Перспективы туристического лета 2009 года в Санкт-Петербурге

Перспективы туристического лета 2009 года в Санкт-Петербурге

Перспективы туристического лета 2009 года в Санкт-Петербурге

Пресс-служба СЗРО РСТ провела опрос членов Комиссии по въездному туризму -  лидеров питерского рынка въездного туризма относительно их прогнозов на летний высокий сезон 2009 года.
Несколько месяцев назад мы уже проводили предварительный опрос, но, как известно, ситуация на рынке меняется непредсказуемо, поэтому с началом сезона мы решили уточнить у участников рынка их мнения, наблюдения и планы.
В опросе принимали участие руководители отелей и турфирм, работающих на прием туристов в Санкт-Петербурге.
Респондентам предлагалось ответить на вопросы:
1. Как Вы оцениваете перспективы летнего сезона 2009 года в Санкт-Петербург?
2. Какие сегменты туризма пострадали больше (меньше)?
3. Как изменились программы по Санкт-Петербургу в связи с кризисом?
4. Как изменились цены и за счет чего их удается корректировать и экономить?
5. Отмечаете ли Вы перераспределение рынков (из каких стран увеличился поток, из каких уменьшился)?

Начнем с прогнозов Всемирной туристской организации (UNWTO), считающей, что туризм пострадал меньше других отраслей экономики, но кризис все же отразился на туриндустрии всех стран. В 2008 году международные туристские прибытия возросли на 2%, тогда как в 2007 году этот рост составил 7%. Рост 5%, зарегистрированный между январем и июнем 2008 года, уступил место снижению на 1% во второй половине года. Если спад экономики продолжится, то UNWTO в течение этого года ожидает стагнации в международных туристских прибытиях или даже их снижения на 2% в течение 2009 года.
Суммируя все высказывания петербургских экспертов, можно полагать, что въездной туризм пострадал в большей степени, чем выездной. Сегодня на рынке ситуация сложная, но не критическая. Ожидаемый спад организованных туристских групп иностранных туристов летом 2009 года - в среднем до 30%. Больше всего пострадал иностранный рынок, причем пропорционально из всех стран, а из сегментов туризма - инсентив.
Сегодня наши турфирмы в большей степени волнует сезон 2010 года, который как известно, формируется и закладывается уже сейчас.
По мнению экспертов, кризис внес коррективы и в режим работы предприятий туризма – он стал «плавающим», особенно с иностранными партнерами: один запрос снимается, другой бронируется, третий аннулируется, появляется новый запрос и т.д. Турфирмы работают «с колес», ограничение определяется только сроками оформления российских виз для иностранцев – две-три недели. Также сокращаются сроки аннуляций туров с месяца до двух недель.
Сейчас турфирмы переписывают свои договоры с гостиницами, предоставившими в апреле более низкие цены, но это в лучшем случае сработает на август 2009 года, а реально – на следующий год.
Турфирмы пытаются ужимать расценки до минимума и делают это по примеру зарубежных коллег: указывают в своих каталогах  минимальную цену пакета (авиаперелет, трансфер, проживание, обзорная экскурсия по городу), т.е. некий «джентельменский набор», а дорогостоящие мероприятия (театры, фолк-шоу, дорогие музеи) выводятся за скобки, как дополнительные услуги.
Все стараются корректировать свои бюджеты и, как правило, за счет своих резервов, прибыли.
Перейдем к высказываниям экспертов.
Генеральный директор «Верса» Владимир Дорофеев.
Ожидаем минус 10% по внутренним туристам и 30% - по зарубежным. Бытует мнение, что туристы поедут на более экономичные варианты, но по нашей компании этот прогноз не подтверждается. Туристы скорее вовсе откажутся от путешествия, чем поедут на «удобства на этаже». По бронировкам ситуация неплохая, а какая будет материализация -  никто сказать не может. Цены корректируются в сторону снижения.
Генеральный директор «Балтик Тревел Компани» Людмила Кудрявцева.
Ожидаемый спад: иностранные туристы  50%, россияне - 30%.  Индивидуалов будет больше, потому что легче найти более дешевое проживание и цены на музеи. Цена в музеях для граждан РФ очень лояльная! Изменились цены на музеи для иностранных гостей, но время частично упущено, поэтому на увеличение потока это сразу существенно не повлияет. Больше всего пострадал инсентивный рынок. Меньше туристов поедет из США, Великобритании (не считая круизных пассажиров).
Генеральный директор «Коминтур» Алексей Тихомиров.
Спад в среднем на 35%.
