Попытается ли Саакашвили применить «аджарский сценарий» для Абхазии и Южной Осетии? «Скорее всего, попытается, но вот успех этого предприятия весьма сомнителен, а перспективы тревожны», - считают эксперты.
В последнее время тема Грузии приобрела новую актуальность в связи со стремлением администрации Саакашвили восстановить территориальную целостность страны путем распространения так называемого «аджарского сценария» на Абхазию и Южную Осетию. Ряд острых заявлений Михаила Саакашвили с предсказаниями скорой революции в Абхазии, и обещаниями в ближайшее время присоединить Южную Осетию вызвали острую озабоченность России, что привело к незапланированному визиту секретаря Совета Безопасности Игоря Иванова в Грузию. 17 мая ИА «Росбалт» провело круглый стол, на котором эксперты обсуждали смену власти в Аджарии, развитие событий вокруг Абхазии и Южной Осетии и роль России в Закавказье.
Мнение директора Института стран СНГ, члена Комитета Госдумы РФ по делам СНГ и связям с соотечественниками Константина Затулина:
- «Вникающие в суть событий люди, не считают произошедшее в Аджарии торжеством демократии. Между демократической законностью и революционным энтузиазмом большая разница. То, что происходило в ноябре 2003 года в Тбилиси, и то, что сейчас происходит в Батуми, было нарушением законов, которые действовали в Грузии и Аджарии. Фактически автономия Аджарии перестала существовать. Во-первых, там введено прямое президентское правление; во-вторых, был назначен сверху мэр Батуми, а это выборная должность; в-третьих, число министерств автономии резко сокращено, были изъяты из ведома Аджарии избыточные, по мнению грузинской администрации, функции. Мы, разумеется, все удовлетворены, что кровь там не пролилась, но по содержанию это был переворот в мягких формах.
Согласно Карским соглашениям и Московскому договору 1921 года, Россия выступает гарантом Аджарской автономии, это наши полномочия…
Россия была заинтересована в законности и легальности происходящих там событий. Процессы там проходили незаконно, нелегитимно. Вместо права там было употреблено так называемое «революционное право». Аслан Абашидзе, разумеется, имел собственные интересы и резоны, но он ничего плохого России не сделал, наоборот, он публично выражал стремление к союзу с Россией. Следовательно, в наших интересах была бы поддержка этой фигуры тогда и обеспечение его безопасности теперь.
Мы должны были внушить больше уверенности тому, кто хотел бы отстаивать аджарскую автономию, тому, кто настаивал бы на законности процесса смены власти в Аджарии. Этого не было сделано. Мы фактически пытались умиротворить атакующую сторону, чтобы не допустить кровопролития. Но Саакашвили беззастенчиво использовал нашу добрую волю для достижения своих целей.
В результате событий в Аджарии в долгосрочной перспективе пострадали российские интересы. Дело даже не в Абашидзе, а в том, что сама Грузия как государство нуждалась в опыте большой автономии. Поймите, Грузия никогда не существовала в современных границах как независимое государство. Всегда существовало много племен, разница между которыми весьма велика. В многоэтничной Грузии должна быть продемонстрирована толерантность при построении государства. А что на деле?
На деле в Грузии строят унитарное государство, в котором культурное и историческое своеобразие разных земель не уважается. Начал Гамсахурдиа с Осетии, осетины отбились и теперь Южная Осетия живет фактически независимо. В Абхазии дело кончилось разгромом и бегством. Появившиеся там по совместному приглашению грузинской и абхазской сторон, российские миротворцы стали гарантией передышки для грузинского руководства. Для Грузии аджарский инцидент означает, что Саакашвили тоже ведет курс на построение унитарного государства. Уже идет война слов, подготавливается почва для силового вмешательства в целях изменения статуса Абхазии и Южной Осетии. Идет нагнетание обстановки. Что будет в результате со стабильностью в Грузии, с надеждами народа на мирное развитие, на зарплаты, я не берусь судить.
Надо понимать, что интересы России будут прямо затронуты. Во-первых, есть 2 тыс. российских миротворцев в зоне абхазского конфликта, Абхазия пользуется прямой российской поддержкой, там много российских граждан. Во-вторых, в России живут этнические родственники абхазов, которые принимали участие в вооруженном противостоянии начала 90-х годов, и, разумеется, не оставят в беде своих братьев в Южной Осетии российские граждане из Северной Осетии. И, наконец, эти территории, прямо примыкают к границам России.
Саакашвили прежде всего использует свою победу в Аджарии для решения внутренних проблем, например, для борьбы с оппозицией. Грузинское руководство проверит на прочность Россию в решении абхазского и южноосетинского вопросов, попробует вынудить Россию отступиться, чтобы решать эти вопросы так, как это вздумается Тбилиси. И только наше решительное возмущение фактом демонтажа аджарской автономии будет гарантом того, что грузинское правительство не начнет ломать дрова в Абхазии и Южной Осетии».
Напомним, что Абхазия и Южная Осетия уже более десяти лет живут, выйдя из-под контроля Тбилиси и получив фактическую независимость в ходе межэтнических столкновений 1992-1993 гг., последовавших за распадом Советского Союза. Попытки грузинского руководства действовать по «аджарскому сценарию» вряд ли увенчаются успехом прежде всего из-за того, что эти автономии населены представителями иных этносов. Настойчивость администрации Саакашвили в действиях по построению унитарного государства могут привести к новой эскалации конфликтов, что приведет к дестабилизации обстановки в Закавказье.