Борьба за информационное пространство продолжается

Борьба за информационное пространство продолжается

Строители вертикали власти лишены сдерживающих центров. Они не только делают то, что считают нужным, но и намерены диктовать своим гражданам правила восприятия этой деятельности. Чтобы население вдруг не приняло черное за белое, белое за черное, не растолковало какие-то действия властей как не направленные ему во благо, не упустило что-то чрезвычайно важное и т.д.

Например, в Красноярском крае скоро появится новая официальная газета для освещения деятельности органов исполнительной и законодательной власти. Вдруг кто-то из красноярцев понимает ее не так, как надо? На федеральном уровне претензии власти простираются еще дальше. Например, спикер Совета Федераций Сергей Миронов на прошлой неделе заявил, что в России «нет внятной политики по работе со средствами массовой информации, и он не знает «ни одного пропрезидентского СМИ» (!?). С первым тезисом можно согласиться стопроцентно, а в отношении второго задать встречный вопрос: а есть ли в России хоть одно антипрезидентское СМИ?

Об этом и других событиях – в Еженедельном бюллетене событий Центра экстремальной журналистики

I. «Единое информационное пространство»

1. Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям («Роспечать») представило доклад о состоянии, тенденциях и перспективах развития отечественного рынка периодической печати. В частности, в нем говорится о том, что за последние несколько лет инвестиционная привлекательность российского медиарынка выросла, он стал более четко сегментирован. Кроме того, этот сектор развивается в соответствии с европейскими тенденциями: на фоне снижения тиражей ежедневных газет увеличиваются тиражи еженедельников и журналов. «Роспечать» прогнозирует, что к 2008 г. рост медиарынка страны достигнет 7,5-8 млрд. долл.

По мнению же генерального директора крупнейшего в стране медиа-холдинга «Проф-Медиа» Рафаэля Акопова, в России в принципе не существует причин для рыночного развития газетного рынка. В основном потому, что до 90% газет субсидируются государством или частными инвесторами. «Государственное участие в медиасекторе – мощный регрессивный фактор, сдерживающий развитие рынка и во многом его деформирующий, – заявил RBC daily  Рафаэль Акопов. – Наличие у властей разного уровня собственных газет, причем издающихся огромными тиражами, для нормальных издательских рынков – нонсенс. По-хорошему должен быть некий вестник правительства для публикации законодательных актов и аналогичное издание у Думы.

Что касается журналов, то рост этого сегмента во многом обусловлен выходом на российский рынок зарубежных издательских брендов. Ежегодно он увеличивается на 8-10%. «На российском рынке пока нет, в отличие от западного, узконишевых изданий, – считает генеральный директор «Аксель Шпрингер Раша» Ирина Силаева. – Безусловно, журнальный сегмент будет развиваться динамично еще какое-то время. Например, в такой нише, как женские журналы, рост может быть не очень высоким в процентном отношении, но абсолютные цифры будут значительными в силу того, что ниша сама по себе довольно велика».

В докладе «Роспечати» отмечается, что в 2004 г. средняя суточная аудитория новостных сайтов российской сети Интернета возросла на 65%. Прогнозируется, что доходы от предоставления доступа в Интернет в этом году превысят 1 млрд. долл., тогда как в 2004 г. они составили 560 млн.

Сходного мнения придерживаются и другие участники рынка. «Судя по той динамике, которую демонстрирует российский медиарынок за последние 5 лет, не исключено, что показатель в 8 млрд. долл. будет к 2008 г. достигнут или даже преодолен, – прокомментировал RBC daily генеральный директор ИД «Бурда» Арнд-Фолькер Листевник. – Однако в силу недостаточной прозрачности рынка постоянно фигурируют различные оценки». По его мнению, на сегодняшний момент большинство изданий в России существует за счет рекламы, и переломить эту тенденцию сможет повышение покупательской способности и улучшение общеэкономической ситуации в стране, в результате которого возрастут тиражи изданий, ориентированных на продажу. А по мнению Ирины Силаевой, большинству издателей прессы в России интересна прежде всего активная платежеспособная аудитория. Поэтому, пока в стране будет расти средний класс, тиражи будут падать у продуктов, рассчитанных на массового потребителя.

2. Комитет Государственной думы по информационной политике принял решение создать координационный совет для постоянного взаимодействия между членами комитета и руководителями центральных СМИ. Об этом сказано на совместном заседании комитета и главных редакторов ведущих печатных изданий. В решении комитета говорится, что целью создания совета является "проведение экспертного мониторинга в области печатных средств массовой информации".

3. 20 мая в Белгородской области начало вышла в эфир первая программа областной телерадиокомпании «Мир Белогорья». По словам главного редактора компании Ирины Фёдоровой, основой новой ТРК станут новостные выпуски, оперативными и объективными их помогут сделать шесть корпунктов, расположенных на территории районов Белгородской области. Учредителем телерадиокомпании «Мир Белогорья» является Правительство Белгородской области.

