Как Россия борется с отмыванием денег

Как Россия борется с отмыванием денег

Как Россия борется с отмыванием денег

Госдепартамент США опубликовал Доклад о международной стратегии по контролю за наркотиками. Во второй части этого документа говорится о борьбе государств с отмыванием денег и, в частности, действиях в этом направлении России:

В течение двух прошедших лет Россия путем энергичного принятия и   введения в действие всеобъемлющего законодательства по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма укрепила свою способность бороться против отмывания преступно добытых финансовых средств как внутри страны, так и за рубежом. Несмотря на существенный прогресс и продемонстрированную политическую волю к тому, чтобы энергично бороться с этими явлениями, масштабы операций по отмыванию денег остаются значительными вследствие множества и масштаба сопутствующих факторов.

Изобилие природных ресурсов, вторжение организованной преступности в жизнь общества, высокий уровень коррупции (индекс уровня коррупции за 2003 год в отношении России, по данным "Трансперенси Интернешнл", составил 2,7 из 10. "В высшей степени чистый" уровень составляет 10 баллов, а число баллов 2,7 – которое остается неизменным с 2002 года - ставит Россию на 86-е место из 133 стран), "проницаемые" границы, роль географических ворот, ведущих в Европу и Азию, слабая банковская система и недостаточное финансирование регулирующих и правоохранительных учреждений по-прежнему делают Россию уязвимой в отношении отмывания денег. Россия по-прежнему используется для отмывания денег российскими преступниками, которые перемещают денежные средства из России, а также преступниками из соседних стран вследствие их знакомства с языком, культурой и экономической системой страны.

Представляется, что большинство из этих денежных средств не возникает вследствие деятельности, связанной с производством или оборотом наркотиков, хотя считается, что эти виды деятельности имеют место. Cчитается, что большая часть  финансовых поступлений от преступной или квази-преступной деятельности возникает в первую очередь из внутренних источников, включая уклонение от уплаты таможенных пошлин и контрабандные операции. Считается, однако, что такие виды деятельности не связаны с оборотом наркотиков.

Чистый отток денежных средств из страны, в первую очередь относимый за счет нерепатриированных экспортных поступлений, уклонения от налогов и слабой банковской системы, заметно замедлился в последние годы, частично вследствие девальвации рубля в 1998 году и высоких цен на нефть, что взятое вместе привело к более чем 6-процентному годовому экономическому росту в период с 1999 по 2002 гг. Рост ВВП, а также возобновление усилий правительства по проведению запоздалых экономических структурных реформ повысили уверенность делового сообщества и инвесторов в перспективах России на второе десятилетие ее экономического перехода, что, в свою очередь, привело к постепенному сокращению "бегства" капитала.

В 2003 году бегство капитала составило сумму в 2,7 миллиарда долларов; однако соответствующие квартальные цифры были достаточно непредсказуемыми. Цифре за 2003 год предшествовала цифра 8,3 миллиарда долларов в 2002 году и 15,2 миллиарда - в 2001 году. Существенная, однако ни в коей мере не основная доля оттока капитала, происходит от преступной деятельности. Официальные лица Центрального

банка не связывали возобновление бегства капитала с нынешним скандалом вокруг ареста и предъявления обвинений в уклонении от налогов и расхищении средств Михаилу Ходорковскому, руководителю "ЮКОСа", крупнейшего производителя нефти.

Федеральный закон Российской Федерации Nо 115-ФЗ "По борьбе с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма" вступил в силу 1 февраля 2002 года с последующим внесением поправок в законы о банковской деятельности, рынком ценных бумаг и Уголовному кодексу в октябре 2002 года, январе 2003 года и декабре 2003 года. Указанный закон обязывает банковские и небанковские финансовые институты контролировать и сообщать производимые сделки уполномоченному учреждению, вести отчетные записи и идентифицировать своих клиентов.

Российские финансовые учреждения (например, кредитные учреждения, профессиональные работники рынков ценных бумаг, страховые и лизинговые компании, организации по трансфертам средств и ломбарды) должны контролировать и сообщать правительственным органам о сделках на сумму, превышающую 600 тысяч рублей (примерно 20 тысяч долларов), и отличающихся одной из списка конкретных характеристик, например, покупка ценных бумаг за наличность или же с использованием иностранной валюты. Финансовые институты также обязаны сообщать о подозрительных или необычных сделках с некоторыми чертами высокой степени риска, или же когда существуют подозрения в отношении отмывания денег.

