Датская газета
Как Вы оцениваете «карикатурный кризис»?
Кристин Тэтум, президент Общества Профессиональных Журналистов. Работает журналистом в газете Denver Post:
- В прошлом году мы сделали выговор одной газете
Хороший пример показала газета Philadelphia Inquirer, которая также опубликовала эти карикатуры. Однако редактор этой газеты дал ясно понять, что карикатуры печатаются лишь для того, чтобы лучше проинформировать читателей о столь противоречивом событии. Это абсолютно законная и хорошо обоснованная позиция, поскольку люди должны сформировать свое мнение о событии, поглядев своими глазами на ее первопричину. Газета также предложила местным лидерам мусульманской общины начать диалог, чтобы лучше понять, каким образом стоит освещать события в мире Ислама.
Нужно также отметить, что в мире существуют разные мнения о свободе печати. Многие люди, живущие в странах, где прошли массовые беспорядки, вероятно никогда не слышали, что газеты не контролируются государством, и, поэтому, они восприняли карикатуры как очередной антимусульманский жест Запада. То есть, мы видим, что отсутствует взаимопонимание между обществом, которое долгое время практикует свободу прессы, и обществом, в котором этой свободы никогда не было.
Том Розенстил, создатель и руководитель Проекта за Качество в Журналистике. До этого — критик в газете Los Angeles Times и старший корреспондент журнала Newsweek:
- Я не могу оценить контекст, в рамках которого были опубликованы эти карикатуры. Я не знаком ни с датской прессой в целом, ни с газетой
Журналистика в любой стране является культурным артефактом. Пресса должна быть одновременно и лидером общества и зеркалом этого общества. Поддержание этого баланса и составляет искусство журналистики. Если всегда потрафлять вкусам неприхотливой аудитории, то ни к чему хорошему это не приведет — это не полноценное информирование, и естественно, уровень общества от потребления подобных материалов не повышается. С другой стороны, авангардные произведения, которые никто не понимает, тоже не имеют шансов — авторов не будут слушать или читать и даже могут на них разозлится.
Если вспомнить историю американской журналистики, то в ней был позорный период
Однако вопрос о сатире — это несколько иной вопрос. Сатира предполагает редактирование, предложение некоей точки зрения. Это не правда в прямом смысле этого слова: это интерпретация правды, представление ее в более абстрактном виде, фактически это — «моя правда против твоей правды». То есть, вопрос намного более сложен. Средства массовой информации обычно знают разницу между свободой слова и свободой подстрекательства. Но сами по себе средства массовой информации не должны бояться массовых протестов и насилия. Однако я не думаю, что
- Повлияет ли этот скандал на средства массовой информации США?
Тэтум: Я не думаю, что эта история окажет
Розенстил: Нет ничего необычного в том, что богохульство, которое обнаружили в карикатурах, инспирировало массовые протесты. Но акции возмущения приобрели такой размах, что история с этими рисунками приобрела совершенно иное значение. Ныне возникает слишком много вопросов — после начала этих волнений многие средства массовой информации отказались от перепечатки этих картинок, хотя эти карикатуры сами стали первополосными новостями, так же, как новостями становятся выступления Бен Ладена. Газеты, которые перепечатывают эти карикатуры, делают это не потому, что разделяют взгляды художника, а потому, что стремятся информировать своих читателей о сути конфликта. Чем больший масштаб приобретает этот скандал, тем более часто газеты будут перепечатывать эти карикатуры — у них просто не будет иного выхода, поскольку эти картинки и составляют саму суть новости.