В том, что налоговая система является столпом государственной экономики, сегодня не сомневается никто. @ И если она работает неэффективно, то нормального функционирования всех сфер жизнедеятельности государства ожидать не стоит. Также очевидно, что взимаемые налоги должны быть достаточными для пополнения федерального бюджета, и, в то же время, стимулирующими развитие производства и не ущемляющими интересы граждан. Однако в России с пониманием этой прописной истины существуют проблемы. И, несмотря на богатый мировой опыт, она идет своим путем.
Налоговая реформа обсуждалась на заседаниях правительства дважды – 5 декабря 2002 года и 6 февраля этого. Однако два главных ведомства, занимающиеся разработкой основных положений налоговой реформы: Минфин и Минэкономразвития, договориться между собой так и не смогли. Основной камень преткновения – когда и насколько необходимо снижать налоги (с тем, как их повышать, разногласий, как правило, не бывает): единый социальный налог (ЕСН) и налог на добавленную стоимость (НДС).
Минэкономразвития и Минфин имеют по этому вопросу разные мнения – «консерватор» А.Кудрин предлагает начать снижение ЕСН не ранее 2005 года, а НДС – не ранее 2006 года. «Либерал» Г.Греф считает, что снижение НДС и ЕСН возможно уже с 1 января 2004 года.
На заседании кабинета 6 февраля премьер М.Касьянов поручил Минфину и МЭРТ согласовать к 15 февраля все позиции и представить пакет законопроектов по реформе. Однако по главным налогам – НДС и ЕСН, договориться так и не удалось. В результате 27 февраля будут рассмотрены вызывающие наименьшее количество споров вопросы – законопроекты по налогам на имущество организаций и на имущество физических лиц, по земельному налогу, а также по налогу на наследование и дарение.
Что же касается остального, то М.Касьянов по согласованию с вице-премьером, министром финансов А.Кудриным поручил руководителю группы Минфина по налоговой реформе, первому замминистра финансов Сергею Шаталову проработать вопрос об основных направлениях налоговой реформы перед внесением в правительство к рассмотрению на заседании 13 марта 2003 г. с тем, чтобы после обсуждения законопроектов по имущественным налогам провести обсуждение по всему пакету налоговых законопроектов.
Выступая на заседании налогового подкомитета Совета Федерации 25 февраля, С.Шаталов рассказал о планах Минфина по снижению налогов. По его словам, с 2004 г. планируется облегчить доступ к регрессивной шкале единого социального налога, хотя вопрос снижения ставки ЕСН (35,6%) пока не решен. Также планируется облегчить порядок возврата НДС, при этом снижение ставки этого налога Минфин считает еще более отдаленной задачей (?). Несмотря на «полный туман», Шаталов выразил надежду, что Госдума может принять законопроекты, касающиеся реформирования налогового законодательства, в период весенней сессии 2003 года. По его словам, к процедуре второго чтения уже подготовлены законопроекты, касающиеся госпошлины, режима СРП и таможенно-тарифного регулирования. К процедуре рассмотрения в первом чтении готов законопроект, касающийся налогообложения объектов животного мира и биологических ресурсов. Также в ближайшее время правительство намерено внести в Госдуму законопроект, касающийся налогообложения пользования лесным фондом. Очевидно, однако, что в этих законопроектах речь о ЕСН и НДС не идет.
«Цену реформы» Минфин определяет в 120 млрд. руб. – именно эту сумму должен потерять федеральный бюджет от реализации налоговой реформы. Регионам реформа обойдется дороже - отмена налога с продаж с 2004 г. уменьшит доходы регионов на 60 млрд. рублей. Чем будет покрыт образующийся дефицит?
Выступая 26 февраля на четвертой ежегодной конференции по экономической ситуации и инвестиционному климату "Россия: развивая успех", А.Кудрин заявил, что источником покрытия выпадающих доходов при дальнейшем снижении налогов в России должны быть рост ВВП, сокращение госрасходов и перераспределение налоговой нагрузки между сырьевыми и перерабатывающими отраслями. Также Минфин предлагает пересмотреть принципы налогообложения природного газа. Вместо действующих сейчас акцизов на газ предлагается установить налог на добычу полезных ископаемых. Благодаря этой мере без увеличения нагрузки дополнительные доходы федерального бюджета составят около 50 млрд. рублей. Прибегать к заимствованиям на рынке в качестве источника покрытия выпадающих доходов при снижении налогов глава Минфина считает нецелесообразным.
