Исследователи нашли подходящую для жизни экзопланету

Английские учёные провели тщательный анализ состава поверхности обнаруженной ранее «суперземли» K2-18b на основе данных о её массе, радиусе и атмосфере. Результаты работы подтвердили наличие условий для существования жизни на планете.

Удивительная экзопланета K2-18b находится на расстоянии 124 световых лет от нашей Земли. Её масса превышает земную в 8,6 раза, а её радиус в 2,6 раза больше, чем у нашей планеты. Так называемая «суперземля» вращается вокруг звезды-хозяина в пределах обитаемой зоны, температурные условия которой, теоретически, позволяют воде существовать в жидкой форме на поверхности экзопланеты. Об этой планете стало широко известно ещё осенью 2019 года, когда мировые СМИ сообщили о заметном открытии астрономов: две разные исследовательские группы тогда одновременно заявили об обнаружении водяного пара в обогащённой водородом атмосфере K2-18b. Однако, как сообщалось ранее, подробный состав и условия на поверхности экзопланеты до сих пор оставались загадкой для учёных.

Команда астрофизиков из Кембриджского университета продолжила изучение этого далёкого мира и провела масштабный анализ поверхности потенциально обитаемой K2-18b, используя данные о её радиусе, массе и атмосфере. Результаты этой работы, опубликованные в профильном издании The Astrophysical Journal Letters, подтвердили самые смелые надежды планетологов: атмосферные условия «суперземли» пригодны для поддержания жизни и там действительно есть жидкая вода.

Водяной пар ранее уже находили в атмосфере целого ряда планет, орбита которых проходит в обитаемой зоне звезды. Однако, по словам специалистов, наличие этих двух факторов вовсе не гарантирует, что поверхность планеты окажется пригодной для жизни.

«Чтобы установить перспективы обитаемости, важно получить в комплексе понимание внутренних и атмосферных условий на планете - в частности, может ли жидкая вода существовать под её атмосферой», - пояснил ведущий автор исследования доктор Никку Мадхусудхан (Nikku Madhusudhan) из Кембриджского института астрономии.

До настоящего момента эксперты ошибочно предполагали, что K2-18b по своей атмосфере и условиям подобен Нептуну, только уступает ему в размерах. Ожидалось, что температура и давление на поверхности гиганта окажутся слишком велики для поддержания жизни. Теперь британская исследовательская группа доказала, что, вопреки огромной величине «суперземли», состав её атмосферы и интерьер могут способствовать обитаемости. При помощи подробного моделирования окружающей среды и статистических методов для оценки данных, учёные подтвердили, что атмосфера K2-18b богата водородом, содержит много водяного пара, а уровни химических веществ, таких как метан и аммиак, не превышают допустимую для существования жизни норму. Далёкий водный мир K2-18b открывает астрономам новые возможности для поиска потенциально обитаемых планет за пределами нашей Солнечной системы.