Такое понятие, как «глубина продаж» сегодня применимо и к турфирмам, занимающимся въездным культурно-познавательным туризмом. Поскольку она незначительная, то, о показателях ближайшего месяца можно только гадать. Менее востребованы продолжительные и более дорогие маршрутные поездки («Золотое Кольцо», «Транссиб» и т.д.), по ним спад 50%. По другим направлениям из каталогов серийных поездок предпочтение отдается шестидневкам и менее, с ограниченной культурной программой, при возможности что-то докупать на месте, т.е  уравновешенный, сбалансированный тур,  приемлемый по цене. Наши европейские зарубежные партнеры оценивают хорошими шансы речных круизов, которых спад, коснулся в меньшей степени.
Экономить приходиться за счет комбинирования программы на замены и «минимизации» культурной программы.
Генеральный директор, «Ника», Леонид Флит.
Спад по иностранцам 20% и 15% по россиянам.
Массовый туризм пострадал меньше, чем деловой, потому что к нам едут в основном европейские пенсионеры, которые несмотря ни на что, получают свои пенсии, хотя тенденция к сокращению групп имеется.
Программы корректируем за счет сокращения в них музеев, количества посещаемых объектов, и новых цен гостиниц.
Генеральный директор, «Софинтур», Дмитрий Соловьев.
Спад по иностранцам 30% и 10% по россиянам.
Мы занимаемся приемом скандинавских автобусных туров и по ним аннуляция происходят, если не набирается группа в 25 человек. Ожидали, что в связи с кризисом туристы из близлежащих стран поедут к нам и в Прибалтику. На деле - поток в Прибалтику вырос, к нам из-за виз – сократился. Если судить по финским продажам, то люди стали больше ездить в бывшие соцстраны.
Жаль, что гостиницы начали снижать цены в апреле. Те туристы, которые ранее планировали поехать в Санкт-Петербург уже приняли решение в пользу других дестинаций  и вряд ли станут его менять.
Генеральный директор, «Мир», Валерий Фридман.
Спад на 25-30%.
Чтобы сохранить и заинтересовать клиентов придумываем новые программы за счет своей прибыли в обход дорогостоящих музеев. Теперь они предлагаются как допуслуги. Наиболее активным по-прежнему остается американский рынок, вдруг поехала Новая Зеландия и Австралия.
Генеральный директор, «Виа Ханса Санкт-Петербург», Вера Белявская.
Спад на 20-25%.
Сезон 2009 года держится на прежних докризисных договоренностях а вот самый сложный будет 2010 год! Несмотря на то, что наши программы не изменились, индивидуалов стало больше.
Генеральный директор, «ВодоходЪ Санкт-Петербург», Олег Зеленков.
Спад по иностранцам 20% и 5% по россиянам.
В круизном сегменте рынка резко сократились США, немцы на прежнем уровне, чуть упали итальянцы и французы. По россиянам - очень упали корпоративные клиенты, зато туристы – чуть выше прошлогодних показателей. Серьезные опасения вызывает навигация 2010 года, потому как договоры заключаются пока вяло. Если кризис продлится, и упадут еще и физлица, то это будет означать крах рынка, т.к. соотношение групповых и индивидуальных туристов у нас составляет 30/70.
Корректировка расходов происходит за счет рекламы и прибыли.
Руководитель службы продаж, «АЗИМУТ Отель Санкт-Петербург», Владимир Орлов.
- Ожидаем сокращения туристического потока с разной динамикой на различных рынках. Однако сильные компании в летний период сохранят свои позиции. Сейчас нам удалось выйти на уровень прошлогодней загрузки отеля, в то время как в январе-феврале этот показатель был ниже прошлогоднего более чем на 10%. На долгий срок прогнозировать сложно, поскольку глубина продаж крайне мала. В целом соотношение между россиянами и иностранцами примерно равное: в начале кризиса иностранцев стало несколько меньше, чем раньше, однако сейчас показатели выравниваются. Что касается соотношения организованных туристов и индивидуалов, то оно примерно то же, что и было раньше. К концу лета, возможно, что-то изменится, но пока об этом говорить рано. Вместе с тем больше всего заметны потери от сокращения корпоративных мероприятий.
Revenue Manager Sokos Hotels St. Petersburg Элиза Закарян
В летнем сезоне 2009 года наблюдается снижение в части въездного туризма примерно на 20-30% в связи с экономической ситуацией в мире. Спад оцениваем в следующем соотношении: иностранцы - 40 %, россияне - 10%. Организованных туристических групп стало на порядок меньше, а вот приток индивидуалов остался без изменений. По нашим оценкам, в большей степени пострадал туризм с целью отдыха, в меньшей степени - бизнес-туризм. Что касается цен, то они понизились на 30%. В то же время город не принимает участия в корректировке программ: корректировать и экономить приходится за счет сокращения собственных расходов. Следует отметить незначительное перераспределение рынков: сократился туристический поток из стран южной Европы, однако увеличился из Латинской Америки, Азии и Индии.

