Мифы о праворульных авто, или немного истории

В настоящее время в России появляется все больше авто правосторонним расположением рулевого управления, или, проще говоря, «праворульных» машин, в основном японского производства. Все больше россиян отдают предпочтение, неудобному, на первый взгляд из-за расположения руля, автомобилю. И как показывает практика – неспроста.

В первую очередь хотелось бы упомянуть о том, что первые автомобили были привезены в Японию из Великобритании, и именно поэтому, взяв за образец страну вечных туманов, японцы организовали дорожное движение транспорта именно левосторонним. Однако не только это повлияло на их выбор.

Корнями история принятия левой стороны дороги как основной уходит в японскую древность, когда самураи скакали по гористой японской местности на резвых лошадях с мечами на левом боку. Причем на перевязи катану (японский меч) никто не носил, затыкали ее за пояс, так что он торчал с левого боку, где-то на полметра выпирая. Видимо, опасаясь зацепиться мечами и тем спровоцировать бой, самураи стали использовать принцип левостороннего движения. Они вообще народ нервный, шуток не понимающий.

Рационально предположить, что помимо вояк-самураев, были и простые люди: крестьяне, ремесленники, торговцы. Им как ходить подобало? Этот люд мечей не носил и совершенно спокойно пользовался любой стороной дороги. Главной радостью было вовремя посторониться от приближающегося самурая. Последний мог запросто прирезать мещанина за косой взгляд или еще за какой «неуважительный» поступок.
В начале периода Эдо (1603-1867 гг.) уже закрепилась традиция, указующая каждому, кто направлялся в сторону столицы (Токио в то время звался Эдо), держаться левой стороны. Похоже, что такая система прикипела к японцам и постепенно стала распространяться по всей стране. С уверенностью можно говорить, что к концу 18-го века обычай двигаться по левой стороне дороги уже сформировался как общее правило для перемещения по Японии.

В середине 19-го века Японию практически штурмом заставили открыться миру. Тут японцы осознали силу западной техники и решили тотально все заимствовать. Множество японских подростков отправили учиться уму-разуму в западные университеты; большая часть отбыла в Англию.

Самое интересное то, что за пятьдесят лет никто так и не удосужился законодательно регламентировать, какой стороны дороги следует держаться. Максимум на что пошла полицейская управа в Токио - так это издала предписание о том, что лошади и автомобили должны придерживаться левой стороны, а при встрече с военными отрядами - правой. Японская армия – особый случай – ходила по правой стороне дороги аж до 1924 года.

Однако вернемся к нашим баранам.

Начнем с того, что перечислим и обсудим общепринятые и наиболее часто упоминаемые мифы о «праворуких» авто, популярные у нас.

Миф первый. На авто с правосторонним расположением рулевого управления невозможно ездить по нашим дорогам с правосторонним движением.
Это миф чистейшей воды. Во-первых, обзор с правого переднего сидения ничуть не хуже (лобовое стекло из сверхтехнологичных материалов, расположенное под особым углом не искажает обзор, передние стойки крыши расположены также специальным образом и не перекрывают обзор водителю).
Во-вторых, при движении всегда необходимо держать дистанцию до впереди едущего ТС, чем почти всегда пренебрегают владельцы «леворуких». Если держать дистанцию хотя бы в 6-7 метров, то встречную полосу движения прекрасно видно на расстояние не менее 250-300 метров даже с правой стороны, причем водитель спокойно сидит на своём месте и не наклоняется в левую сторону.
В-третьих, японские авто внутреннего рынка оснащены высокооборотистыми, мощными, несмотря даже на маленький объем, двигателями и в основном АКПП CVT(вариаторного типа), что позволяет совершить быстрый и маневренный обгон в считанные секунды.

