Содержательный смысл назначения Фрадкова заключается в переходе реальной политики во всех сферах жизни под прямой контроль и под прямое управление президентом. То есть, фактически в стране вводится президентское управление. Об этом председатель президиума и научный руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин заявил на пресс-конференции в Москве, сразу же после того, как кандидатура Михаила Фрадкова была утверждена депутатами Госдумы.
По словам Фрадкова, Путин решил форсировать реформы РФ. Понятно, что форсируемые реформы будут либеральными, потому что просто никаких других реформ у правительства нет, и система выработки, подготовки и разработки решений очень жестко ориентирована только на либералов и отторгает тех, кто не достаточно тесно связан с ними.
Я позволю себе пройтись по некоторым высказываниям Фрадкова, потому что они действительно забавны. Прежде всего, товарищ Фрадков высказался за обеспечение информационной открытости власти России. Фрадков сказал: «Необходимо установить гражданский контроль за деятельностью кабинета министров и реформами».
Действительно, замечательные слова, но я боюсь, что это обычный стандартный лозунг, потому что на протяжении последних лет любая попытка подобного гражданского контроля встречала достаточно внятное и жесткое сопротивление, а попытка установить гражданский контроль также воспринималась крайне негативно. Даже вполне безобидные действия вызывали достаточно жесткую реакцию.
Фраза Фрадкова о том, что необходимо разработать новый механизм финансирования власти – это стандартные минфиновские реформаторски-либеральные заморочки. Они сводятся к тому, что нужно обеспечить финансирование не в штатах министерств, а обеспечить бюджетирование по результатам, т.е. министерство получает столько, насколько оно наработало. Об этом разговор ведется уже года полтора и в течение этого времени не сделано никаких заметных попыток разработать систему оценки деятельности министерств. А по какому, собственно говоря, результату будет финансироваться то или иное министерство, не говоря уже о том, что вопрос о полезности того или иного министерства в принципе не рассматривается?
Еще одной приоритетной задачей политики Фрадкова является повышение качества жизни и благосостояния граждан. Идея замечательная, но она тут же вступает в полное противоречие с идеей жесткой бюджетной политики и с идеей обеспечения адресности социальной помощи.
Также премьер высказался за создание в правительстве трехуровневой структуры, где отдельно будут министерства, которые будут разрабатывать стратегию, отдельно будут службы, которые будут заниматься контролем и надзором, и отдельно будут агентства, которые будут оказывать услуги. Идея хорошая. Правда она обсуждается всеми с 1996 года, когда она и была подробно проработана. С того времени существенных продвижений не произошло, просто разные группы реформаторов последовательно открывали одну и ту же Америку.
Очень меня порадовала фраза Фрадкова о том, что необходимо снизить ставку единого социального налога. Только он, наверное, забыл упомянуть, что это снижение по идее должно сопровождаться повышением подоходного дохода.