Ранние реформы (1999 года) Центрального банка России (ЦБР) привели к принятию нормативных мер контроля за офшорными финансовыми сделками. В последующие шесть месяцев телеграфные переводы средств из российских банков в офшорные финансовые центры сократились в значительной степени. В то же самое время ЦБР сократил масштабы создания корреспондентских отношений с офшорными банками тем, что повысил нормативы, характеризующие офшорные финансовые институты и тем самым сократил их число. В августе 2003 года ЦБР издал приказ 1317-У, регулирующий отношения российских финансовых институтов с соответствующими учреждениями в офшорных зонах. В дополнение к требованию сообщать обо всех сделках офшорные банки в некоторых случаях должны выполнять более строгие требования должного усердия и сохранения дополнительных обязательных резервов с тем, чтобы нейтрализовать потенциальные риски, на которые может пойти российское учреждение в конкретных сделках.

Иностранным финансовым организациям, включая тех, что находятся в известных офшорных "тихих гаванях", не разрешено действовать в России напрямую: они должны это делать лишь через отделения, инкорпорированные в России и являющиеся объектом деятельности внутренних надзорных органов. В течение процесса создания акционерного общества и лицензирования, каждый директор российской компании должен быть идентифицирован и изучен российскими властями; поэтому существование "назначенцев" или же безымянных директоров в практическом плане не допускается российскими законами и нормативами.

Реализация указанных процедур будет осуществляться как часть обычного процесса инспекции банков внутри страны. (Учитывая, что это распоряжение является абсолютно новым, пока что отсутствует перечень мер его практического использования). В отношении российских предприятий, желающих открыть отделения за рубежом, в  частности в офшорных зонах, требуется разрешение правительственных органов. Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) имеет в своей структуре департамент, который рассматривает просьбы российских фирм,

а ЦБР также должен утверждать операции по переводу валютных средств за рубежом, если есть санкция со стороны МЭРТ. В обоих этих случаях регулирующих орган в отношении офшорной деятельности тот же самый, что и для деятельности внутри страны.

ЦБР опубликовал руководящие принципы борьбы с практикой отмывания денег внутри кредитных учреждений, включающие программы "Знай своего клиента" и банковские положения о "должном усердии"; и все же, по данным доклада Специальной группы по финансовым мерам (ФАТФ), за апрель 2003 года, нормативы в области программы "Знай своего клиента" в России в настоящее время являются недостаточными.

Согласно последним сообщениями прессы Центральный банк разрабатывает поправки к нынешним банковским законам, чтобы привести их в соответствие с пересмотренными Сорока рекомендациями ФАТФ, чтобы передать их на рассмотрение Парламента весной 2004 года. Также ведется работа над поправками, по которым идентификация и сообщение обо всех подозрительных сделках станет обязательной процедурой в отличие от сделок, которые имеют лишь некоторые характеристики. Кроме этого, в соответствии с рекомендациями ФАТФ, в декабре 2003 года были внесены поправки в Уголовный кодекс, когда был отменен конкретный финансовый "порог" в отношении преступлений, связанных с отмыванием денег, и таким образом была открыта дорога судебного преследования в отношении преступлений независимо от суммы, о которой идет речь.

И все же вопросы в этой области остаются. Согласно ФАТФ, недавний аудит ЦБР показал, что хотя большинство российских кредитных учреждений выполняет свои обязательства так, как этого требуют российские законы по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма, оказалось, что примерно 9 процентов кредитных учреждений и 11,7 процентов филиалов кредитных учреждений не соблюдают одно или несколько требований российского законодательства. Среди типичных нарушений можно назвать ненадлежащее ведение записей, неспособность следовать требованиям идентификации клиентов в соответствии с правилами внутреннего контроля, ошибки в формулировании и представлении записей Центральному банку в электронной форме, и неправильная классификация сделок как неподлежащих обязательному контролю.

Статья 8 Закона Российской Федерации No 115-ФЗ призывает Комитет по финансовому мониторингу (КФМ), независимое исполнительное учреждение, административно подчиненное Министерству финансов, служить в качестве Отдела финансовой разведки России (ОФР). КФМ отвечает за координацию всех усилий России по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма. КФМ, который впервые начал свою работу в феврале 2002 года, так же, как и административный ОФР, не имеет каких-либо расследовательских полномочий в области правоприменительной деятельности.

