Азербайджан послевыборный: состояние неустойчивого равновесия

Азербайджан послевыборный: состояние неустойчивого равновесия

Президентские выборы в Азербайджане уже позади. Они не принесли кардинальных @ изменений, предвыборные страсти значительно улеглись, а большинство оппозиционных партий потерпели фиаско.  В то время как карьера некоторых оппозиционных лидеров бесславно завершилась, и оппозиция все еще не может выйти из коллапса, в лагере власть предержащих эйфории от одержанной победы также заметно поубавилось. Как результат - усиливаются нервозность и опасения остаться не у дел и в самом президентском окружении, отмечает азербайджанская газета «День» . Несмотря на то, что И.Алиев уже неоднократно заявлял о своем намерении не менять старой команды Гейдара Алиева, всем уже ясно, что в политическом истэблишменте страны грядут неизбежные перемены. Хотя бы потому, что иначе главный брэнд предвыборной кампании И.Алиева не найдет себе оправдания.
Итак, обе чаши весов истории Азербайджана, которые в судьбоносные 15-16 октября мощно раскачались, сейчас застыли в неустойчивом, хрупком равновесии. Что дальше?
Суета в политической жизни страны уже привела к тому, что международные финансовые институты и зарубежные инвесторы тоже выжидают, притормозив оказание Азербайджану финансовой помощи. Они внимательно наблюдают за тем, как будут разворачиваться политические события в дальнейшем. И, если оппозиция не выйдет из кризиса в самое ближайшее время, можно спрогнозировать, что события будут меняться, как в детском калейдоскопе, создавая неожиданные узоры, - правда, не такие красивые, как в детской игрушке. Международные структуры окажут давление на власти, но, в конечном итоге, поддержат продолжение старого политического курса во имя "сохранения стабильности".
Такой ход событий просчитывается без затруднений. Однако демократический Запад не учитывает главного: сегодня в Азербайджане гораздо спокойнее, чем это было в 1993 году, но поствыборная политическая стабильность напоминает, скорее, затишье перед бурей или смирительную рубашку. Остается нерешенной главная проблема страны - карабахская. Более 20% территории Азербайджана оккупированы. Наиболее активная прослойка азербайджанцев - по некоторым данным, до 3 млн. человек - эмигрировала за границу. Естественно, за пару недель после выборов все проблемы не решишь. Но продемонстрировать намерения новый президент уже должен. И в ближайшее время начать решение этих жизненно важных проблем. Правда, ему придется очень нелегко, так как не все в этих вопросах зависит от его личной воли.
"Землетрясение"
Оппозиция получила то, что заслужила. Никто не сможет отрицать, что она сама несет ответственность за то, что не она у власти. И все, как власти, так и сама оппозиция прекрасно понимали, что поражение на выборах-2003 приведет к политической смерти подавляющего большинства нынешних оппозиционных лидеров. Примерно год тому назад председатель ПНФА Али Керимли в интервью "Зеркалу" заявил, что поражение на выборах приведет к серьезным изменениям в лагере оппозиции. "Поражение на выборах будет подобно землетрясению", - сказал он.
Но оппоненты власти снова угодили в ловушку. Беспорядки 16 октября в Баку отодвинули на второй план непосредственные результаты выборов. Неорганизованные массовые акции через день после выборов привели к тому, что и местные, и международные наблюдатели не стали серьезно анализировать нарушения закона во время голосования, но стали активно дискутировать о правомерности проведения подобных акций протеста.
"Нельзя дважды войти в одну и ту же реку" - историк и философ И.Гамбар должен был об этом помнить. И повторения волны народного гнева, которая привела бы к власти оппозицию, вопреки всему, на этот раз не получилось. "Сила в единстве" - и эту старую, как мир, истину забыла оппозиция, не сумев добиться настоящего единства ни перед выборами, и не умея организовать цивилизованного выступления единым фронтом после выборов.
Как известно, еще до выборов "ведущая четверка" взяла на себя ответственность, заявив о том, что будет координировать свои действия. И сам башкан "Мусават" Иса Гамбар, набравший наибольшее число голосов протестного электората, но не посоветовавшись с другими кандидатами от оппозиции, в день выборов заявил, что "народ вряд ли будет спокойно наблюдать за фальсификациями". Этим он дал понять, что рассчитывал на поддержку других оппозиционных партий Лондонских соглашений о совместных действиях в случае фальсификации итогов голосования. Но в день выборов лидеры так и не встретились: до поздней ночи перед штаб-квартирой "Мусават" ликовали сторонники башкана, скандируя "Иса Гамбар стал президентом!", а в это время в офисе АМИП царил "траур".
