Неприкасаемый Стабфонд

Неприкасаемый Стабфонд

Неприкасаемый Стабфонд

Стабилизационный фонд сегодня выполняет, главным образом, функцию стерилизации избыточной денежной массы. Такое мнение высказал 24 марта на пресс-конференции в Москве научный руководитель Государственного Университета – Высшей школы экономики, профессор Евгений Ясин. Именно поэтому, по его мнению, расходовать средства, накопленные в Стабилизационном фонде, категорически нельзя.

Как известно, критики безудержного раздувания размеров Стабфонда усматривают два направления, по которым можно было использовать эти денежные запасы. Во-первых, это борьба с бедностью, через повышение зарплат бюджетникам и пенсий, а во-вторых, это обширные госинвестиции в экономику. Евгений Ясин выразил свое несогласие с подобными предложениями.

«В России довольно несправедливое распределение доходов», - признал экономист. По его подсчетам, в прошлом году доходы 10% самых богатых россиян превышали доходы 10% самых бедных в 14.8 раз. В 2000 году этот показатель равнялся 13.5. Такой рост неравенства Ясин назвал тревожным симптомом. Также он указал на расширение разрыва между размерами средних пенсий и зарплат. Коэффициент замещения заработных плат пенсиями, по данным экономиста, составляет 28%, что он расценивает как «очень низкий показатель». «Это означает, что пенсионеры поставлены в такие условия, что, чтобы выжить, они вынуждены работать, пока ноги носят», - сказал Ясин.

«Крохоборской операцией» назвал руководитель Высшей школы экономики монетизацию льгот, в результате которой пострадали как раз наименее обеспеченные слои населения, а государству пришлось потратить на успокоение народных масс значительные суммы.

«Поднять зарплаты бюджетников и пенсии, с моей точки зрения, совершенно необходимо», - заявил Евгений Ясин. Однако при этом он отверг идею направить средства Стабилизационного фонда на эти цели. «Мы не можем терпеть тот уровень бедности, какой существует в России, но тратить деньги Стабилизационного фонда на повышение пенсий и зарплат, на текущие расходы неправильно», - сказал он. Экономист обосновал свою точку зрения тем, что такое повышение не может быть разовой выплатой, а поддерживать такой уровень пенсий и зарплат не получится в случае падения доходов государства от экспорта нефти.

«Если вы накапливаете деньги в Стабилизационном фонде, чтобы решать с их помощью четко определенные задачи, тратить их на инвестиции тоже нельзя», - заявил Ясин. Он напомнил, что официально Стабфонд – это запас на «черный день» российской экономики, когда упадут цены на нефть и сократится приток нефтедолларов. «Его вторая функция - это стерилизация избыточных денег в экономике. Это обычно не афишируется, но это, на самом деле, главная задача Стабилизационного фонда», - заявил Евгений Ясин.

«Когда есть сильный приток денежной массы, возникает вопрос: а сможет ли экономика абсорбировать эти деньги так, чтобы не вызвать инфляции? Например, эти средства можно направить на инвестиции», - пояснил экономист. Он подчеркнул, что инвестиционный рост возможен только тогда, когда государство создает оптимальные условия для развития бизнеса, однако, начиная с «дела ЮКОСа», отношения государства и бизнеса серьезно ухудшились.

 «Дело ЮКОСа» - это ужасный прецедент для делового климата в России, но это не единственный случай», - сказал Ясин, сославшись на налоговые проверки ряда неназванных компаний.

К последствиям «похода на бизнес со стороны налоговиков, а ранее – прокуратуры» экономист отнес резкое сокращение роста денежного предложения. По его данным, денежное предложение в 2003 году составило 55% (43 из которых было поглощено экономикой), а в 2004 году – только 32.6% (20 из которых впитала экономика).

По мнению Евгения Ясина, в этом нет вины правительства или лично Кудрина и Грефа, которые, по его словам, делают все для оздоровления финансов страны. «Деловой климат ухудшился вследствие некомпетентного вмешательства силовиков», - утверждает Ясин.

Схема представленная экономистом выглядит так: Стабфонд нужен для накопления денежной массы, которую правительство не знает куда направить, но боится отдать населению; избыточные деньги - это следствие снижения деловой активности, и в этом виноваты действия силовиков в отношении бизнеса. «Наша главная задача – восстановить атмосферу деловой активности», - делает вывод Ясин.

Казалось бы, выходом из сложившейся ситуации может быть начало масштабных инвестиций в развитие стратегических отраслей экономики со стороны государства. Однако, по мнению Ясина, правительство хуже бизнеса знает, куда вкладывать деньги. «Правительство не может заменить благоприятный деловой климат своими инвестициями», - уверен экономист.

Не одобряет Ясин и обсуждаемого сегодня очередного снижения налогов. «Мое убеждение, что сейчас снижение налогов не будет влиять на улучшение делового климата. Давление государства на бизнес оказывает куда более отрицательное воздействие на экономику, чем снижение налогов – положительное», - сказал экономист.

«Не бизнес болен, а руководство страны больно, если оно считает, что каким-то иным способом кроме наращивания деловой активности бизнеса можно поднимать экономику», - добавил Ясин.

Вместе с тем, экономист выразил надежду, что либеральные экономисты в лице господ Кудрина и Жукова смогут договориться с президентом Владимиром Путиным, и отношение государства к бизнесу изменится.

Оценить статью
(0)