Этих мер, как считает А.Кудрин, будет достаточно для того, чтобы за 3 года перейти к снижению НДС до 15-17% в 2006 году. Сокращение ЕСН, по его мнению, может начаться с 2005 года до эффективной ставки около 30%. То есть, на 5,6% с уточнением регрессивной шкалы доступа к уплате налога со 100 тыс. руб. в годовом выражении до 50 тыс. руб. - для того, чтобы обеспечить более широкий доступ к этой шкале и легализовать фонд оплаты труда. Однако легализация фонда оплаты труда не покроет выпадение доходов в первые годы, подчеркнул Кудрин. Если же снизить ЕСН в 2004 году, как предлагает МЭРТ, то государственные внебюджетные фонды не получат от 130 до 160 млрд. руб., к чему Минфин «не готов».
Изменение ЕСН, по словам Кудрина, должно происходить одновременно с реформированием социального страхования и обязательного медицинского страхования. В настоящее время есть предложения о том, что предприятия, которые сами обеспечивают страхование сотрудников, смогут производить вычеты из этого налога. Сейчас эти предложения прорабатываются, и они более эффективны, чем просто снижение ставки ЕСН, подчеркнул вице-премьер. Что касается снижения НДС, то в настоящее время рассматривается предложение о возмещении этого налога при проведении строительно-монтажных работ, то есть для застройщиков. С 2004 года, напомнил Кудрин, будет отменен налог с продаж.
А теперь о ближайших планах кабинета, с которыми Кудрин ознакомил участников конференции: с 1 марта 2003 года правительство планирует повысить экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты - до уровня $39-40 за тонну, что позволит получить дополнительно в бюджет за ближайшие 2 месяца около $500 млн.
Также кабинет намерен создать стабилизационный фонд, который "послужит страховым механизмом для всех уровней бюджета, когда цена на нефть будет драматически падать". А.Кудрин привел данные, в соответствии с которыми падение цен на углеводородное сырье на $1 за баррель приводит к сокращению валового внутреннего продукта на 0,5%. Федеральный бюджет, по словам Кудрина, потребует компенсаций при снижении цены на нефть ниже $18,5 за баррель.
Были оглашены на конференции и прогнозы: в 2003 году Алексей Кудрин прогнозирует укрепление рубля в реальном выражении на 4,6%. Отток капитала из России, по его мнению, будет сокращаться. Если в 2001 году этот показатель составил $16,2 млрд., то в прошлом году из России было вывезено уже значительно меньше – $11,7 млрд. (по оценкам Центробанка, $21 млрд.)
Налоговая реформа обсуждалась на заседаниях правительства дважды – 5 декабря 2002 года и 6 февраля этого. Однако два главных ведомства, занимающиеся разработкой основных положений налоговой реформы: Минфин и Минэкономразвития, договориться между собой так и не смогли. Основной камень преткновения – когда и насколько необходимо снижать налоги (с тем, как их повышать, разногласий, как правило, не бывает): единый социальный налог (ЕСН) и налог на добавленную стоимость (НДС).
Минэкономразвития и Минфин имеют по этому вопросу разные мнения – «консерватор» А.Кудрин предлагает начать снижение ЕСН не ранее 2005 года, а НДС – не ранее 2006 года. «Либерал» Г.Греф считает, что снижение НДС и ЕСН возможно уже с 1 января 2004 года.
На заседании кабинета 6 февраля премьер М.Касьянов поручил Минфину и МЭРТ согласовать к 15 февраля все позиции и представить пакет законопроектов по реформе. Однако по главным налогам – НДС и ЕСН, договориться так и не удалось. В результате 27 февраля будут рассмотрены вызывающие наименьшее количество споров вопросы – законопроекты по налогам на имущество организаций и на имущество физических лиц, по земельному налогу, а также по налогу на наследование и дарение.
Что же касается остального, то М.Касьянов по согласованию с вице-премьером, министром финансов А.Кудриным поручил руководителю группы Минфина по налоговой реформе, первому замминистра финансов Сергею Шаталову проработать вопрос об основных направлениях налоговой реформы перед внесением в правительство к рассмотрению на заседании 13 марта 2003 г. с тем, чтобы после обсуждения законопроектов по имущественным налогам провести обсуждение по всему пакету налоговых законопроектов.
