Готово ли государство к модернизации?

Готово ли государство к модернизации?

Готово ли государство к модернизации?

Благодаря исключительно благоприятной внешней конъюнктуре последних пяти лет Россия сегодня располагает значительными финансовыми ресурсами. В то же время деградация производственного, человеческого и управленческого капитала не только не вызывает сомнений, но и продолжается, угрожая самому существованию нашей страны. В этих условиях очевидна необходимость использования имеющихся ресурсов для коренной модернизации страны: стремительного наращивания всех форм национального капитала на качественно новой технологической базе. Однако для избежания гибельных ошибок необходимо, чтобы модернизационные усилия государства  были не только своевременными, но и тщательно продуманными.

С предложениями как общих направлений необходимого для страны развития, так и вполне конкретных модернизационных проектов на заседании 26 октября в Москве выступили представители российского экспертного сообщества.

По мнению Игоря Юргенса, первого вице-президента инвестиционной компании «Ренессанс Капитал», для успешной модернизации страны надо решить четыре задачи. Необходимыми условиями Юргенс назвал дебюрократизацию экономики (что включает в себя как максимально возможный уход государства из экономики, так и реальную борьбу с коррупцией); интеграцию России в международную систему мирохозяйственных связей; демонополизацию как всех секторов экономики (с помощью «сильного антитрестового законодательства»); и, наконец, «правильное внешнеполитическое позиционирование страны».

Учитывая, что вышеперечисленные условия для модернизации сегодня в России не созданы, Юргенс, тем не менее, считает возможным начинать осуществление некоторых модернизационных проектов. «Социально невозможно оправдаться: почему мы не тратим огромные средства, которые у нас есть», — пояснил свою позицию эксперт.

Юргенс отметил, что из 53-х инвестиционных проектов, рекомендованных правительством к реализации, только 11 сопровождаются надлежащей экспертной оценкой. Причину этого он видит в том, что «приоритеты модернизации не обсуждались с гражданским обществом».

В такой ситуации Игорь Юргенс рекомендовал развивать то, «что Бог послал», а именно — добычу углеводородов. «Только диверсифицируйте этот процесс, создавайте на российских заводах корабли-транспортники, делайте высокотехнологичное оборудование для транспортировки, сжижайте газ (в стране ведь нет ни одного завода этого профиля!)», — перечислял эксперт. К числу необходимых для модернизации задач, с которыми частный сектор без поддержки государства не справится, Юргенс отнес и совершенствование инфраструктуры. «И тогда один только транзит: водный, автодорожный, железнодорожный, воздушный, через обширные просторы нашей страны даст дохода больше, чем дает половина российской экономики», — заверил эксперт.

Сопредседатель фракции «Родина» в Госдуме РФ Сергей Глазьев назвал одобренный правительством список инвестиционных проектов «случайно выбранным». По его мнению, самыми необходимыми инвестициями являются инвестиции в человеческий капитал. «Когда люди утверждают, что они не знают куда потратить деньги, имея возможность поднять заработную плату бюджетникам в два раза, как этого требуют стандарты социального государства, это ненормально», — считает экономист. «Бороться с инфляцией путем замораживания огромных денег на счетах Стабилизационного фонда вместо того, чтобы доплачивать зарплаты — это людоедская политика», — заявил Глазьев.

Говоря о направлениях модернизационной политики, экономист подчеркнул, что при инвестировании следует учитывать циклы производств. То есть, вкладывать деньги в передовые отрасли, которые в силу их неразвитости являются наименее капиталоемкими.

«Следует развивать и сферы, где, несмотря на разруху, мы пока сохраняем свое конкурентное преимущество. Это атомная промышленность, авиакосмос, биотехнологии и программное обеспечение», — перечислил Глазьев.

Кроме того, по словам экономиста, реализуемые проекты должны иметь явно позитивный эффект для общества. В качестве примера Глазьев указал на биотехнологии, применение которых сделает конкурентоспособным российское сельское хозяйство, и на коммунальное хозяйство, где «внедрение передовых технологий окупит расходы за два отопительных сезона».

Однако, перечислив эти и другие перспективные модернизационные проекты, экономист пришел к неутешительным выводам. «Я думаю, что нынешнее правительство непригодно для того, чтобы это реализовать», — сказал Сергей Глазьев. Причину этого экономист видит в невежестве власть имущих. «Невежество нашего правительства измеряется размерами Стабфонда», — подчеркнул Глазьев.

С острой критикой современного госаппарата выступил бывший заместитель председателя КГБ СССР генерал-майор Николай Шам. «Государственная машина по сравнению с Советским Союзом возросла в четыре раза, но эта огромная армия чиновников не способна решать модернизационные задачи», — заявил Шам. Генерал-майор подробно перечислил просчеты и упущенные возможности в инвестиционных проектах в самых различных сферах: от авиапрома до свиноводства. «Наша государственная машина блестящим образом работает в области защиты западных интересов в экономике страны», — заключил Николай Шам.

С оригинальным предложением по планированию и контролю за инвестиционной деятельностью выступил председатель Национального инвестиционного совета Александр Лебедев. «Единственный сектор в стране, который является эффективным и одновременно очень контролируемым и прозрачным — это банковский сектор». Исходя из таких характеристик, экономист считает целесообразным, независимо от того, какие проекты будут выбраны, привлекать банки для бизнес-планирования, внедрения корпоративной культуры и контроля за инвестициями.

Директор Института экономики РАН Руслан Гринберг резонно заметил, что на словах модернизировать страну хотят все, однако многое зависит от школы мышления, методологию которой разделяет каждый отдельный эксперт. «Существует большой разрыв между потребностями общества в модернизации страны и мышлением тех, кто этим обществом руководит», — заметил Гринберг. Экономист указал на уязвимость позиции тех, кто выталкивает государство из экономики, «считая, что все само собой наладится, надо только еще больше бизнесу дать простора, сократить налоги, например НДС — на 2%».

«Советник президента и вовсе договорился: поскольку у нас неэффективный контроль над естественными монополиями, то надо вообще контроль отменить. Вы представьте себе, что будет в таком случае с железнодорожными тарифами, рост которых сегодня хоть как-то сдерживается?», — заметил Руслан Гринберг.

Говоря о распоряжении государственными чиновниками сверхдоходами последних лет, экономист поддержал точку зрения Сергея Глазьева на Стабилизационный фонд. Кроме того, он поддержал мнение Игоря Юргенса о необходимости гласного обсуждения модернизационных проектов. «Для этого ничего лучше парламента пока не придумано», — сказал Гринберг.

Итог дискуссии подвел ведущий дискуссионного клуба, научный руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин. «Сегодня мы имеем достаточные финансовые ресурсы, мы имеем колоссальную потребность в модернизации, мы не имеем только качественного государства и вменяемой государственной политики в этой области», — сказал экономист.

Оценить статью
(0)