Радость мусаватистов понять было можно. Но не выдерживает никакой критики, что, не дождавшись реакции своих коллег по оппозиции, международных организаций, ЦИК, - И.Гамбар вечером, 15 октября, провел брифинг, заявив, что "подсчет голосов, проведенный нашими наблюдателями на избирательных участках, показал, что за меня проголосовало 60% избирателей". Он сделал еще несколько заявлений: "Я победил на состоявшихся сегодня президентских выборах"; "Я не намерен мириться с этим", считая, что власти стремятся всеми путями "украсть" эту победу и сфальсифицировать итоги голосования. И самое главное: "Народ защитит свою победу". После этого вдохновленного заявления башкана начался стихийный митинг. И между полицейскими силами и митингующими произошли первые столкновения.
Спустя день протест оппозиции был жестко, если не более, подавлен силами правоохранительных органов. Последовало еще одно заявление И.Гамбара - о том, что он не имеет никакого отношения к радикальным методам борьбы. После чего он призвал сторонников к мирному пути политического сопротивления властям. Однако было поздно. Тем более, что во всех нашумевших событиях участвовала только сама "Мусават", другие ведущие партии оппозиции в этих акциях участия не приняли. Но виноват в этом сам башкан, который в силу чрезмерной самоуверенности и стремления к победе не удосужился встретиться с лидерами других партий. Правда, во время разгона митинга было арестовано и более 100 членов ПНФА, но "Народный фронт" в этих акциях участия не принимал.
Все это подтверждается информацией о том, что лидер ПНФА Али Керимли 15 октября позвонил башкану, заверив его, что возглавляемая им партия может выйти на согласованный митинг на площади "Гэлэбэ". Однако башкан отказался от проведения митинга на этой площади, потеряв, тем самым, последный шанс: чаша весов башкана резко дернулась вниз под тяжестью его честолюбия.
Вызывает удивление и поведение лидера коалиции "Победа" Этибара Мамедова, для которого выборы закончились катастрофой. Он предпочел уйти в глухое молчание. И не согласился координировать свои действия с действиями других оппозиционных партий. Видимо, председатель АМИП был слишком шокирован тем, что по итогам голосования (даже с исключением подставных проправительственных кандидатов) его опередила Лала Шовкет Гаджиева, лидер азербайджанских либералов, которой до того отводили одно из последних мест в списке.
15 октября ночью, еще до обнародования предварительных результатов выборов, Э. Мамедов заявил о нарушениях, но не нашел в себе мудрости, а может, и храбрости признать, что победа в стане оппозиции досталась башкану "Мусават".
Итак, оппозиция проиграла. И надежды многих оппозиционных лидеров когда-либо возглавить страну лопнули. Протестный электорат проголосовал за своих лидеров, вышел на защиту своих голосов, но сами лидеры, как это было в 1998 году во время президентских выборов, и в 2000 году во время выборов в парламент, решили собственной карьерой далее не рисковать. И привели свои организации к гибели. Недаром аналитики полагают, что с политической арены страны скоро исчезнут многие лидеры ведущих партий - они, вопреки предвыборным обещаниям и клятвам, не смогли реализовать отданные за них голоса.
Политические обозреватели считают, что только новые, современные лидеры смогут добиться определенного успеха на фоне тотального краха ведущих политических лидеров страны, независимо от лагеря, к которому принадлежали. Результаты выборов также показали, что приверженность избирателя к конкретной политической партии намного слабее, чем считалось ранее. Электорат голосует, исходя из тактических соображений, или в знак протеста против негативной деятельности находящихся у власти чиновников.
Перед выборами председатель Либеральной партии Лала Шовкет Гаджиева предприняла шаг, который, на наш взгляд, заслуживает одобрения. Как только началась президентская кампания, она приостановила свою деятельность в качестве председателя ЛПА. Правда, заявление Лалы Шовкет высоко оценили обыватели, а не лидеры оппозиционных партий, для которых уход со своих партийных постов равнозначен уходу из большой политики. К сожалению, многие председатели оппозиционных партий считают возглавляемые партии своим личным объектом. Может быть, им кажется, что партия без них "умрет".
