Военные бюджеты государств СНГ

Военные бюджеты государств СНГ

Военные бюджеты государств СНГ

Экономика большинства стран СНГ демонстрирует признаки оживления. В минувшем году практически во всех государствах вырос внутренний валовой продукт. При этом его рост происходил не только в странах, экспортирующих нефть и газ (то есть в России, Азербайджане, Казахстане и Туркмении), но и в бедных углеводородных ресурсами Украине, Армении, Белоруссии. На сегодняшний день, отмечает в своем обзоре WPS, Белоруссия и Армения уже превысили уровень своего ВВП по отношению к 1991 году.

Но еще более впечатляющими темпами идет рост военных расходов постсоветских государств. Если в среднем в государствах СНГ рост ВВП в 2004 году составил 7-9 процентов, то военные расходы в абсолютных величинах подросли в среднем на 30%. Подобные показатели здесь намечаются и на 2005 год. Почему государства увеличивают военные бюджеты? Ответ на этот вопрос сложен. Эти расходы, конечно, в большинстве неадекватны экономическим возможностям стран, что отрицательным образом сказывается на жизни большинства населения постсоветских республик.

Анализ открытых документов, законов о бюджетах государств показывает, что по уровню военных расходов в % от ВВП лидирует Узбекистан - 5,2% от внутреннего валового продукта. Ташкент впервые в декабре 2004 года опубликовал данные бюджета страны в части, касающейся расходов на оборону (ранее они были секретными). Оборонные затраты Узбекистана в абсолютных числах составляют 0,736 млрд. долларов, уступая только России и Украине (в РФ военный бюджет составил 20,4 млрд. долларов США, на Украине - 1,12 млрд. долларов). Заметим, что Узбекистану (вместе с Грузией) оказывается самая активная военная помощь со стороны США, в 2004 году она равнялась около 10 млн. долларов. При этом Вашингтон не перестает критиковать Узбекистан за недемократические шаги, нарушения прав человека и т.п.

Вторым государством по уровню военных расходов от ВВП является Армения - 3,6%. Заметим, сюда не включены данные по расходам на оборону Нагорного Карабаха. Хотя ни для кого не секрет, что армия обороны Карабаха также существует за счет ресурсов Армении. В целом военные расходы Армении на оборону могут составить в 2004 году более 4% от ВВП (то есть более 127 млн. долларов США).

Рост военных расходов Армении за последний год в абсолютных величинах составил 35%. Рост этот неслучаен. В подобных, даже еще больших пропорциях будет финансироваться военный бюджет Азербайджана. Наблюдатели отмечают такую закономерность: если в 2003 году темпы прироста военных расходов составляли 12%, в 2004 году - 20%, то на 2005 год в Азербайджане запланирован беспрецедентный военный бюджет - 245 млн. долларов (увеличение на 36%).

Еще большие темпы роста абсолютных расходов на оборону наблюдаются в Грузии. По сравнению с 2004 годом - на 44% или 1,2 от ВВП. Данные эти получены на основе анализа официальной статистики. Они свидетельствуют о том, что страны Закавказья проводят крупномасштабные военные мероприятия, связанные с повышением обороноспособности своих армий. Нельзя исключать, что эти данные являются косвенным подтверждением возможности начала в 2005 году активных боевых действий в Нагорном Карабахе, Абхазии и Южной Осетии.

Значительные оборонные расходы в % от ВВП понесут в 2005 году Россия и Таджикистан - около 3% от внутреннего валового продукта. Общая сумма военных расходов в РФ превысит 573 млрд. рублей (20,464 млрд. долларов). Это самый крупный за всю постсоветскую историю военный бюджет России и аналитики, не сговариваясь, уже окрестили его как военно-полицейский.

Несмотря на то, что военные показатели бюджета-2005 увеличатся по сравнению с прошлым годом на 35%, Кремль так и не проиндексировал денежное довольствие военнослужащих, отменив при этом ряд льгот, что, конечно, если не будут приняты соответствующие меры, отрицательным образом скажется на кадровом состоянии войск.

Относительно высокий уровень военных расходов в Таджикистане (около 30 млн. долларов США) связан со сложной внешнеполитической ситуацией в стране, относительно большим количеством войск, а также решением Душанбе с 2006 года самостоятельно приступить к обеспечению безопасности на афганско-таджикской границе.

Менее 1 процента от ВВП составят в 2005 году военные бюджеты Молдавии, Киргизии и Туркмении (соответственно, около 30, 20 и 80 млн. долларов США). 1% от ВВП будет у Белоруссии (268,5 млн. долларов США), 1,2% от ВВП будет составлять военный бюджет Казахстана (448 млн. долларов США). В абсолютных цифрах расходы на оборону в Белоруссии увеличились на 28,5 %, в Казахстане - на 17%.

Таким образом, заключает WPS, наглядно видно, что вопросы обороны на постсоветском пространстве остаются актуальными. Все без исключения государства Содружества увеличили свои военные бюджеты. Мотивы при этом у государств разные. Хотя все они в той или иной степени связаны с проблемами укрепления суверенитета, экономической безопасности и территориальной целостности этих стран.

 

 

Оценить статью
(0)