Миф второй. Японские праворульные авто опасны.
Вопреки расхожему мнению, которое особенно популярно в кругах российских законодателей о том, что автомобили с правым рулем небезопасны при эксплуатации, смею утверждать, что это не так.
Во-первых, пассивная безопасность японских автомобилей находится на мировом уровне. Подушки безопасности, например, уже давно стали обязательным атрибутом даже у достаточно старых моделей.
Во-вторых, давайте просто задумаемся о причинах возникновения ДТП. ДТП совершаются по разнообразным причинам, однако большинство из них можно свести лишь к одной – виноват водитель. Именно водитель виноват в ДТП чаще всего, а не транспортное средство. Водитель нарушает правила, водитель уделяет недостаточно внимания дорожной обстановке, водитель не пристегивается, водитель садится за руль пьяным. Все эти факторы и являются первопричинами львиной доли ДТП не только в России, но и в других странах. При чем здесь автомобиль с правым рулем? Если водитель аккуратно водит автомобиль, соблюдает правила, ведет себя корректно на дороге, то он и на правом руле не попадет под встречный грузовик при обгоне.

Миф третий. Японский авто дорог в ремонте, трудно найти запчасти.
Этот миф имеет корни еще с конца прошлого века, когда в России было тяжело не только с запчастями, но вообще с любыми товарами. Сегодня автомобильная индустрия и сопутствующие услуги (сервисы, продажа запчастей) развиваются семимильными шагами. Практически к любой модели японского автомобиля сегодня можно купить любую деталь. С расходными материалами (колодки, свечи, ремни) вообще нет никаких проблем. Менее распространенные запасные части можно заказать у множества фирм, которые занимаются доставкой из Японии в любые части России.

Миф четвертый. Японские двигатели потребляют ГСМ в увеличенных количествах и быстро выходят из строя. АКПП вариаторного типа (CVT) быстро выходят из строя.
Суть первой части мифа кроется в низком качестве продаваемых масел и бензинов. Продаваемое в нашей стране масло – сплошь и рядом – подделка, восстановленная гидрокрекинговая смесь, отстоянная и фильтрованная, поэтому не стоит приобретать масла в сомнительных придорожных «вагончиках» и вообще в магазинах, которые отказываются предоставлять сертификаты и документы на товары. Не стоит также приобретать масла ниже уровня стандарта API SL/CF. При соблюдении всех этих условий, даже самые требовательные движки к маслу, такие как GDI и D4, а также STI не будут потреблять его больше нормальных 500-800 грамм на 10000 тысяч (многие кстати говоря ломают голову над проблемой угара масел именно в этих моторах, пока не останавливаются на полусинтетике 10w-40 зимой и 15w-50 летом). Бензины у нас также оставляют желать лучшего – в них слишком много серы, и если не использовать высококачественное топливо октановым числом не менее 95, то можно получить быстрый прогар клапанов и поршней, что приведет к выходу из строя двигателя.

Тема вариаторов бесконечна и обсуждать ее можно долго, но можно сказать одно – это самая менее всего подверженная поломкам часть японского авто, если пользоваться ею умело, а именно не допускать резкого старта с пробуксовкой под 6тыс/оборотов на тахометре. В основном в такой ситуации может выйти из строя мераллизированный привод (цепь) вариатора. В остальном – вариатор дает бесшумное, быстрое ускорение, комфорт, отсутствие переключений, рывков, плавный ход, ну и конечно, работая даже со 140-сильным двигателем объемом 1.8 л., обеспечивает минимальный расход топлива.

Как бы это странно не прозвучало, в Японии разрешены к эксплуатации импортируемые леворульные модели, обладание которыми, наоборот, поднимает статус владельца в связи с редкостью и, как правило, дороговизной таких автомобилей.
В российских правилах дорожного движения и техрегламентах нет ограничения на правое расположение руля, хотя имеются отличия в требованиях к светотехнике, что решается путем адаптации либо замены фар на аналогичные «европейские».

Взвесив все за и против, получаем довольно-таки адекватную картину, и еще раз убеждаемся, что лучше праворукая комфортная японка, чем хваленый ТАЗ.

Александр Дудка

Оценить статью
(0)
Добавить комментарий
Получать ответы на почту
Получать ответы на почту