А может, признать, что они не так уж незаменимы, им мешает гипертрофированное желание самоутверждения. Поэтому, если лидеры и заявят об уходе из большой политики, наблюдатели им не сразу поверят. Однако, если председатели партий, виновные в крахе своих же идей, все-таки уйдут в отставку, партии еще могут выйти из кризиса. Так было в Турции. Но мужественных лидеров и политиков, подобных Девлету Бахчели или Тансу Чиллер, в стане азербайджанской оппозиции пока нет.
Фиаско Этибара Мамедова
Лидер партии "Милли истиглал", до сих пор не познавший вкуса истинной власти, считает, что решать вопрос выхода в отставку - личное дело самих председателей партий. Выслушав вопросы "Зеркала" он решил поучить нас журналистике, и прочел лекцию о том, чем отличается опрос от интервью. Э.Мамедов не захотел говорить об общих ошибках оппозиции, так как он "в ответе только за свою партию".
Правда не захотел он говорить и о своих ошибках: в тот момент этот вопрос в партии пока еще не обсуждался (!). А прошло это обсуждение 9 ноября, на заседании Центрального совета АМИП. Разумеется, сам Э.Мамедов покидать пост председателя АМИП не намерен. И, в принципе, его понять можно. АМИП - организация авторитарного толка, и опирается на рейтинг и личную волю своего лидера. Без активного участия Э.Мамедова существование партии кажется весьма туманным. Но правда и то, что с Э.Мамедовым АМИП к власти прийти не сможет. "Конь" АМИП с Э.Мамедовым в седле уже два раза серьезно спотыкался на президентских выборах. И последние выборы могут сбросить "наездника-неудачника" на землю. Однако в этой партии все-таки есть политики, способные многое изменить, освободив партию от Э.Мамедова - заложника политических амбиций.
С самого начала было ясно, что Э.Мамедов сильно уступает своему извечному сопернику Исе Гамбару. А выход из рядов "Милли истиглал" некоторых основоположников нанес ощутимый удар по авторитету Э.Мамедова. Между тем, сам Э.Мамедов поддерживал тесные отношения с международными структурами, в основном, с МДС. Однако этого мало, чтобы стать единым кандидатом от оппозиции. Прекрасно понимая, что ему будет нелегко соперничать с Гамбаром, он стал генерировать мифы о поддержке его кандидатуры "большой силы - выходцев из Армении". Но уже 28 сентября, когда митинг коалиции "Победа" собрал гораздо меньше народа, чем митинг "Наш Азербайджан" 7 сентября, стало ясно, что поддержка "выходцами из Армении" - выдумка самих амиповцев. Самые видные представители этого региона поддержали И.Алиева, или И.Гамбара.
11 октября Э.Мамедов решил взять реванш. На этот раз митинг удался. Но ровно через день И.Гамбар провел еще более грандиозный митинг, подвергнув большому сомнению смысл названия коалиции "Победа". Правда, не оправдала себя и эйфория самих "мусаватистов", в которую он впали после своего митинга.
Если бы Э.Мамедов во время "Лондонского саммита" согласился признать, что И.Гамбар более перспективный кандидат от оппозиции, все бы могло сложиться не так трагично для оппозиции. Правда, позже Э.Мамедов, по настойчивому увещеванию А.Керимли отказаться от амбиций ради всеобщей победы оппозиции, решился на это, но было поздно. Не захотел стать единым кандидатом и сам Иса Гамбар - он не был готов взять всю ответственность на себя и защитить голоса протестного электората. Ему было нужно гарантированное второе место. И он этого добился. Однако...
Иса Гамбар упустил свой шанс
Вне всяких сомнений, партия "Мусават" вырвалась в явные лидеры по многим параметрам, и это не ускользнуло от взгляда разрозненных партий, на дух не переносящих "Мусават". Однако И.Гамбар, после бессмысленной попытки проведения митинга перед бывшим Музеем В.И.Ленина, призвал своих сторонников к мирной борьбе и скрылся в своей квартире. Так уже было в 1990 году - и тогда были арестованы его сторонники, а он не сумел найти в себе решительности возглавить движение.
После освобождения из заключения его заместителя, Рауфа Арифоглу, башкану придется крайне тяжело. Потому что Р.Арифоглу, пожалуй, единственный политик в стране, который подверг резкой критике своего председателя за то, что тот "не сумел сделать "Мусават" партией власти". Мало того, он сформулировал свое заявление примерно так: "Если бы я был башканом "Мусават", партия находилась бы у власти".
После такого заявления лидеры многих партий задумались о своем политическом будущем. Это заявление многих потрясло. Впервые была поколеблена уверенность оппозиционных партийных лидеров в том, что партия - это их собственность. Замаячило осознание невозможности приватизировать партию. Может быть, это один из признаков взросления оппозиции...
