Молдавия

Молдавия

«Mолдавская» политика Украины (если вообще можно говорить о таковой) удивляет своей непоследовательностью. Впрочем, то же можно сказать и о европейской или российской политике украинского государства. Как и во взаимоотношениях с Россией, последствия такой непоследовательности весьма негативны. Достаточно того, что Украина сумела «прохлопать» приватизацию промышленности (в том числе оборонной) и энергетической сферы в Молдове.
Но более всего недальновидность бьет по Одесской области, которая имеет самую большую протяженность украинско-молдавской государственной границы. Именно через территорию региона проходят основные транспортные магистрали, связывающие Молдову с государствами СНГ.
Примером может служить хотя бы ситуация со строительством порта и нефтетерминала в Джурджулештах неподалеку от Рени.
Идея родилась еще в 1993 году, а строительство самого терминала началось в 1997-м с помощью кредита ЕБРР. Вскоре возник нешуточный спор между Украиной и Молдовой, так как территория, где строился порт, находилась на границе между странами, линия которой на тот момент не была согласована. В 1998 году по достигнутому соглашению Украина отдавала Молдове необходимые ей несколько сот метров своей территории в обмен на печально известный участок трассы Одесса — Рени. Семь километров автотрассы Украина так и не получила, и по-прежнему поездка из Одесской области в Одесскую область совершается через территорию другого государства.
После длительного поиска Молдова нашла инвесторов в лице азербайджанской компании «Azpetrol». В январе нынешнего года было подписано соглашение между компанией и правительством Молдовы. «Azpetrol» обязался достроить нефтяной терминал с пропускной способностью два миллиона тонн нефти в год, построить рядом грузовой и пассажирский порт, а также запустить нефтеперерабатывающий завод и открыть собственную сеть из 50 автозаправочных станций. Общий объем прямых инвестиций на протяжении семи лет составит 259 млн. долларов. В феврале прошлого года парламент Молдовы принял пакет документов для выполнения инвестиционного соглашения «Международный свободный порт Джурджулешть», которым, среди прочего, терминалу присвоен статус свободной экономической зоны сроком на 25 лет.
Фактически, благодаря нефтетерминалу Молдова получит возможность не только создать достаточный запас нефтепродуктов, но и обеспечить их экспорт в близлежащие страны. Ожидается, что Джурджулештский нефтетерминал примет первую партию нефтепродуктов из Азербайджана уже в марте 2006 года.
Таким образом, Украина сама, по недальновидности руководства, создала на южной границе угрозу своей национальной безопасности. Это угроза двоякого плана. Во-первых, экономического. Неподалеку от Джурджулешт расположен Ренийский транспортный узел. В порту Рени находится единственный на украинском участке Дуная нефтетерминал, способный перегружать до миллиона тонн нефти в год. Кстати, именно через этот порт осуществлялся в свое время транзит нефтепродуктов в Молдову. О том, в каком критическом состоянии находятся дунайские порты после югославских войн, говорено не раз. Введение в строй Джурджулештского нефтетерминала и порта способно только ухудшить их экономическое положение.
Вторая угроза не менее значительна. Джурджулештский терминал расположен на стыке Прута и Дуная, более того — в пределах водозабора города Рени. В случае разлива нефти возникнет угроза как для местных жителей, так и для окружающей среды, причем все последствия такой техногенной катастрофы сложно предсказать. Кстати, неизвестно, существует ли в природе экологическое обоснование этого строительства. Во всяком случае, украинские и международные экологические организации рьяно выступают против восстановления украинского канала Дунай — Черное море.
Итак, прошлое руководство страны помогло «союзникам» в ущерб собственным же национальным интересам. Помогло Молдове стать морской державой. Затем занятая выборами и революциями Украина проморгала возобновление строительства терминала. Нынешнее же руководство, похоже, также готово закрыть глаза на молдавские проблемы.

