Кто на политическом свете всех милее, всех румяней и белее?

Кто на политическом свете всех милее, всех румяней и белее?

Центр стратегического анализа и прогноза под руководством Дмитрия Ольшанского совместно с ЦИОМ @ «Глас народа» 22-26 марта провел очередной экспертный опрос. Презентация результатов исследования состоялась 27 марта @ в Центральном доме журналиста. 52 эксперта – среди них, политологи, журналисты, политические функционеры и штатные эксперты спецслужб, оценивали предвыборный потенциал ведущих политических партий по 10 параметрам предвыборной ситуации: 1) региональные партструктуры, 2) творческий потенциал «штабов», 3) «административный ресурс», 4) известность и популярность программ, 5) финансовые ресурсы, 6) харизма ведущих фигур партсписка, 7) яркость и наступательность PR-акций, 8) известность в электорате, 9) информационная поддержка СМИ, 10) готовность избирателей голосовать «за» - электоральная поддержка.
Общий потенциал партий оценивался по экспертным оценкам, основанных на официальной и неофициальной информации об их деятельности, а также данных опросов разных социологических служб. В результате возникли прогнозные параметрические рейтинги, дающие более глубокую информацию, чем массовые опросы. Методика многократно показала свою адекватность и прогностическую силу в избирательных кампаниях 1995-96 гг. и 1999-2000 гг.

Результаты исследования оказались благоприятными для коммунистов и не слишком приятными для «Единой России». Накануне съезда такую информацию подарком не назовешь. Методом подсчета «суммы мест» эксперты получили обобщенную картину сегодняшнего потенциала первой десятки (чем меньше «сумма мест», тем более высокое итоговое место занимает партия). Она выглядит следующим образом:

Коммунистическая партия РФ – 25,
«Единая Россия» – 32,5,
ЛДПР – 31,
«Яблоко» и СПС – по 37,
Народная партия России – 51,5,
Аграрная партия России – 72,
Экологическая партия «Зеленые» – 80,
Другие – 91,
Партия пенсионеров – 93.

За прошедший месяц, говорится в выводах по результатам исследования, предвыборная кампания в целом достаточно быстро набирала темп, однако разные партии двигались с разной скоростью. Как бы спохватившись, все начали что-то делать, однако здесь и выявилась разница в этапах развития партий. Наибольшее приращение результатов по сумме 10 параметров показали Союз правых сил (-4 по сумме мест) и Народная партия России (-5). Примерно на прежнем уровне остались лидеры (КПРФ, «Единая Россия», ЛДПР). Несколько затормозило «Яблоко» (+3,5 по сумме мест). Аутсайдеры увеличивают отставание.
Кроме того, в первой десятке партий усугубилось разделение на два с половиной эшелона. Первый эшелон – пять лидирующих партий: КПРФ, «Единая Россия», ЛДПР, «Яблоко» и СПС. Пока их шансы предпочтительнее, однако к ним ускоренными темпами приближается Народная партия России. Ко второму эшелону относятся Аграрная партия России, Экологическая партия «Зеленые» («Кедр»), Партия пенсионеров, а также недифференцированное множество под названием «Другие». Вылетели из первой десятки Партия возрождения России и Партия жизни (это происходит, если по половине параметров партия получает нулевые оценки). Для обеих спикеров, казалось бы, активизировавших своих усилия за последний месяц, подобные выводы будут малоприятными.
Оценить перспективы ведущих партий позволяет открытый вопрос, отдельно задававшийся экспертам. Он звучал так: «У каких политических партий есть реальные шансы сформировать собственные фракции в будущей Государственной думе (независимо от того, смогут ли они преодолеть 5-процентный барьер)?» По мнению экспертов, максимальна вероятность возникновения фракций КПРФ и «Единой России» (87%). Чуть меньше (74%) вероятность появления фракции «Яблоко». С 70-процентой вероятностью будет иметь свою фракцию ЛДПР. С вероятностью 64%, сформирует фракцию СПС. 60% вероятности за то, что с помощью депутатов-одномандатников собственную фракцию будет иметь Народная партия России. Не исключено, хотя с меньшей вероятностью, и появление фракции Аграрной партии России.

