но, похоже, что сам себя он сознает не топ-менеджером, а как раз царем...
- Ошибаетесь. Издалека не видно. Он перелопатил Кремль по-сумасшедшему. Там люди работают так, что просто удивительно.
О болезнях, ТВ и о многом другом
- Вы часто испытываете чувство страха?

- Нет. Я же консультирующий психоаналитик. У меня нет ложных страхов.
- Я знаю, что у вас аллергия на смородину. А какие еще у вас есть болезни, напасти?
- Вот - политика. Как говорит моя подруга Лена Ханга: "Перейти с телевидения на политику - это все равно, что пересесть с марихуаны на героин".
- Вы жалеете, что программа "Я сама" прекратила существование"?
- Дело в том, что я сначала ушла, а после этого она прекратила существование. Я ушла в 1999 году во время выборов. Программа еще подергалась и потом "сгорела".
- Вам не казалось, что на ТВ вы учили людей жизни?
- Это была моя задача.
- И кто-то чему-то научился на ваших советах?
- Написана масса кандидатских диссертаций о том, что благодаря мне страна выучила слово "феминизм" и перестала от него шарахаться. Это основной результат.
- Вы думаете, это слово стоило учить?
- Если мы говорим о правах человека, то права женщин - основная их составляющая. Половина населения Земли - женщины.
- Водку пьете?
- Я на самом деле человек очень малопьющий. У меня почти нет недостатков, я даже бросила курить.
- Тяжело?
- Не знаю, с чем сравнивать. Я вообще волевой человек. Я бросила курить 1 января и уже лет семь как не курю. Хотя курила серьезно.
- А какие все же есть у вас недостатки?
- Наверное, неумение взвешивать время и силы. Я всегда куда-то бегу, куда-то опаздываю. Я еще человек ответственный, и у меня есть ощущение, что я чего-то не сделала. Это проблема всех людей, которым во время застоя ничего не давали сделать. Сейчас они бегут сразу по пяти дорожкам. Новое время меня востребовало на 300 процентов. Мой основной недостаток - неуспевание, ощущение, что в сутках мало времени...

Беседовал Сергей Тепляков.

Мария Арбатова: вехи биографии
Родилась в 1957 году в городе Муроме Владимирской области, куда в 1950 году отец получил назначение в качестве военного преподавателя марксистской философии. В возрасте одного года была отправлена в Москву. Не вступала в комсомол по принципиальным соображениям. Была "активной хиппи". Училась на философском факультете МГУ, на отделении драматургии Литературного института имени А.М. Горького. Посещала многочисленные семинары и курсы по психологии. Член Союза писателей Москвы и Союза театральных деятелей России. Автор 14 пьес, поставленных в России и за рубежом, восьми книг и множества статей в периодической печати. С 1991 года руководила клубом психической реабилитации женщин "Гармония", с 1996 по настоящее время - "Клубом женщин, вмешивающихся в политику". Около пяти лет работала обозревателем "Общей газеты".
Сыновья-близнецы 1977 года рождения - Петр и Павел - студенты.
Награды
Лауреат премии газеты "Литературные новости" за лучшее произведение в прозе 1993 года - рассказ "Аборт от нелюбимого". Лауреат Всесоюзного конкурса радиодраматургии 1991 года - радионовелла "Обряд инициации" из пьесы "Поздний экипаж". Обладательница Золотой медали Кембриджского библиографического центра "За вклад в культуру ХХ века" 1991 года по номинации "драматургия". Лауреат Боннского театрального биеннале 1996 года - спектакль "Пробное интервью на тему свободы" в постановке Боннского драматического театра. Лауреат конкурса радиодраматургии " Приз Европы" 1998 года за радиоспектакль по пьесе "Обряд инициации" в постановке радио "Россия".
О себе
- Писать я умею почти все: стихи, пьесы, прозу, киносценарии, статьи и президентские программы. Первую статью в своей жизни я написала уже будучи ставящимся драматургом, когда моих сыновей пытались исключить из школы за чувство собственного достоинства. Мне везло, гениальные люди обращали на меня внимание и ставили важные вехи на моем пути. Александр Еременко научил меня писать стихи. Арсений Тарковский - научил не писать. Егор Яковлев заставил стать публицистом. Галина Старовойтова - баллотироваться в Госдуму.
Оценить статью
(0)