"Кричали женщины "ура" и в воздух чепчики бросали"
Лала Шовкет - единственная женщина среди кандидатов в президенты. Она оказалась неплохим игроком. И добилась немалого успеха. Несмотря на то, что сама она всегда отвергала разговоры на темы пола в политике, гендеристки страны ликуют: Лала Шовкет опередила даже Э.Мамедова. По информации ЦИК, ей отдали свои голоса 3,31% электората. Правда, этого явно недостаточно для того, чтобы возглавить оппозицию, - даже в ее нынешнем, коматозном состоянии. Но неожиданным для всех политических сил оказалось и другое: в своих расчетах они забыли, что Лала Шовкет симпатична многим простым избирателям обоего пола - за свой несомненный интеллект - еще со времени начала 90-х.
Али Керимли в ожидании звездного часа
А.Керимли, пожалуй, - единственный из ведущих политиков, который пришел к старту выборов с имиджем серьезного политика, готового отказаться от личных амбиций ради торжества общего дела. Он с самого начала и до конца был инициатором участия в выборах с единым кандидатом от оппозиции. ПНФА отказалась от всех предложенных постов в пользу других оппозиционеров, и на деле доказала, что главное - добиться единства.
А.Керимли не отвернулся от Э.Мамедова и тогда, когда этого требовали от него все остальные оппозиционные партии. Тем самым он сполна вернул свой "долг" лидеру АМИП, которому "задолжал" во время выборов-2000. Однако после выборов он заявил об "относительности победы" оппозиционеров И.Гамбара, отметив, что "самое главное для него - справедливость". Но кандидат, за которого он призывал голосовать, получил смехотворное количество голосов. И это ударило по имиджу самого А.Керимли. Еще один удар нанесло ему предательство другого его представителя в ЦИКе. Однако, проявив способности к компромиссу, А.Керимли не только спас себя и свою команду, - в скором времени он сможет претендовать на "промусаватский" и "амиповский" электораты...
Формирование новой оппозиции
Значительно поднял свой рейтинг лидер ПГЕ Сабир Гаджиев. В начале этого года уже было ясно, что экс-президент Аяз Муталибов не примет участия в выборах. Его сторонники не были согласны с этим решением, и назвали шаг первого президента сильным ударом по их позициям. Начиная с апреля, райорганизации ПГЕ начали выдвигать кандидатуру С.Гаджиева в качестве кандидата в президенты. Однако, будучи прагматичным политиком, С.Гаджиев не согласился, и приступил к укреплению партии.
Как показали последние события, новый лидер "Гражданского единства" был прав. В течение нескольких месяцев он сумел собрать вокруг себя часть протестного электората - недовольных властями, пострадавшими или обиженными нынешними властями. В свете политической смерти ведущих оппозиционных партий С.Гаджиев может рассчитывать на роль новой оппозиционной силы.
"Мы не приняли в выборах непосредственного участия, и никого не поддержали конкретно. Мы занимались внутрипартийной жизнью, но вместе с этим приняли активное участие в процессе голосования. В чем будет выражаться наша роль в дальнейших процессах, покажет время. Но хочу отметить, что мы в достаточной мере укрепили свои позиции не только в столице, но и в регионах страны", - сказал в беседе с корреспондентом "Зеркала" С.Гаджиев.
Отвечая на вопрос, почему "кандидаты от нынешней оппозиции проигрывают все выборы, и не пора ли им уйти", Гаджиев отметил, что это внутренний вопрос, касающийся каждой партии отдельно. Он не считает этичным, как руководитель одной партии, давать советы другим лидерам. Каждая партия должна обсудить свои дела сама, и вынести решение, ответственность за которое будет нести именно она.
Итак, высказывания оппозиционных политиков указывают на то, что лидеры антиправительственного лагеря с уходом на отдых не торопятся. Впрочем, не исключено, что политическая буря, готовая разразиться в Азербайджане, сама вынесет их за пределы политического поля, вне зависимости от их желания... Умерла надежда оппонентов власти, которые в течение долгих лет строили стратегию на ожидании ухода "патриарха", чтобы в переходный период "свалить" его преемника, не обладающего таким же авторитетом и политическим талантом. Однако оппозиции не остается ничего иного, как ждать выборов - 2008, 2013, а, может быть и 2018... Куда качнется чаша весов?


А.Рашидоглу, М.Яшароглу
«Зеркало»

Оценить статью
(0)