Враждебная свобода

Враждебная свобода

Стихийный митинг иракцев, собравшихся около здания администрации в городе Мосуле, новый мэр которого выразил горячее приветствие @ американским освободителям, закончился расстрелом мирных жителей. Им не понравились проамериканские чувства мэра, поэтому они начали возмущаться. Американским солдатам, наблюдавшим за происходящим, не понравилась реакция иракцев. В результате 10 местных жителей были убиты.
Военная свобода слова по-американски немногим отличается от военной свободы слова по-русски. Сообщая о ситуации в Чечне, большинство российских СМИ излагает одно мнение – официальное. Есть на телеканале НТВ передача «Свобода слова». Однако все туда приходящие, как, впрочем, и на остальные ток-шоу – «Основной инстинкт», «Поединок», говорят, что тексты задаваемых вопросов согласовываются заранее, так что свободой слова пользуются только главные участники передачи, остальные же являются статистами, очень часто не имеющими права высказать свою точку зрения, то есть сделать то, ради чего они пришли.
«В России идет целенаправленное свертывание свободы слова», - заявила на днях сопредседатель партии СПС, вице-спикер Госдумы Ирина Хакамада. По ее мнению, «Первый канал» и телеканал «Россия» давно функционируют в режиме самоцензуры, телеканал ТВС маргинализировался, а НТВ находится под жестким прессингом. Такая ситуация может взорвать Россию, считает Хакамада. И с ней не согласиться трудно. Ведь как показывают последние исследования ВЦИОМ, протестные настроения россиян за последние два года весьма радикализовались: люди готовы протестовать против несправедливости, в первую очередь, социальной, они также поддерживают тех, кто активно борется за свои права. Ситуация же в социальной сфере является, в том числе, продуктом информационным. Ощутить себя свободным или бесправным, гордым или униженным помогают СМИ. Вызвать желание протестовать против существующего порядка вещей – тоже.
Редактор журнала «Мировая энергетическая политика» Виталий Третьяков менее эмоционален – он называет свободу слова «индексом Доу-Джонса», подчеркивая, что этот показатель меняется каждый день в зависимости от ситуации. Так, например, в течение двух недель свобода слова в американских СМИ в освещении иракских событий была гораздо меньшей, чем та же свобода в освещении этих же событий в России, отметил Третьяков. По его мнению, вести сегодня дискуссию о свободе прессы крайне сложно, так как в каждой стране своя ситуация, да и эта тема часто является спекулятивной.
Свобода прессы и свобода слова – все же разные понятия. И первая ипостась в России присутствует гораздо в большей степени, чем вторая. Ведь свобода прессы может выражаться в неограниченном насаждении ею несвободных идей, диктата, агрессии, нужного мнения и т.д. Свободно говори то, что хочет власть! – это российское понимание свободы слова и свободы прессы. Однако результаты такой свободы могут быть плачевны. Во-первых, власть не всегда права, во-вторых - ее очень много на всех уровнях, и на каждом имеются свои СМИ, через которые местные чиновники самовыражаются.
Однако печатная трибуна предоставляется не только им, но и другим лидерам общественного мнения, иногда преследующим отнюдь не созидательные цели. Результаты любопытного исследования опубликовала недавно газета «Пермские новости». Она сообщила, что в прошлом году в Пермской области в числе пяти регионов проводилось исследование под названием "Язык вражды". Цель мониторинга, который осуществили Московская Хельсинкская группа (МХГ) и информационно-исследовательский центр "Панорама", - выявление текстов местных СМИ (а также заголовков, фотографий и т.д.), способствующих национальной или религиозной вражде, неприязни и т.п. - от призывов к геноциду до обидного наименования нации. В поле зрения аналитиков попали газета "Звезда", еженедельники "Досье 02", "Пермские новости", "Новый компаньон", "Комсомольская правда" в Перми", "Жизнь", "Пятница" (период - с ноября 2001 по 31 января 2002 г.). В этих изданиях были отмечены следующие проявления языка вражды: - утверждение криминальности той или иной этнической или религиозной группы (6 высказываний); создание негативного образа этнической или религиозной группы (4 проявления).
Примеры вражды исходили: от журналистов - восемь раз, от сотрудников правоохранительных органов - два раза. Авторы исследования сделали вывод, что Пермская область относится сегодня к самым мирным, "мягким" регионам. Для сравнения: лидерами в проявлении языка вражды стали Краснодарский край, Санкт-Петербург и Рязанская область. В первом популярен вид призывов не допустить закрепления "мигрантов" в регионе. В рязанской "глубинке" отмечено десять антиеврейских проявлений языка вражды. Среди объектов вражды в Прикамье евреев не наблюдается, зато сюда попали американцы, татары и афганцы (по одному случаю).
Низкий уровень языка вражды в Пермской области аналитики объяснили немногочисленностью мигрантов. Общее впечатление здесь складывается не из жестких по тону высказываний, а из текстов, способствующих созданию стереотипа о криминальности той или иной этнической группы, о чеченцах - в связи с необъявленной войной, а также неуместного этнически окрашенного юмора и неуважительных высказываний о жителях других стран, к которым относятся анекдоты. Вывод, который сделали социологи, логичен: "Ерничество и склонность к мелким и беспричинным издевательствам вообще присущи языку вражды в областной прессе".
Сравнительно высокое место занимает Пермь во вражде к "своим" кавказцам и среднеазиатам, здесь она уступает лишь признанному "лидеру" - Краснодарскому краю. Проявления ксенофобии на бытовом, в основном, уровне связаны с недовольством населения монополизацией рыночной торговли выходцами из упомянутых регионов. И это недовольство периодически выплескивается на страницы газет. Зато в Перми не отмечена религиозная ксенофобия. Правда, наблюдаются проявления "идеологической, по сути, вражды к внешним мусульманам".
Очевидно, таких областей, как Пермская, в России много. И лидерами «языка вражды» в них являются именно журналисты. Наверное, «свобода слова» не ограничивает их в подобных проявлениях, а некоторые политические лидеры и региональные руководители даже подают пример, особенно если речь идет о националистических проявлениях. Военная операция США в Ираке уровень националистических проявлений снизила - россияне переключились с внутреннего на внешнего врага. Однако когда за бугром наступит стабилизация, «язык вражды» будет вновь искать жертвы внутри страны. Его свободу никто не собирается ограничивать.
Кстати, саратовский областной суд огласил 15 апреля приговор по делу писателя Эдуарда Лимонова. С Лимонова, выступающего в суде как лидер Национал-большевистской партии, было снято главное обвинение - подготовка к терроризму, попытка создать незаконное вооруженное формирование, а также призывы к захвату власти и изменению конституционного строя РФ. Суд за два года не смог собрать необходимые для этого доказательства. Гораздо проще оказалось доказать, что Лимонов незаконно приобрел и хранил огнестрельное оружие и боеприпасы. Что это, внезапное прозрение Фемиды или демонстрация свободы слова?
Оценить статью
(0)