Нормальные герои всегда идут в обход

Урегулирование приднестровского конфликта по-прежнему в тупике, из которого его так и не смог вывести план Ющенко. Да, благодаря инициативе украинского президента удалось разблокировать переговорный процесс, но не более того. «Холодная война» между Тирасполем и Кишиневом сменилась не менее «холодным» миром. При этом на фоне заявлений о намеренности реинтегрировать Приднестровье официальный Кишинев проводит политику, которая ведет скорее к обособлению от левобережных районов. Отражается это опять же на Украине, а конкретнее — на Одесской области.
Через Приднестровье проходит ряд важных транспортных коммуникаций, в частности на его территории расположен крупный железнодорожный узел Бендеры, через который до недавнего времени проходило сообщение между столицей Молдовы и югом республики.
В августе 2004 года, в период очередного обострения отношений между Тирасполем и Кишиневом, непризнанная Приднестровская Молдавская республика создала государственное унитарное предприятие «Железная дорога Приднестровья» (станции Тирасполь, Бендеры и Рыбница), которое вышло из состава Молдавской железной дороги.
Приднестровский участок традиционно связывал Молдову с Украиной и Россией.
Как известно, Молдавская железная дорога является артерией, через которую осуществляется транзит грузов в украинский порт Рени. Значительная часть грузов идет через станцию Бендеры. Однако на всем протяжении до порта Рени эта магистраль несколько раз пересекает украинско-молдавскую границу, что сказывается и на стоимости грузов и на эффективности транзитных перевозок.
Конфликт между Молдовой и Приднестровьем вокруг железной дороги моментально отразился на экономике украинских предприятий. В частности, Украинская железная дорога понесла убытки из-за того, что молдавская сторона во время конфликта в августе 2004 года заблокировала движение составов, в том числе транзитных грузов к станции Рени-порт на участках Кучурган — Новосавицкая и Слободка — Колбасная, и решила принимать пассажирские и грузовые составы только через пограничный переход Могилев-Подольский — Волочинец.
Стоит напомнить, что, в соответствии с решением 2-й Критской конференции 1994 года об определении основных транспортных коридоров, переход Кучурган — Новосавицкая находится на 9-м международном транспортном коридоре. И при перенаправлении Молдавской железной дорогой грузопотоков через переход Могилев-Подольский — Волочинец «Укрзализныця» будет вынуждена принять дополнительные меры по модернизации инфраструктуры и нести дополнительные затраты.
После выделения приднестровского участка железной дороги в отдельное предприятие Приднестровье начало взимать плату за проезд, проводить проверку грузов. Ответом на это стало решение Президента Республики Молдова Владимира Воронина о строительстве железнодорожного участка в обход Приднестровья. В сентябре 2005 года был сдан в эксплуатацию 42-километровый участок Ревака — Кайнары. Новый путь на 70 км сократил путь с севера на юг республики.
Молдавские железнодорожники постепенно меняют направление перевозок с Бендерского узла — на северные. И, судя по заявлениям их представителей, Молдова вполне готова остановить транзитные перевозки на приднестровском участке линии Раздельная — Бендеры — Рени.
Стоит отметить, что новый путь на Кайнары облегчил Молдавской железной дороге выход к украинским портам. Есть планы проложить путь от Кагула к Джурджулештам, благодаря чему молдавская сторона обеспечивает себе выход на румынский порт Галац в обход существующей сегодня линии через Рени.
Этот проект вызывает возражения в самой Молдове. Критики проектов строительства дороги на Кайнары, как и на Джурджулешты, называют их экономическим авантюризмом. Подавляющий объем грузоперевозок, выполняемый железной дорогой Молдовы, составляет экспорт и импорт из-за пределов страны и транзит через нее, а это западное, восточное и северное направление. Что касается юга, на Рени, Джурджулешты и Кагул, то в сумме на данном направлении набирается не более двух полноценных составов в сутки.
Но дело сделано. Экономическая авантюра начала воплощаться. Какими будут ее последствия для Украины, пока сложно предсказать, но вряд ли они будут позитивными.
Пока нереализованным остается проект строительства железнодорожного участка, который должен соединить порт Рени с основной железнодорожной магистралью Одесса — Измаил, что позволило бы избежать лишних неудобств при оформлении транзитных грузов.

«Если три дня температура будет минус четыре»