Формированию программной политики ТРК будет способствовать общественный Совет содействия развитию Белгородского областного телевидения. 19 мая главой его избран председатель Белгородской областной Думы А.Зеликов. Секретарем общественного Совета - руководитель пресс-центра губернатора области России Вероника Смирнова. В состав Совета также вошли руководители районов и крупнейших предприятий, депутаты различных уровней, представители общественных организаций и творческих союзов.

Предполагается, что со временем областное телевидение отработает систему «обратной связи», а в эфире смогут выступать представители различных социальных слоев, общественных организаций и политических партий, рядовые граждане.

Напомним, что практически вся пресса Белгородской области находится под тотальным контролем местных властей.

4. В Красноярском крае появится новая официальная газета для освещения деятельности органов исполнительной и законодательной власти

Заместитель губернатора Красноярского края Ольга Карлова выступила с предложением организовать в крае государственную общественно-политическую газету для освещения деятельности исполнительной и законодательной власти. Об этом 23 мая сообщил председатель постоянной комиссии по законности, правопорядку, защите прав граждан и информационной политике Законодательного собрания края Юрий Абакумов. По его словам, издание начнет выходить уже в 2005 году. На создание газеты краевой бюджет ежегодно будет выделять около 7 млн.  рублей.

II. Цитаты недели

«В России нет внятной политики по работе со средствами массовой информации, - заявил 19 мая спикер Совета Федераций Сергей Миронов, выступая в парламенте Санкт-Петербурга. - Я не знаю ни одного пропрезидентского СМИ».

III. Конфликт недели

Секретарь Свердловского творческого союза журналистов Дмитрий Полянин на минувшей неделе сделал попытку восстановить общественный интерес и интерес правоохранительных органов к нераскрытому убийству главного редактора газеты «Новый Рефт» Эдуарда Маркевича. Как известно, убитый журналист и его газета находились в острой конфронтации с местными властями.

На встрече с уполномоченным по правам человека в Свердловской области Татьяной Мерзляковой Дмитрий Полянин заявил, что силовые структуры могут быть причастны к убийству главного редактора газеты «Новый Рефт» Эдуарда Маркевича. «Либо силовики разучились работать, либо они как-то причастны к этому убийству», - считает Дмитрий Полянин. Уполномоченный по правам и лидер журналистского союза выразили недовольство работой правоохранительных органов, которые, по их мнению,  уже в течение нескольких лет «всеми способами пытаются заволокитить это дело». В связи с этим Союз журналистов готовит обращение к генеральному прокурору России Владимиру Устинову.

Напомним, что Эдуард Маркевич был застрелен в спину 19 сентября 2001 года в поселке Рефтинском Свердловской области. Убийца скрылся в поджидавшем его автомобиле. Характер деятельности погибшего, способ совершения преступления и общественное мнение жителей Рефтинского дают все основания полагать, что убийство связано с профессиональной деятельностью погибшего. «Новый Рефт» была оппозиционной поселковым властям газетой. В издании часто печатались материалы, в которых негативно отражалась деятельность местной администрации.

Расследование убийства главного редактора неоднократно приостанавливалось, а затем вновь возобновлялось.

Отметим, что имя Эдуарда Маркевича увековечено на международном Журналистском Мемориале (США, штат Вирджиния, г. Арлингтон). Согласно уставным документам, мемориал увековечивает имена только тех журналистов, чья гибель стала следствием исполнения ими служебных обязанностей.

IV. Законодательные инициативы

1. Комиссия Совета Федерации по информационной политики 19 мая на своем заседании рекомендовала верхней палате отклонить поправки в закон "О СМИ", которые сенаторы должны рассмотреть на пленарном заседании 25 мая. речь Поправки касаются  особенностей регистрации средств массовой информации, в частности, присвоении им названий. Председатель комиссии Дмитрий Мезенцев пояснил, что в настоящее время ведется разработка закона "О СМИ", и скоро должна появиться новая редакция этого документа. "Поэтому не надо на подножке пытаться внести какие-то поправки", - считает  сенатор. Кроме того, по его словам, возглавляемая им комиссия не видит возможности внесения в действующее законодательство поправок, которые усложнили бы положение и деятельность СМИ, а также имели двоякое толкование.

В беседе с журналистами 18 мая председатель Совета Федерации Сергей Миронов заявил, что в ближайшее время разработка новой редакции закона "О СМИ" должна ускориться. "Поэтому мы не видим необходимости внесения изменений в действующее законодательство, коль скоро оно будет целиком изменено", - подчеркнул спикер верхней палаты российского парламента.

2. Дословное воспроизведение в СМИ материалов, которые были распространены другим изданием, не освобождает это СМИ от ответственности в случае, если данные сведения были недостоверны, - таков смысл одной из ключевых поправок в Федеральный закон «О средствах массовой информации», внесенных в Государственную думу президентом страны. Об этих поправках рассказал журналистам глава думского комитета по конституционному законодательству Владимир Плигин.

Составитель бюллетеня – аналитик Центра экстремальной журналистики, кандидат политических наук Михаил Мельников (mel@cjes.ru)

Оценить статью
(0)