Динамика по параметрам

Сила региональных партструктур
– устойчивый параметр. Изменения в нем медленны. Социологи отметили только две «рокировки»: «Яблоко» поменялось местами с Народной партией, уступив ей 4-е место, а Аграрная партия – с Экологической партией «Зеленые», обогнав ее.
Творческий потенциал «штабов». Заметно прибавила «Единая Россия» – после 6-го места месяц назад, она теперь делит 3-4 место с Народной партией. С 5-го на 7-е место опустилась КПРФ. Несколько поднялась ЛДПР. Заметно опустились, не выдержав конкуренции, «Зеленые».
«Административный ресурс» эксперты в основном отдали «Единой России». К КПРФ, пока идущей на 2-м месте (сказываются «красные губернаторы»), приближается Народная партия.
Программыпочти всех российских политических партий мало известны населению и, по мнению экспертов, не слишком для него привлекательны – выше среднего по этому параметру эксперты оценили только КПРФ. Коммунистические идеи до сих пор популярны у части россиян. За прошедший месяц произошла «рокировка» СПС и «Яблока» (прибавил СПС). С 8-го места на 5-е поднялась Народная партия. Напротив, несколько опустились «Зеленые».
По финансовым ресурсам по-прежнему впереди всех «Единая Россия». Со 2-го места на 5-е опустилось «Яблоко». С 5-го на 3-е поднялись коммунисты. Остальные выглядят почти нищими.
Харизма ведущих фигур будущих партийных списков выглядит не очень убедительно. Любопытно 7-е место, занятое по этому параметру фигурантом под названием «Другие». Это подчеркивает дефицит ярких лидеров в лидирующей группе. В.Жириновский, Г.Зюганов, Г.Явлинский, Б.Немцов с И.Хакамалой и Б.Грызлов с Г.Райковым – этим почти исчерпываются все лидеры нашей нынешней публичной политики.
По яркости и наступательности PR-акций по-прежнему лидирует ЛДПР за счет личных усилий своего лидера. С 4-го места на 2-е поднялось «Яблоко». На 5-е опустилась «Единая Россия» – сказывается отсроченное влияние прежних ошибок.
По известности в электорате – две рокировки: «Единая Россия» обогнала «Яблоко», а Народная партия России – Аграрную партию. По данному параметру трудно ожидать быстрых перемен – новые брэнды раскручиваются медленно.
Информационная поддержка СМИ по-прежнему наиболее очевидна у «Единой России». Единственное изменение за месяц – с 3-го на 5-е место опустилось «Яблоко».
Оценка электоральной поддержки во многом основана на данных последних массовых опросов. Впереди по-прежнему КПРФ, ей несколько уступает «Единая Россия». На 3-е место вышло «Яблоко», обогнав ЛДПР. Лидирующая шестерка серьезно оторвалась от других.

Ситуация в регионах
Данные аналогичных опросов в С.-Петербурге и Ростове-на-Дону дали несколько отличные от общероссийских результаты.
В Питере: 1. «Единая Россия», 2. КПРФ, 3-4. «Яблоко» и СПС, 5. Партия жизни, 6. ЛДПР, 7. Народная партия России, 8. Партия возрождения России, 9. Экологическая партия «Зеленые», 10. Другие. Однако, по признанию питерских экспертов, намечается любопытны тренд: прежние электоральные фавориты «демократических 90-х» («Яблоко», Союз правых сил) политической жизни второй столицы постепенно снижают активность и как бы уходят в тень. Им на смену идут «молодые хищники» – «Единая Россия» и Народная партия России. За новыми силами – «основные ресурсы XXI века»: финансы, СМИ и «административный ресурс».
В Ростове: 1. КПРФ, 2. «Единая Россия», 3. «Яблоко», 4. СПС, 5. Народная партия России, 6. ЛДПР, 7. Аграрная партия России, 8. Партия пенсионеров, 9. Экологическая партия «Зеленые», 10. Другие.
Таким образом, феноменом Северо-Запада (в частности, С.-Петербурга) можно считать Партию жизни. За этим стоит движение «Воля Петербурга», сыгравшее под руководством С.Миронова определенную роль в избирательных кампаниях 1999-2000 гг. Феноменом Юга (в частности, Ростова) является Аграрная партия России. Это естественно для аграрных регионов, как и слабые позиции той же АПР в мегаполисе (С.-Петербург). Обращают на себя внимание низкие места ЛДПР как на юге, так и на северо-западе. В остальном же, региональные тенденции почти соответствуют общероссийским. Результаты второй столицы – С.-Петербурга, эксперты предлагают рассмотреть более подробно.