Но именно нынешней зимой одесситы имеют шанс в полной мере ощутить значимость молдавского фактора и недальновидность «молдавской» политики украинского руководства. Мало кто из обывателей задумывался над тем, какое значение имеет Молдова для нормального энергетического снабжения Одесского региона. Как выяснилось, весьма и весьма значительное. Своими силами Одесская область вырабатывает всего 4% требуемой электроэнергии. Да и то, местная ТЭЦ уже давно выработала свой ресурс. Других источников нет. От строительства атомной ТЭЦ отказались в конце 80-х после Чернобыля. В память о том строительстве остался город Теплодар.
В 2002 году тогдашний губернатор Одесской области Сергей Гриневецкий выступил с инициативой создания в Измаильском энергорайоне электростанции, которая могла бы повысить энергетическую самодостаточность региона. Начался активный поиск инвесторов. Интерес к строительству проявили компании из Греции и ЮАР. Вопрос строительства электростанции был включен в Комплексную программу развития украинского Придунавья. Но грянули президентские выборы, за ними «помаранчевая революция». Киев, и без того не особо внимательный к проблемам украинского Придунавья, вообще перестал обращать на них внимание. Программу развития Придунавья перестали финансировать, а о строительстве электростанции как-то забыли.
Но вопрос остался. Стремление построить электростанцию мотивировалось Сергеем Гриневецким не только исключительно экономическими факторами. Дело в том, что весь юг области получает электроэнергию от Молдавской ГРЭС, расположенной в непризнанной Приднестровской Молдавской республике. Оборудование станции довольно изношенное, и в случае отключения по тем или иным причинам девять южных районов Одесской области будут полностью обесточены.
И не только они. Из пяти подстанций 330 кВ, питающих Одесскую область, четыре непосредственно связаны высоковольтными линиями 330 кВ с МолдГРЭС.
Подходящий случай не замедлил представиться. ЗАО «Молдавская ГРЭС», собственником которого стало в нынешнем году дочернее предприятие РАО ЕЭС, объявило о предстоящем повышении цен. Мотивация была вполне очевидной. Молдова получает газ по 87 долларов за тысячу кубометров. Соответственно и цена на электроэнергию составила 4,1 цента. Кишинев расценил намерение поднять стоимость электроэнергии как шантаж и отказался ее закупать. На помощь пришла Украина, которая стала поставлять молдаванам электроэнергию значительно дешевле — по 2,35 цента (такая цена не удивительна, поскольку Украина тогда еще получала газ по 50 долларов за тысячу кубов). Но в условиях этой бескорыстной помощи союзникам именно Одесская область оказалась в подвешенном состоянии. Ведь в случае отключения единственного энергоблока Молдавской электростанции могут отключиться и высоковольтные линии, питающие Одесскую область. Это вызовет своеобразную цепную реакцию, когда дефицит мощностей в энергосистеме Молдовы и нарушение параллельной работы с другими энергосистемами приведет к массовому отключению потребителей в Одесской области. Снизится до недопустимых значений напряжение в центральной части Одесской области и городе Одессе. Под угрозой отключения окажется водоочистная станция «Днестр», которая питает водой Одессу и ряд городов и сел. Такие экологически опасные предприятия, как Одесский припортовый завод и Одесский нефтеперерабатывающий завод, будут работать лишь на уровне технологической брони. Все это может привести к чрезвычайным ситуациям техногенного характера, по сравнению с которыми стихийное бедствие, поразившее Одесскую область зимой 2000 года, покажется невинной шалостью природы. По мнению генерального директора МолдГРЭС Сергея Сыскова, ситуация создана «рукотворно». И для ее исправления необходимо принятие соответствующего решения, в частности заключение договора с энергорынком о покупке 500 МВт. После этого три энергоблока станции будут ориентированы на Украину и восстановится стабильная работа энергосистемы. В то же время, если решение не будет принято, говорит Сергей Сысков, «я выполню то, что обещал ранее — я не запущусь, а отключусь. Уйду в „автономное плавание“ на Приднестровье и надежно его прикрою».
Даже если Одесскую область не ждет подобная катастрофическая развязка, последствия энергетического конфликта в Молдове неминуемо скажутся на энергетике региона. Сегодня вплотную обсуждается вопрос о том, что энергосистема Молдовы будет работать в параллельном режиме не с украинской, а с румынской энергосистемой.

Итак, подведем итоги

«Молдавская» политика Украины потерпела крах. Отсутствие внимания к экономической политике молдавского руководства привело к тому, что целый ряд ключевых для Украины направлений попросту упущен. Более того, это обернулось для Украины и в первую очередь для Одесской области серьезными угрозами в будущем. Некогда самому мощному на Дунае Ренийскому транспортному узлу грозит постепенное угасание. В сфере энергетики Молдова взяла курс на строительство новых энергетических мощностей, в том числе и на юге, в непосредственной близости от Измаильского энергорайона, где предполагалось построить электростанцию.
Винить Молдову за то, что она проводит такую политику, невозможно. Скорее наоборот. Несмотря на определенный экономический и политический авантюризм, в действиях молдавского руководства угадывается понимание собственных национальных интересов. Чего, к сожалению, не скажешь об Украине. Стратегическое значение Придунавья слишком долго было непонятно Киеву. Лишь в прошлом году после восстановления судоходства в украинской части дельты Дуная и принятия комплексной программы развития этого региона появилась надежда на то, что узел проблем будет все-таки развязан. Предыдущее руководство Одесской области вполне могло считать это своей заслугой. Но действия, вернее, даже бездействие новой власти эти надежды, похоже, перечеркивает. Украина теряет время, теряет инициативу, а вместе с ними рискует потерять и Придунавье.

Оценить статью
(0)