Последние сутки эры динозавров: геологи восстановили детали планетарной катастрофы

«Их поджарили, а потом заморозили». 66 миллионов лет назад гигантский астероид врезался в Землю. Удар небесного тела эквивалентной мощностью 10 миллиардов атомных бомб спровоцировал лесные пожары и цунами, а выброс огромного количества серы в атмосферу полностью закрыл Солнце. Последующее глобальное похолодание привело к вымиранию 75% жизни на планете.

Что вы представляете, когда слышите словосочетание «конец света»? Хватит ли человеческого воображения, чтобы увидеть весь ужас планетарной трагедии? Дрожь земли, огонь, вода, дым и пепел, полностью застилающие небосвод и Солнце, кромешная темнота и как следствие обледенение – эти самые страшные 24 часа в истории Земли даже трудно представить, такой сценарий сложно достоверно воплотить в фантастических фильмах. Астероид принёс на планету настоящий ад, и все живые существа были обречены.

66 миллионов лет назад метеорит диаметром более 10 километров врезался в побережье современной Мексики, став причиной массового вымирания. На месте падения до сих пор сохранился кратер, один из самых больших на планете, в диаметре составляющий около 180 километров. Недавно палеонтологам удалось подробно реконструировать события последнего дня эпохи динозавров. По результатам анализа образцов, взятых из центра кратера Чиксулуб (англ. Chicxulub), геологи смогли восстановить детали даже первых часов после столкновения астероида с Землёй.

Версия доисторического «апокалипсиса», которую ранее предполагали палеонтологи, теперь получила веские доказательства и подробности. Команда учёных из Техасского университета в Остине провела новое исследование, обнаружив подтверждения катаклизма в сотнях футов камней, заполнивших ударную воронку в течение первых 24 часов после падения метеорита. Максимально подробный обзор последствий катастрофы представляют артефакты, навсегда «впечатанные» в скалистое дно Чиксулуба. В числе главных «улик» - обломки породы, принесённые цунами, кусочки древесного угля, а также отсутствующая сера.

Фрагмент пробуренных кернов из скал, заполнивших кратер при падении астероида. Учёные обнаружили расплавленные и разбитые породы (песчаник, известняк и гранит) без серосодержащих минералов, несмотря на их высокую концентрацию в этом районе. (фото: Международная программа Ocean Discovery)

Фрагмент пробуренных кернов из скал, заполнивших кратер при падении астероида. Учёные обнаружили расплавленные и разбитые породы (песчаник, известняк и гранит) без серосодержащих минералов, несмотря на их высокую концентрацию в этом районе. Фото: Международная программа Ocean Discovery.

Профессор Института геофизики Техасского университета Шон Гулик, возглавлявший данное исследование, подчеркнул, что уникальные камни из кратера позволили учёным рассмотреть всю цепь катастрофических событий с места их очевидца. Ранее весомый вклад в эту работу также внесли более двух десятков учёных из Международной группы, описав процесс образования кратера и последующее восстановление жизни на дне воронки.

«Это расширенный отчёт о событиях, которые мы смогли восстановить из-под нулевой отметки», - сказал Гулик, слова которого приводятся в статье на научном портале EurekAlert!. В 2016 году профессор также руководил научной буровой миссией Международной программы по исследованию океана, в ходе которой были извлечены камни с места падения астероида у берега полуострова Юкатан.

Большая часть материала, который заполнил кратер за несколько часов после падения астероида, была произведена на месте удара или была занесена морской водой, стекающей обратно в воронку из Мексиканского залива. С поразительной скоростью камни «записывали» всё, что происходило в окружающей среде внутри и за границами ударного кратера в течение первых минут и дальнейших нескольких часов после столкновения. Благодаря такой «наскальной летописи» эксперты смогли собрать полную картину воздействия небесного тела. Эволюционный скачок был жёстким, однако то, что убило динозавров и завершило долгий период мезозоя, одновременно положило начало «новой жизни» - так можно перевести название нашей, кайнозойской эпохи.

По результатам обширной работы, Гулик описал день страшной катастрофы как «краткосрочный ад на региональном уровне», предваряющий длительный период глобального похолодания. «Их поджарили, а потом заморозили. Не все, но многие динозавры умерли в тот день», - уточнил профессор.

Удар гигантского астероида по мощности был эквивалентен 10 миллиардам атомных бомб времён Второй мировой войны. Колоссальный взрыв поджёг все деревья и растения в радиусе тысячи миль и спровоцировал сильнейшее цунами. Обнаруженные в кратере древесный уголь и химический биомаркер, связанный с почвенными грибами в песке, демонстрируют специалистам признаки отложения возрождающейся воды. Это говорит о том, что обугленный ландшафт втянуло в ударную воронку именно отступающими водами цунами.

Одним из самых важных открытий исследования стали образцы керна - а вернее то, чего в этих пробах не оказалось. Астероид приземлился в области горных пород, чрезвычайно богатых серой. Однако в эпицентре воронки учёные её не нашли. Данный факт подтвердил теорию, что взрывной удар метеорита испарил серосодержащие минералы, вследствие чего не менее 325 миллиардов метрических тонн серы поднялись в атмосферу, полностью блокируя поступление солнечного света. Воцарившаяся кромешная темнота в итоге привела к глобальному похолоданию.

Непосредственное воздействие астероида привело к массовому уничтожению на региональном уровне, однако сам метеорит нельзя считать настоящим «убийцей» 75% всех живых существ на планете, включая динозавров. По мнению учёных, виноват атмосферный эффект: именно резкое изменение климата стало причиной глобального видового вымирания на Земле.

Кайнозо́й (кайнозойская эра) - текущая эра геологической истории Земли. Термин образован от греческого (καινός = новый + ζωή = жизнь) и дословно переводится как «новая жизнь». Кайнозой начался 66,0 миллионов лет назад (граница эпох проведена по массовому вымиранию видов вследствие удара астероида) и продолжается в настоящее время. Нашей геологической эре предшествовала долгая эпоха динозавров – мезозо́й. Этот период геологической истории продолжался почти 186 миллионов лет (от 251,902 млн лет назад до 66,0 млн лет назад).