На прошлой неделе в Санкт-Петербурге открылся 13 ежегодный российско-американский семинар, в котором участвуют известные политологи, историки, эксперты по внешнеполитическим вопросам из США и России. Местом проведения ежегодных семинаров стал санкт-петербургский Государственный университет. Как отмечает VOA, два года назад участниками семинара были президенты США и России Джордж Буш и Владимир Путин. Этот факт с удовольствием подчеркивали как хозяева нынешней дискуссии, так и их американские коллеги.
В центре обсуждения участников нынешнего семинара оказалась внутриполитическая ситуация в России после парламентских и президентских выборов и российско-американские взаимоотношения на современном этапе. Один из главных выступающих, президент фонда «Республика» Сергей Цыпляев отметил, что в настоящий момент российское общество переживает реставрацию, что характерно для постреволюционного периода. Весь вопрос в том, как долго продлится реставрация, и как далеко она зайдет.
Сейчас, по оценке Цыпляева, в России отсутствует конкурентная борьба в политике. Вся власть отдана одному человеку, в парламенте тон задает одна политическая партия. В экономике крупные предприятия с участием государства стремятся к монополизации рынка. И если так пойдет дальше, то однажды, придя в магазин, люди увидят на прилавках один сорт хлеба, один сорт мяса, один вид обуви и одежды. И останется один способ выезда из страны - путем собеседования с партийным комитетом. При этом приход к власти коммунистической партии исключен, однако тоталитаризм может вернуться в другом обличии, например - под видом крайнего национализма.
Выход из ситуации Сергей Цыпляев видит в построении структур гражданского общества путем самоорганизации на местах. Большие надежды при этом возлагаются на молодое поколение, выросшее в условиях свободы выбора и привыкшее полагаться на свои силы.
Профессор исторического факультета колледжа Святого Ансельма из Нью-Гемпшира Джон Виндхаузен отметил, что период реставрации переживали очень многие страны, и Россия не является в данном случае исключением. И, используя международный опыт, российское общество может попытаться выйти из нынешней непростой ситуации с наименьшими потерями.
Что же касается российско-американских взаимоотношений, то им был посвящен доклад, сделанный президентом фонда «Политика» Вячеславом Никоновым. Он отметил исторически сложившуюся ситуацию, при которой российскому руководству легче было находить общий язык именно с республиканской администрацией США:
«Они более прагматичны, как правило, у них меньше разных внешнеполитических целей, и очень сложно попасть с ними в конфликт по каким-то малозначительным проблемам. С демократами мы постоянно можно сталкиваться из-за каких-то вопросов, скажем, развитие демократии в Киргизии или что-то в этом роде - вопросы, которые республиканцев не волнуют. Кроме того, у демократов традиционно внешнеполитический истэблишмент, команда президента, люди, занимающиеся Россией - это выходцы из стран Восточной Европы, которые генетически не воспринимают Россию. Вспомним Бржезинского, Мэдлин Олбрайт и многих других».
За весь период президентства Путина, подчеркивает Вячеслав Никонов, российско-американские взаимоотношения оказались на низшей точке развития во время начала вооруженной операции в Ираке. Тогда, согласно различным социологическим опросам, симпатии 86% россиян были на стороне иракцев и лишь 14% поддерживали действия международной антисаддамовской коалиции во главе с США. Однако в первые же дни начала военных действий против режима Саддама Хусейна Владимир Путин заявил, что Россия ни в коем случае не желает США поражения. А недавно Евгений Примаков, известный прежде своими проарабскими взглядами, заявил, что в нынешней ситуации американская армия не должна уходить из Ирака. Вячеслав Никонов с этим полностью согласен. «Если говорить предельно цинично, то Россию устраивает вообще-то статус-кво в Ираке, - продолжает он. - Потому что, во-первых, это держит американцев при деле, они в меньшей степени сейчас предрасположены предпринимать какие-то акции в других частях земного шара. Во-вторых, это, в общем-то, держит террористов при деле. Если раньше террористы всех мастей, со всего мира ехали в Чечню, то теперь все они едут в Ирак, в том числе и из Чечни. И в-третьих, нынешняя ситуация поддерживает на очень высоком уровне цены на нефть. То есть, в принципе, Россия, конечно желая американцам успеха в Ираке, потому что поражение США будет означать просто, что террористы поедут обратно - в Чечню или Москву взрывать - в то же время я не думаю, что мы должны как-то сильно стараться в ущерб внутриполитическим интересам, скажем, Кремля или в ущерб российским интересам в каких-то других регионах земного шара, в отношениях с арабскими странами, идти навстречу США. Повторяю - если не будут предложены какие-то очень выгодные для нас условия».
При соблюдении этих условий, как подчеркивает президент фонда «Политика», возможно рассмотрение вопроса об участии российских миротворцев в урегулировании ситуации в Ираке. Что же касается внешнеполитических интересов двух стран, то они, по мнению Вячеслава Никонова, совпадают, например, в вопросе нераспространения оружия массового поражения, что особенно актуально для взаимоотношений с Северной Кореей или Ираном.
Тринадцатый российско-американский семинар в санкт-петербургском Государственном университете продлится до 27 мая, отмечает VOA. В его повестке дня - такие вопросы, как «Российская внешняя политика и российско-американские взаимоотношения», «Общество и политика», «Межкультурное общение и образовательный процесс», «Современная российская и американская культура».