Как нам реорганизовать ОПК?

Как нам реорганизовать ОПК?

Многолетние, разноплановые и не скоординированные усилия российской власти по выводу национальной военной @ промышленности из кризиса пока не привели к значительным результатам. Очередное мероприятие по решению указанной задачи состоится 18 декабря в Челябинске, где пройдет выездное заседание комиссии по реализации программы реформирования оборонно-промышленного комплекса (ОПК) России на 2002-2006 гг. В работе комиссии примут участие министр промышленности, науки и технологий И.Клебанов, зам. полпреда президента в УрФО В.Басаргин, руководители оборонных предприятий, научно-исследовательских учреждений и конструкторских бюро.
В ходе заседания намечено в очередной раз обсудить ситуацию в ОПК и заслушать предложения по выводу его из кризиса, прежде всего за счет адаптации комплекса к условиям мирового рынка высоких технологий. Важность этой задачи трудно переоценить, от ее решения зависит не только готовность России играть ведущие роли в процессах глобализации и борьбы с международным терроризмом, но и сам переход нашей страны к постиндустриальной экономике ХХI века. Существенно и социально-экономическое значение этой сферы. В стране имеется около 1700 предприятий и организаций, около 900 НИИ и КБ, относящихся к ОПК. В них, по оценкам экспертов, несмотря на все проблемы, по-прежнему сосредоточено около половины интеллектуального и технологического потенциала России.
Однако положение в ОПК, несмотря на непрекращающиеся разговоры о его реструктуризации, остается критическим. Из-за явной структурной избыточности мощности предприятий загружены лишь на 20%, при этом 60% работ осуществляется по иностранным заказам или ориентированы на экспорт, а для вооруженных сил РФ выпускаются единичные и не самые совершенные образцы. Более 25% относящихся к ОПК предприятий работают не по профилю, вообще не производя оборонной продукции. Стремительно стареют основные фонды, износ которых достигает во многих случаях 75%. Из-за низких зарплат и многочисленных социальных проблем остро стоит кадровый вопрос: средний возраст персонала в научных учреждениях – 60 лет, в производстве – 50 лет и более. На многих предприятиях нехватка высококвалифицированных инженеров составляет 80%, а рабочих – 84.
Основными причинами деградации самой наукоемкой и приоритетной в советское время отрасли стали недостатки государственного управления, длительное отсутствие у власти военной политики как таковой, неудовлетворительное финансирование, включая многолетние долги государства за выполненные заказы, несовершенство законодательства. В результате, по оценкам, доля России на мировом рынке наукоемкой продукции снизилась до 0,3%, хотя специалисты считают, что она могла бы составить 8-12%.
Президент В.Путин, 19 ноября посетивший «НПО машиностроения» в г. Реутов, был вынужден признать неудовлетворительными темпы реструктуризации ОПК. Одновременно были даны некоторые рекомендации по решению этой проблемы, проясняющие взгляды Кремля на будущее отрасли. В частности, глава государства не обещал значительного увеличения финансирования ОПК, подчеркнув, что вливания «консервируют проблемы» и «даже лишают предприятия реальных стимулов к развитию производства». Он призвал разделить ответственность за обеспечение комплекса заказами за счет ритмичного финансирования государством примерно 15% задач в интересах национальной обороны (до последнего времени бюджет РФ не обеспечивал даже этого) и получения остальных 85% средств самими предприятиями от зарубежных инвесторов и партнеров. Таким образом, президент прямо признал отсутствие у государства возможностей обеспечивать ОПК в его нынешней структуре заказами и финансами.
В.Путин одобрил примененную при создании «НПО машиностроения» технологию создания корпорации путем объединения организаций «снизу», оказавшуюся более успешной, чем прежде использовавшийся способ интеграции «сверху», против которого выступали сами предприятия и региональные руководители. Указанные рекомендации, вероятно, будут в центре внимания заседания в Челябинске. Также предполагается обсудить вопрос закрепления кадров, начиная с подбора и сопровождения требуемых специалистов на этапе обучения, учреждения стипендий и оплаты практики, вплоть до гарантий трудоустройства и решения элементарных проблем молодых специалистов. Для них предлагается, как в годы Отечественной войны, установить освобождение от службы в армии и некоторые другие льготы. Главное – резко повысить зарплаты, для чего разработать комплексную федеральную программу по привлечению молодежи в ОПК, финансируемую из бюджета и средств предприятий.
По оценкам экспертов, на реформирование военной промышленности России остается все меньше времени. В ближайшие годы ее способность самостоятельно создавать большинство современных видов оружия и военной техники может быть окончательно утрачена. Скажется уже имеющееся технологическое отставание, а в дальнейшей перспективе будут усугубляться трудности, связанные с ухудшением состояния научной базы. Однако в предвыборный период власть вряд ли проявит политическую волю, которой так недоставало все эти годы для решительных шагов в осуществлении перестройки ОПК. Как и в других важных мероприятиях, вероятно, предстоит ждать 2004 года.

Н.Новоселов
Оценить статью
(0)