«Петербургские тайны»
Сила партийных структур.
Оценки силы питерских партструктур показали очевидное: в стране только две партии, структуры которых оцениваются выше среднего уровня – КПРФ и, отчасти, «Единая Россия». Далее «Яблоко» и СПС. Затем, вровень, ЛДПР, Партия жизни и Народная партия России.
Творческий потенциал местных «штабов». То, что по творческому потенциалу «штабов» на 1-м месте в Питере «Яблоко», не удивляет. Как и то, что на 2-м – СПС. По инерции считаясь партиями «высоколобых», они оправдывают это. Удивляет высокое 3-е место КПРФ. Такая последовательность отличается от общероссийских данных. 4-е место «Единой России» лишь на полбалла выше Партии жизни и еще немногим больше – Народной партии.
«Административный ресурс» в основном отдан «Единой России». 2-е место Партии жизни – еще одна «петербургская тайна». Кто за ней стоит, кроме спикера Совета Федерации? Четыре последующие партии претендуют лишь на малую толику этого «ресурса». Замыкающая список четверка на него практически не претендует вообще.
Программы почти всех партий мало известны населению и не слишком привлекательны – их оценки ниже среднего уровня (5 баллов). 1-е место КПРФ можно объяснить разве что тем, что Питер – «город трех революций».
По финансовым ресурсам далеко впереди всех «Единая Россия». Немного «беднее» выглядят СПС. Затем, неожиданно, идет КПРФ – она не так бедна, как кажется. Далее «Яблоко» и Партия жизни. Остальные явно беднее.
Харизма местных партийных лидеров ниже среднего уровня. Выделяются лидеры «Яблока» и СПС. За ними, с отрывом, лидеры КПРФ и «Единой России». Далее – лидеры Народной партии, Партии жизни, «Зеленых» и ЛДПР.
По яркости PR-акций на 1-м месте СПС и «Яблоко». Затем КПРФ и «Единая Россия». Далее ЛДПР, Партия жизни и Народная партия. Это не соответствует общероссийским тенденциям – там лидирует ЛДПР за счет личных PR-усилий своего лидера; остальные не дотягивают до среднего уровня.
По известности в регионе, как и по стране в целом, лидирует КПРФ – за счет брэнда с 80-летней историей. Неясно, за счет чего «Единая Россия» в Питере опережает «Яблоко», СПС и ЛДПР - по известности в России она пока занимает только 4-е место. Этот брэнд раскручен на среднем уровне, и дело не только в недостаточной популярности лидера. Информационная поддержка СМИ оценена наиболее высоко у «Единой России». За ней – СПС и «Яблоко». Далее КПРФ, Партия жизни, ЛДПР и Народная партия. Остальные отстают.
Оценки электоральной поддержки расходятся с данными общероссийских массовых опросов. Впереди «Единая Россия», ей уступает КПРФ. Со значительным отрывом, на 3-м месте «Яблоко», рядом - СПС. Далее трио: ЛДПР, Партия жизни, Народная партия. Остальные – в хвосте списка.
Оценить статью
(0)