КФМ открыл 7 региональных управлений в 2003 году. Каждое из этих территориальных управлений соответствует одному из семи федеральных округов, составляющих Российскую Федерацию. Управление Центрального федерального округа расположено в Москве; остальные шесть расположены в крупных финансовых и индустриальных регионах по всей России. Основные функции территориальных управлений состоят в том, чтобы создавать сотрудничество с региональными и другими правоохранительными властями по наращиванию информации, поступающей в КФМ и контролю за соблюдением учреждениями под надзором КФМ законодательства по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма. Кроме того, эти вспомогательные управления должны идентифицировать и регистрировать на региональном уровне все ломбарды, лизинговые и игорные заведения в пределах их юрисдикции. Им также поручена координация усилий между ЦБР и другим надзорным учреждением в отношении реализации режимов борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма.

Недавние поправки, внесенные в закон по борьбе с отмыванием денег, повысили полномочия КФМ в области сбора информации, включив среди них деятельность инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, игорных заведений и продажу драгоценных металлов и ювелирных изделий. Более того, поправки позволили Комитету по финансовому  мониторингу в сотрудничестве с банками замораживать финансовые операции, имеющие возможную связь с террористами, сроком на одну неделю. (Банки могут замораживать операции на два дня, а КФМ принимает последующие меры, имея пять дополнительных дней).

В соответствии с рекомендациями ФАТФ, в настоящее время разрабатываются дальнейшие поправки с тем, чтобы расширить перечень организаций и лиц, обязанных сообщать КФМ о подозрительных финансовых операциях. Этот список будет включать юристов, нотариусов, агентов по продаже недвижимости, бухгалтеров, аудиторов и других лиц, предоставляющих юридические услуги. С использованием кодированного программного обеспечения, предоставленного КФМ, фактически вся отчетность кредитных, фондовых и страховых учреждений представляется в электронной форме.

По настоящее время КФМ получил свыше одного миллиона докладов, 50 процентов которых являются сообщениями об обязательных (валютных)  сделках, а остальные 50 процентов - сообщения о подозрительных сделках. Согласно КФМ, 12 тысяч таких сообщений содержали свидетельства преступной деятельности и были переданы компетентным правоохранительным органам - Министерству внутренних дел, Государственному комитету по контролю над наркотиками или же Федеральной государственной службе безопасности на предмет расследования, что, в конечном счете, привело к открытию 200 уголовных дел. По настоящее время 13 из этих уголовных дел переданы в суд.

В октябре 2003 года Российское министерство внутренних дел (МВД) объявило о проведении расследований в отношении отмывания денег против двух крупных банков - "Содбизнесбанк" и "Евротраст". По данным МВД, четыре высокопоставленных должностных лица из "Содбизнесбанка" могли быть замешаны в незаконных операциях на сумму примерно 16,1 миллиона долларов; а в отношении трех работников "Евротраста" ведется расследование по подозрению в отмывании денег на сумму примерно 258 миллионов долларов преступно добытых поступлений.

В свете реформ российского режима в области борьбы с отмыванием денег ФАТФ отозвала свой призыв к принятию контрмер против России в сентябре 2001 года и исключила Россию из ее перечня "несклонных к сотрудничеству" юрисдикций в октябре 2002 года. Консультативное распоряжение Министерства финансов о том, чтобы финансовые учреждения США "обеспечили более пристальное рассмотрение" всех сделок по России, также было отменено. В феврале 2003 года ФАТФ дала России статус наблюдателя, а после успешной взаимной оценки ФАТФ в апреле стала полноправным членом ФАТФ на ее пленарном заседании в июне 2003 года. На своем первом пленарном заседании в качестве полноправного члена ФАТФ, Россия объявила о своем намерении создать региональный орган, аналогичный другим органам ФАТФ (РОСФ), для пяти Центрально-азиатских государств - Азербайджана Казахстана, Киргизстана, Таджикистана и Узбекистана. В настоящее время Россия осуществляет эту инициативу.

Россия имеет план законодательного и финансового мониторинга, который упрощает поиск и арест всех преступных поступлений средств. Однако никакая часть этого законодательства не привязана конкретно к поступлениям от наркотиков. Российские законы, согласно которым отмывание денег и финансирование террористов является уголовным преступлением, также предусматривают и конфискацию поступлений, полученных преступным путем. Российское законодательство предусматривает ряд методов расследования, таких, как обыск, арест и требование предъявления документов, а также установление подлинности, замораживание, арест и конфискация средств/активов. В тех случаях, когда существуют достаточные основания предполагать, что собственность была

приобретена в результате преступления, следователи и представители обвинения могут обратиться к суду с просьбой заморозить собственность или наложить на нее запрет.