В дополнение к нашему опросу компания «Нота Бена» предоставила статистические данные электронных систем бронирования (GDS и ADS), сравнив показатели за июль 2008 года с прогнозом на июль 2009:
В отелях Петербурга значительно снизились показатели загрузки. Если в июле 2008 года можно было забронировать всего 5-10% от общего числа отелей, загруженных в электронные системы, то в мае этого года остаются доступными для бронирования на июль более 40% гостиниц Петербурга. И мы не уверены, что ситуация значительно улучшится, поскольку не наблюдаем большого числа бронирований в те отели, которые сами представляем в электронных каналах продаж. По сравнению с прошлым годом их число значительно уменьшилось.
Но есть и хорошие новости: петербургские отели адекватно реагируют на кризис и снижают цены, а значит, повышают конкурентоспособность Санкт-Петербурга как туристического центра Европы. В июле 2008 года минимальная цена на проживание в отеле Петербурга, зафиксированная в электронных каналах продаж, достигала 130 долларов США в сутки (за стандартный номер). По имеющимся сейчас данным, минимальная цена в июле 2009 года колеблется в районе 90-110 долларов.
Средняя цена на проживание в петербургских отелях тоже упала по сравнению с прошлым летом. Прогнозируемая средняя цена на проживание в июле 2009 года не превышает 340 долларов, против 400-430 долларов в июле 2008. В дальнейшем (август-сентябрь 2009) средняя цена на проживание будет только снижаться и к середине сентября предварительно достигнет 250 долларов. 

Рейтинг факторов, препятствующих развитию въездного туризма в Санкт-Петербурге, по мнению экспертов, в 2009 году выглядит так:

1. Кризис. Политическая и экономическая нестабильность в мире.
2. Высокая цена турпакета
3. Визовый режим
4. Продвижение Санкт-Петербурга на  международном рынке.
5. Недостаточная информация о событийных мероприятиях.
6. Транспортные проблемы (парковки и пробки).
7. Уровень сервиса.
8.  Безопасность.

Пресс-служба СЗРО РСТ.

Оценить статью
(0)