Партии в «законе»

Партии в «законе»

14 июля исполняется год со дня вступления в действие федерального закона «О политических партиях». Закона,@ призванного, @ по задумке Центризбиркома, являющегося разработчиком проекта закона, упорядочить политическую палитру российского общества. А заодно реализовать желание В.Путина иметь в качестве серьёзных политических игроков три – четыре крупных политических партии. Действующий сегодня закон действительно имеет новшества, заметно отличающие его от закона «Об общественных объединениях». Прежде всего, это введение пропорциональной системы в избирательных кампаниях по выборам представительных региональных органов государственной власти. Причём участвовать в них теперь смогут только политические партии федерального уровня. По мнению экспертов, на жизнь регионов такое требование закона повлияет существенным образом, в соответствии с ним партии превращаются в общественные объединения, определяющие политическую систему регионов, а их региональные отделения становятся объектами пристального внимания для региональных элит, поскольку теперь они могут быть проводниками их интересов во властных структурах. Насколько это соответствует реальности, еще рано судить, поскольку в полном объёме, по новым правилам еще не проводилось ни одной федеральной или региональной избирательной кампании.
Другими требованиями действующего закона «О политических партиях», заметно усложняющими процесс создания политических партий, являются наличие в рядах партии не менее 10 000 членов и наличие её региональных структур в не менее половине субъектов Российской Федерации. Подобные нововведения призваны закрыть дорогу в пул политических субъектов малым, так называемым «диванным», партиям. Частично Центризбиркому эту задачу решить удалось. По его данным, на сегодняшний день политических партий, имеющих право участвовать в избирательных кампаниях всех уровней, насчитывается немногим более сорока. Видимо, следует вспомнить, что в парламентских избирательных кампаниях 1995 и 1999 годов таким правом пользовались более ста политических общественных объединений.
Эксперты с тревогой отмечают, что новый закон о партиях, если брать его в связке с новым законодательством о выборах, существенно ограничивает также и ряд избирательных прав граждан – право выдвигать кандидатов и быть избранным по списку. Принятые недавно поправки к закону о выборах депутатов Госдумы предусматривают, что выдвигать общефедеральный список смогут исключительно партии и никакие другие организации или группы граждан. Возникает даже теоретическая возможность, что половина депутатов Госдумы вообще не может быть избрана. Ещё большие ограничения введены поправками в закон «Об избирательных правах граждан», которые начали действовать с 4 июля и запретили участие в избирательных блоках каких–либо общественных объединений, кроме политических партий.
Есть ещё один больной вопрос в процессе создания и деятельности политической партии. Это вопрос о её финансировании. Действующий закон о политических партиях довольно подробно говорит о порядке организации финансирования политических партий и контроля за её финансовой деятельностью. Вместе с тем, механизмы финансирования политических партий продолжают оставаться для избирателей пока «тайной за семью печатями». По мнению специалистов, рынок предвыборных и иных политических технологий в значительной степени является сегодня одним из секторов теневой экономики. Несмотря на значительное увеличение действующим законом о партиях объёмов финансовых средств, разрешённых иметь политическим партиям и избирательным блокам, созданным на их основе, большую часть в затратах, произведённых в ходе многих избирательных кампаний, составляют неучтённые наличные финансовые средства. Оценить их количество в целом не представляется сложным. Но большого желания у государственных органов, призванных сделать это, пока не наблюдается. Видимо, присутствие «чёрного нала» устраивает всех, и принятые правила игры не нарушаются. Такая же картина и со спонсорами политических партий. Сегодня только одна крупная корпорация, нефтяная компания «ЮКОС», заявила (и сразу поплатилась!) о своей поддержке некоторых политических партий. Больше официальных источников финансирования существующих крупных политических партий не просматривается. Не слышно также, чтобы члены и сторонники, к примеру, политической партии «Единая Россия» платили значительные членские взносы. В то же время, её финансовые расходы заставляют качать головами даже видавших виды политтехнологов. Попробуем догадаться: откуда же идёт финансовая подпитка «единороссов»? Правильно, от Кремля. Ну не от самого Кремля, а от финансово–промышленных структур, производящих финансовую подпитку избранных политических партий по его указанию. Далее эти финансовые средства перетекают от «единороссов» к пиар–структурам, подконтрольным Кремлю, и их круговорот завершается. В последнее время отмечается необычайная активность «Народной партии» Г.Райкова, которая развесила большие рекламные щиты с призывами о своей поддержке в Москве и ближайшем Подмосковье. Слов нет, число избирателей в избранных «народопартийцами» для усиленной агитации регионах составляет весомую часть от общего количества российских избирателей. Но время, выбранное «Народной партией» для агитации, заставляет усомниться в её эффективности. До дня выборов ещё далеко, и большая вероятность того, что избиратель успешно забудет о красочных рекламных щитах. Тогда почему такая активность «народопартийцев»? Видимо, есть необходимость в оперативном освоении выделенных финансовых средств. Что довольно непросто сделать в период избирательной кампании.
И самое, видимо, главное, отчего не защищают и чего не требуют действующие закон о политических партиях и дополнения к избирательному законодательству. Большинство созданных по указанию из Кремля политических партий не имеют ни политических программ, отвечающих запросам избирателей, ни ярких лидеров, способных аккумулировать эти запросы и продвигать их на федеральном и региональных уровнях. Непрозрачность финансовых операций на политической сцене часто дополняется и невнятностью идеологических позиций, а иногда, прямо скажем, определенной политической неискренностью. Иногда депутаты, представители той или иной политической партии в Госдуме, слывущие либералами и сторонниками прогрессивных экономических теорий, на практике голосуют за законопроекты, разорительные для государственного бюджета. И понимают, что делают. А те, кто не стесняется публично называть предпринимателей не иначе как «грабителями» и «кровопийцами», беззастенчиво лоббируют интересы крупных компаний.
Вывод напрашивается вполне традиционный для новейшей российской действительности. Закон «О политических партиях» есть, собственно же политических партий, то есть политических общественных объединений граждан, нет. А есть политические актёры, управляемые единым режиссёром.

А. Солодов
Оценить статью
(0)