Центральная Азия: Сумерки Свободы

Центральная Азия: Сумерки Свободы

Центральная Азия: Сумерки Свободы

Несмотря на все различия в степени демократичности стран Центральной Азии, общая картина Доклада констатирует продолжающийся кризис в области прав человека в каждой из стран. Более того, события в регионе и анализ основных тенденций говорит о том, что на лицо существенный регресс в области соблюдения властями прав человека. Причем складывающаяся картина по всему региону представлена широким спектром нарушений от массовых убийств мирных граждан в Узбекистане, проявлений расизма в Туркменистане до подавления гражданского общества в Казахстане и ограничения свобод в процессе выборов в Таджикистане, Кыргызстане и Казахстане.

Узбекистан

Безусловно, по своей масштабности и цинизму, события в Андижане не имеют прецедента в истории последних лет. Расстрел мирной демонстрации, в результате которого погибли сотни мирных граждан, явился апофеозом всей государственной политики узбекских властей, направленных на уничтожение гражданского общества и искоренения, какого бы то ни было плюрализма. Более того, Доклад отмечает, что представители власти не взяли на себя никакой ответственности за произошедшее и «… не признают даже доли своей вины и преследуют тех, кто требует независимого и открытого расследования».
Андижанские события стали катализатором дальнейшего поведения узбекских властей и последовавшие за ними репрессии подтвердили их намерения полностью отказаться от диалога с обществом. В докладе говориться о массовых арестах, пытках, как участников андижанских событий, так и тех, кто попытался организовать независимое расследование: «…Сотни, если не тысячи, человек задерживались и принуждались к даче показаний, подтверждающих официальную версию». Целый ряд международных и местных гуманитарных организаций были закрыты под различными предлогами, властями были организованы репрессии в отношении правозащитников.

Туркменистан

Процесс подавления гражданских свобод в Туркменистане был растянут на несколько лет и к настоящему моменту фактически завершен. Те немногие случаи арестов и репрессий против диссидентов говорят о том, что государственная машина практически полностью взяла под свой контроль все общество. Доклад констатирует, что «…общая ситуация с правами человека оставалась катастрофической». Тотальное насаждение новой государственной идеологии, изложенной в книге президента Сапармурада Ниязова «Рухнама», как отмечается в Докладе, привело к деградации образования, науки, культуры. Как следствие проводимой государственной политики, Доклад отмечает массовое нарушение прав этнических меньшинств: «…таким, как политика принудительной ассимиляции; ограничение доступа к занятости для представителей этнических меньшинств; насильственное перемещение населения внутри страны и другие ограничения свободы передвижения; закрытие нетуркменских культурных учреждений и школ с преподаванием на других языках; ограничение доступа к зарубежной культуре и искусству, а также к зарубежным СМИ и Интернету; препятствование обучению за рубежом туркменских студентов; доминирующее место „Рухнамы“ в учебных программах».
Подтверждая тоталитарную логику своего режима, туркменские власти продолжили чистки в высших эшелонах власти. Целый ряд высших должностных лиц были подвергнуты репрессиям вместе со своими семьями. Все суды над ними, как и ранее по аналогичным делам, проходили в закрытом режиме и о дальнейшей судьбе заключенных ничего не известно.
Символические уступки властей в виде либерализации законодательства об НПО и религиозных организациях не привели к улучшению их положения.

Таджикистан

Доклад цитирует ОБСЕ, которая отмечает «мирный» характер проведения выборов в парламент Таджикистана, прошедших в феврале 2005 года, но тут же оговаривает, что эти выборы не соответствовали ни международным стандартам, ни национальному законодательству.
Отмечена очередная волна репрессий в отношении оппозиционных деятелей, их арестов даже за пределами Таджикистана, проводились обыски в помещениях оппозиционных организаций. Давлению и преследованиям подвергся целый ряд печатных и вещательных СМИ. Был ужесточен контроль за деятельностью общественных организаций, власти старались поставить под контроль механизмы финансирования поддержки гражданского общества из-за рубежа.

Кыргызстан

Массовые нарушения выборного законодательства властями Кыргызстана привели, в итоге, к смене режима. По мнению, изложенному в Докладе, в настоящий момент, общество находится в ожидании реформ, обещанных новой властью. В результате смены режима был освобожден лидер оппозиции Феликс Кулов, в страну смогли вернуться еще несколько человек, оппонирующих бывшей власти, СМИ получили большую свободу.
Доклад отмечает позицию нового кыргызского руководства в отношении беженцев из Узбекистана, оказавшихся на их территории после андижанских событий. Но оговаривает то, что решение о предоставлении им убежища было связано с настойчивыми международными требованиями.
Но главной проблемой, остающейся актуальной в стране — это произвол правоохранительных органов, включая применения пыток к задержанным, в том числе и несовершеннолетним.

Казахстан

«Власти по-прежнему вмешиваются в права граждан на свободу собраний и свободное выражение мнений и убеждений, используют судебное преследование против независимых СМИ и ограничивают доступ к оппозиционным и независимым интернет-ресурсам», констатирует Доклад. Особо отмечается давление на все гражданское общество и политических оппонентов режима в связи с подготовкой к президентским выборам, прошедшим в декабре 2005 года. Законодательные инициативы власти и давление на гражданское общество привело к тому, что «…нынешнее правительство доминирует во всех аспектах политической жизни, лишая избирателей реальной альтернативы».
В качестве оказания давления на активистов оппозиционных организаций власти использовали весь арсенал: от судебного закрытия оппозиционных партий, незаконного задержания и избиений участников митингов, до психологического давления на активистов правозащитного движения.

* * *

Доклад неоднократно отмечает, что ухудшение ситуации в области прав человека по всему миру связан также с позицией крупнейших политических игроков — Соединенных Штатов, Евросоюза, России и Китая.

Оценить статью
(0)