Важнейшим рычагом для преодоления кризиса на рынке нефтегазового оборудования является создание условий для предотвращения импорта продукции, успешно изготавливаемой отечественными предприятиями, а также государственная поддержка промышленного экспорта. За последние десять лет к производству нефтегазового оборудования приступило серьезная группа предприятий оборонного комплекса, с более жесткой технологической дисциплиной, чем у заводов отраслевого машиностроения. Поэтому технический уровень, а особенно уровень качества российского нефтегазового оборудования, существенно возросли. Увеличился и экспортный потенциал данного сектора рынка, о чем свидетельствует успешная работа российских машиностроителей на рынках Ближнего Востока и Северной Африки.
Вместе с тем, отсутствие должных мер по защите внутреннего рынка привело к тому, что основное место в импорте из стран дальнего зарубежья в 2003 году занимали машины и оборудование. По данным ГТК России, их удельный вес в общем объеме российского импорта составил 40,8% (в 2002 году - 38,7%). По сравнению с предыдущим годом объем закупок машиностроительной продукции вырос на 28,2%.
В частности, импорт вагонов-цистерн нефтяниками и газовиками только за январь-ноябрь 2003 года достиг 4200 единиц и превысил сумму в $100 млн. При этом ФГУП «ПО «Уралвагонзавод» производит вполне конкурентоспособные вагоны-цистерны, о чем свидетельствует постоянный рост экспортных поставок. Аналогичная ситуация по танкерам. В 2001 году импорт танкеров составил 17 ед.; в 2002 году - 24 ед.; а за январь-ноябрь 2003 года - 31 ед. При этом предприятия российского судостроения успешно наращивают экспорт танкеров, а сырьевые компании предпочитают закупать их за рубежом.
Инженер-механик, выпускник Московского станкостроительного института Михаил Фрадков, проработавший около десяти лет в объединении "Тяжпромэкспорт" хорошо знаком с проблемами поддержки промышленного экспорта и практикой защиты внутреннего рынка за рубежом. Союз производителей нефтегазового оборудования выражает надежду, что усилия Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по изменению порочной структуры внешнеторгового баланса и возвращению российских предприятий на свои традиционные рынки, будут поддержаны новым составом правительства.
Президент Союза производителей нефтегазового оборудования Александр Романихин отмечает, что «хотелось бы, чтобы период реформирования кабинета министров завершился как можно быстрее. Как правило, в это время все сидят «на чемоданах» и невозможно рассмотреть ни один вопрос. В государственном аппарате царит хаос».
А.Романихин надеется, что смена правительства будет сопровождаться заменой некоторых чиновников кремлевской администрации, которые «не способствуют развитию отечественной промышленности». В условиях, когда многие важные решения в сфере экономической политики принимаются именно в администрации Президента РФ, «это имеет принципиальное значение для понимания того, каким будет дальнейший курс правительства», - отмечает он. Союз производителей нефтегазового оборудования считает также целесообразным совмещение функций поддержки промышленности и торговли в рамках единого министерства.