Без срока давности

Без срока давности

Александр Лукашенко не исключает своего участия в следующих президентских выборах, если его "поддержит народ". Об этом он заявил 14 апреля, выступая с ежегодным посланием перед белорусскими парламентариями.

О намерениях нынешнего главы государства снова попытаться остаться на месте говорят со времен избрания первого президента Беларуси. Еще не проработав и половины своего первого президентского срока, Лукашенко тогда решился на проведение референдума 1996 года, после которого был провозглашен новый отсчет времени его нахождения у власти. Попытки оппозиции, куда попали и некогда соратники Лукашенко по предвыборной кампании, устроить следующие президентские выборы в положенный срок, в 1999 году провалились.

Некоторых инициаторов, пытавшихся вернуть Лукашенко в правовое поле Конституции 1994 года, до сих пор найти не могут. А остальные продолжают помнить, что в этом году правитель отметит 20 июля свою вторую трудовую пятилетку. И говорят, что, мол, уже хватит ему сидеть в президентской резиденции. По белорусской Конституции ведь два пятилетних срока положено. Но многие из них не хотят вспоминать, как в ноябре 1996 года начался новый отсчет и был создан новый парламент, куда эти непомнящие собрались баллотироваться в этом году. Таковы реалии.

"Если я решу идти на следующие президентские выборы и народ меня в этом поддержит, то я приму участие", - сказал А. Лукашенко. Пожалуй, впервые он так ясно и публично пообещал, что в вопросе его участия в очередных президентских выборах все будет "открыто, честно и по Конституции". И заверил, что никаких политических игр, в том числе использования "фактора Союзного государства", не будет. Оказывается, для Лукашенко главный вопрос не в том, чтобы остаться у власти, а в том, чтоб не упрекнули, что он «бросил власть».

Можно поблагодарить первого белорусского президента за откровение, когда он своим слушателям сообщил, что «на решение баллотироваться на третий срок могут значительно повлиять нападки оппозиции на сторонников нынешней власти. И я их должен защитить". Выходит, вся пропаганда об импотенции оппозиции не соответствует действительности. А так ведь, чего ради, спустя десять лет требуется от нее защита. И кто это сказал, что следующим президентом Беларуси непременно будет ярый оппозиционер нынешнему режиму? В кандидатах ходят и вполне лояльные ему фигуры, устраивающие некоторые внешние силы.

По некоторым данным, среди таких стратегов-лоялистов бытует мнение, что в недалеком будущем, при смене режима понадобиться освободиться лишь от некоторых одиозных фигур из окружения правителя, подозреваемых в тяжких грехах, наказание за которые не подлежит сроку давности. Нельзя не отметить, что и в мировом сообществе все больше набирает вес такая точка зрения. И не очень тогда понятно, как такие подозрения будут совмещаться с радужными перспективами развития отношений нынешней власти с Евросоюзом, о чем говорилось в данном послании. Если конечно подозрения не удастся снять в ближайшем будущем. Разворачивающаяся дискуссия в Совете Европы и ООН о ситуации в Беларуси по данному вопросу, оптимизма власть имущим не внушает.

А. Лукашенко сообщил, что о своем окончательном решении относительно участия в президентских выборах он объявит публично - в белорусском парламенте или в обращении к нации. Вряд ли стоит сомневаться, что такое решение уже давно принято. Общеизвестно, что намерения Лукашенко продлить срок своего правления не поддерживаются, как на Западе, так и в Кремле. Но белорусские власти уверяют, что этого желает большинство граждан страны. Глава дипломатической миссии Чешской Республики в Беларуси Владимир Румл по этому поводу заметил: «Когда я узнаю, что некоторые ваши граждане полагают (а исследование общественного мнения свидетельствует об этом), что нынешний президент должен управлять этой страной до конца жизни, я в недоумении. Мне кажется, что каждый хотел бы быть президентом как можно дольше, однако у власти люди должны чередоваться, чтобы этой властью нельзя было легко злоупотреблять. Пожизненный президент – само это понятие мне кажется абсурдным и определенно не демократическим. В современной Европе такого уже давно нет».

 

Роман Яковлевский (RR)

 

Оценить статью
(0)