Правоохранительные учреждения имеют полномочия выявлять и отслеживать собственность, которая подлежит или может подлежать конфискации или же внушает подозрения в том, что приобретена в результате преступления или предназначена для финансирования террористов. В соответствии с ее международными соглашениями, Россия признает постановления иностранных судов, относящиеся к конфискации средств, полученных преступным путем на ее территории, и может полностью или частично передавать конфискованные преступные поступления иностранному государству, суд которого вынес постановление о конфискации. Однако российский закон по-прежнему не предусматривает ареста инструментов совершения преступления. Предприятия могут быть подвергнуты аресту только, если можно доказать, что они были приобретены за счет преступных поступлений. Законные предприятия не могут быть арестованы лишь на том основании, что они были использованы для содействия совершению преступления. Хотя российское правоохранительное законодательство предусматривает адекватные милицейские полномочия для отслеживания и захвата активов, большинство сотрудников российских правоохранительных органов не имеют достаточно опыта и экспертных знаний в этих областях.

Российская Федерация приняла новое законодательство и распоряжения исполнительный власти, которые укрепляют ее способность бороться с терроризмом. 11 января 2002 года Президент Путин подписал Указ "О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН No 1373 от 28 сентября 2001 года". В этом указе следует упомянуть положения о введении уголовной ответственности за преднамеренное предоставление или сбор активов для их террористического использования, а также инструкции указа для соответствующих учреждений захватывать активы террористических групп. Это последнее положение, однако, пришло в конфликт с существующими нормами внутреннего законодательства. Соответственно 24 сентября 2002 года Дума одобрила поправку к Закону по борьбе с отмыванием денег, тем самым разрешив конфликт и позволив банкам немедленно заморозить активы в соответствии с Резолюцией 1373 Совета Безопасности ООН. Этот закон вступил в силу 2 января 2003 года. Далее Статья 205.1 Уголовного кодекса, принятая в октябре 2002 года, рассматривает финансирование террористов в качестве уголовного преступления. 31 октября 2002 года Совет Федерации (Верхняя палата Парламента России) утвердил дополнительную статью к федеральному бюджету 2003 года, выделив из излишков государственных доходов дополнительно 3 миллиарда рублей (100 миллионов долларов) на поддержку федеральных программ борьбы с терроризмом и укреплению национальной безопасности.

В феврале 2003 года по просьбе Генеральной прокуратуры Верховный суд России издал официальный перечень из 15 террористических организаций. По сообщениям прессы, финансовые активы этих организаций были незамедлительно заморожены. Кроме того, Россия оказала Соединенным Штатам помощь в расследовании финансирования террористов, предоставив важную финансовую документацию и другие свидетельства, позволившие установить преступную деятельность "Беневоленс Интернешнл Фаундэйшн" (БИФ). Российские власти также предоставили в распоряжение федеральных правоохранительных органов США ценную информацию о сборе средств для террористов, осуществляемом одним лицом, которое в настоящее время является объектом судебного преследования Соединенных Штатов Америки по подозрению в хранении фальшивых денег.

ФБР, Администрация по контролю за соблюдением законов о наркотиках и Министерство внутренней безопасности - все они обмениваются оперативной информацией со своими российскими коллегами на регулярной основе. Принятие в 2001 году всеобъемлющего законодательства по борьбе с отмыванием денег, а затем создание полностью функционирующего Отдела финансовой разведки в 2002 году и

вступление в ФАТФ в 2003 году - являются важными вехами в создании российского режима борьбы с отмыванием денег. Хотя Россия заложила прочный фундамент для борьбы с отмыванием денег и может фактически начать выступать в качестве примера для других правительств в своем регионе, продолжают оставаться юридические лазейки, устранением которых Россия должна незамедлительно заняться. России следует принять

законодательство, которое будет предусматривать арест инструментов в отличие от просто ареста финансовых поступлений от преступной деятельности. Россия также должна принять более строгое банковское законодательство, требующее, чтобы финансовые институты называли истинный источник или владельца - бенефициара средств в отличие от лишь идентификации лица или организации, контролирующих средства на конкретном счете. Россия должна продолжать заниматься устранением недостатков программ по борьбе с отмыванием денег на уровне банковских и небанковских финансовых учреждений посредством постоянного процесса обучения и установления связей с отраслями, затронутыми этими проблемами. Наконец, Россия должна продолжать активно участвовать в международных форумах.

 

Оценить статью
(0)