Выступая на заседании налогового подкомитета Совета Федерации 25 февраля, С.Шаталов рассказал о планах Минфина по снижению налогов. По его словам, с 2004 г. планируется облегчить доступ к регрессивной шкале единого социального налога, хотя вопрос снижения ставки ЕСН (35,6%) пока не решен. Также планируется облегчить порядок возврата НДС, при этом снижение ставки этого налога Минфин считает еще более отдаленной задачей (?). Несмотря на «полный туман», Шаталов выразил надежду, что Госдума может принять законопроекты, касающиеся реформирования налогового законодательства, в период весенней сессии 2003 года. По его словам, к процедуре второго чтения уже подготовлены законопроекты, касающиеся госпошлины, режима СРП и таможенно-тарифного регулирования. К процедуре рассмотрения в первом чтении готов законопроект, касающийся налогообложения объектов животного мира и биологических ресурсов. Также в ближайшее время правительство намерено внести в Госдуму законопроект, касающийся налогообложения пользования лесным фондом. Очевидно, однако, что в этих законопроектах речь о ЕСН и НДС не идет.
«Цену реформы» Минфин определяет в 120 млрд. руб. – именно эту сумму должен потерять федеральный бюджет от реализации налоговой реформы. Регионам реформа обойдется дороже - отмена налога с продаж с 2004 г. уменьшит доходы регионов на 60 млрд. рублей. Чем будет покрыт образующийся дефицит?
Выступая 26 февраля на четвертой ежегодной конференции по экономической ситуации и инвестиционному климату "Россия: развивая успех", А.Кудрин заявил, что источником покрытия выпадающих доходов при дальнейшем снижении налогов в России должны быть рост ВВП, сокращение госрасходов и перераспределение налоговой нагрузки между сырьевыми и перерабатывающими отраслями. Также Минфин предлагает пересмотреть принципы налогообложения природного газа. Вместо действующих сейчас акцизов на газ предлагается установить налог на добычу полезных ископаемых. Благодаря этой мере без увеличения нагрузки дополнительные доходы федерального бюджета составят около 50 млрд. рублей. Прибегать к заимствованиям на рынке в качестве источника покрытия выпадающих доходов при снижении налогов глава Минфина считает нецелесообразным.
Этих мер, как считает А.Кудрин, будет достаточно для того, чтобы за 3 года перейти к снижению НДС до 15-17% в 2006 году. Сокращение ЕСН, по его мнению, может начаться с 2005 года до эффективной ставки около 30%. То есть, на 5,6% с уточнением регрессивной шкалы доступа к уплате налога со 100 тыс. руб. в годовом выражении до 50 тыс. руб. - для того, чтобы обеспечить более широкий доступ к этой шкале и легализовать фонд оплаты труда. Однако легализация фонда оплаты труда не покроет выпадение доходов в первые годы, подчеркнул Кудрин. Если же снизить ЕСН в 2004 году, как предлагает МЭРТ, то государственные внебюджетные фонды не получат от 130 до 160 млрд. руб., к чему Минфин «не готов».
Изменение ЕСН, по словам Кудрина, должно происходить одновременно с реформированием социального страхования и обязательного медицинского страхования. В настоящее время есть предложения о том, что предприятия, которые сами обеспечивают страхование сотрудников, смогут производить вычеты из этого налога. Сейчас эти предложения прорабатываются, и они более эффективны, чем просто снижение ставки ЕСН, подчеркнул вице-премьер. Что касается снижения НДС, то в настоящее время рассматривается предложение о возмещении этого налога при проведении строительно-монтажных работ, то есть для застройщиков. С 2004 года, напомнил Кудрин, будет отменен налог с продаж.
А теперь о ближайших планах кабинета, с которыми Кудрин ознакомил участников конференции: с 1 марта 2003 года правительство планирует повысить экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты - до уровня $39-40 за тонну, что позволит получить дополнительно в бюджет за ближайшие 2 месяца около $500 млн.
Также кабинет намерен создать стабилизационный фонд, который "послужит страховым механизмом для всех уровней бюджета, когда цена на нефть будет драматически падать". А.Кудрин привел данные, в соответствии с которыми падение цен на углеводородное сырье на $1 за баррель приводит к сокращению валового внутреннего продукта на 0,5%. Федеральный бюджет, по словам Кудрина, потребует компенсаций при снижении цены на нефть ниже $18,5 за баррель.
Были оглашены на конференции и прогнозы: в 2003 году Алексей Кудрин прогнозирует укрепление рубля в реальном выражении на 4,6%. Отток капитала из России, по его мнению, будет сокращаться. Если в 2001 году этот показатель составил $16,2 млрд., то в прошлом году из России было вывезено уже значительно меньше – $11,7 млрд. (по оценкам Центробанка, $21 млрд.)