Что ждать от ОСАГО?

Что ждать от ОСАГО?

Что ждать от ОСАГО?

1 ноября в медиа-центре «Известия» представители Российского союза автостраховщиков собрали пресс-конференцию и рассказали о том, что же ждать от ОСАГО в 2006 году и о проблемах с обязательным автострахованием в стране.

Уровень дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в России растет, и аварийность уже достигла высоких значений, при том, что уровень автомобилизации населения, имеющий больше негативных сторон, чем позитивных, увы, нарастает. Возникает ощущение, что на дорогах страны идет необъявленная война: статистика ДТП напоминает репортажи с полей сражений. Ежегодно в России более 30 тыс. людей гибнет на дорогах в результате различных ДТП, а страна наша занимает первое место в мире по количеству ДТП на 10 тыс. автомобилей. Грустный, очень грустный рекорд.

По мнению сторонников закона об «Обязательном страховании автогражданской ответственности» (ОСАГО), он носит очевидную социальную направленность. Его принятие было реализовано с целью помочь людям, причем как водителям, так и пешеходам. В результате его функционирования выигрывают и страхователи и потерпевшие, для которых возникает так называемый эффект «двойной защиты»: водитель защищен от финансовых потерь, как в случае, когда он стал жертвой ДТП, так и когда он стал его виновником.

Однако есть и другая точка зрения, критическая. Чаще всего это лоббисты интересов автолюбителей и сами водители. Они придерживаются мнения, что ОСАГО — это безосновательное бремя для автовладельцев, своего рода новый налог, а те, кто его лоббировали — страховые компании — мздоимцы, которые наживаются на автолюбителях.

Автостраховщики все рассказали

Чтобы подвести некоторые промежуточные итоги функционирования Закона, 1 ноября в медиа-центре «Известия» представители Российского союза автостраховщиков (РСА) собрали пресс-конференцию и рассказали представителям СМИ о том, что в будущем ждать от ОСАГО.

Вступление в действие закона, конечно, не прошло без шероховатостей, как для страховых компаний, так и для их клиентов, признал Илья Ломакин-Румянцев, представитель РСА, надзирающей за ходом работы закона.

Закон оттачивается на практике, обнаруживаются какие-то изъяны, но сейчас чаще речь идет о «поправках на уровне запятых». Он опроверг слухи, что якобы на рынке автострахования назрел системный кризис, возникли большие проблемы.

Страхователи не чувствуют возникающих проблем, но государство замечает негативные последствия его реализации закона. Системный кризис в этой сфере, конечно, возможен, но только если не принять решения о переходе к так называемому «европейскому протоколу».

169 компаний действуют в настоящее время в России на рынке автострахования, и с этого  рынка уходят компании, нередко вполне добросовестные. И, как ни странно, отмечено, что растет убыточность ряда страховых компаний СК, вопреки ожиданиям, сообщил Олег Пилинец, еще один представитель автостраховщиков.

В настоящее время официально признаны 5 неплатежеспособных компаний в России и проблемы есть, но кризис внутри страховых компаний еще не значит кризис выплат для клиентов. Причин для паники нет — примерно так можно резюмировать слова Олега Пилинца.

Статистика по стране

Он привел такую статистику: поступает примерно 2 тыс. жалоб год от клиентов на проблемы с получением страховых выплат от компаний, но в это лишь 0,5% от всех урегулированных страховых случаев.

Причем, примерно 30% страховых случаев — это мошенничество заключающееся, в частности, в завышении ущерба от ДТП.

Всего за 9 месяцев действия закона в стране выплата достигла уровня 18,6 млрд. рублей.

У недобросовестных страховщиков по требованиям клиентов будет производиться отзыв лицензии и замораживание активов, чтобы избежать проблем с последующим возмещением ущерба клиентам. Делаться все это будет, конечно, через суд. Среди существующих проблем и направлений для улучшения была названа необходимость повысить прозрачность страховых компаний.

Что улучшить в самом законе?

Необходимо сделать четкими и адекватными правила оценки ущерба автотранспортному средству, нужна поправка касательно расщепления выплат, связанных с жизнью и здоровьем для каждого пострадавшего в ДТП.

Есть вопрос унификации требований по технической экспертизе, упрощение процедуры оформления мелких ДТП. Среди всего числа аварий, произошедших за 9 месяцев в России около 700 тыс. были мелкие ДТП, но после каждого такого происшествия его участникам приходится подолгу ждать приезда инспекторов, теряя время и тратя нервы.

Поэтому в 2006 году ожидается введение упрощенной процедуры оформления ДТП, переход к упрощенной системе выплат по страховым случаям.

Ведь около 70% аварий могут быть урегулированы без помощи ГАИ (ныне — ДОБДД), здесь учтен опыт Франции, где эта цифра достигает 80%. У нас реализация этой практики начнется с пилотных проектов в регионах, а потом их опыт будет распространен далее по России.

Была названа еще одна проблема

Часто выплату денег при наступлении страхового случая, клиент-автовладелец вынужден требовать не у той компании, которую он выбирал, когда страховал автомобиль. Все это никак не согласуется, по мнению автостраховиков, с интересами клиентов, да и с рыночными законами тоже.

Что же ждать от ОСАГО в приближающемся 2006 году? Как считают представители автостраховщиков Ломакин-Румянцев и Пилинец, — ОСАГО — фактор экономического воспитания водителей, важный элемент повышения цивилизованности участников дорожного движения и их отношений.

В этом ключе, предположительно в 2008 году, Россия перейдет на Европейский протокол по автострахованию, что потребует модернизации многих вещей.

В частности, необходимо создание адекватной информационной инфраструктуры, стоит вопрос оперативного обмена данными между страховщиком и МВД, или страховщиком и РСА.

Кроме того, существует программы, согласно которой будет создана база по всем клиентам-автовладельцам. В 2006 году планируется внедрение ее первого этапа -  база с минимальным объемом необходимых данных, с указанием страховой истории клиента.

Оценить статью
(0)