Три лица Владимира Путина

Три лица Владимира Путина

Три лица Владимира Путина

При Борисе Ельцине политологи любили порассуждать на тему: есть ли у правящего режима идеология? Периодически этот вопрос тревожил и самого президента, что приводило к появлению многочисленных брошюр по «российской идее» и проведению конкурсов провинциального масштаба на выработку лучшего проекта национальной идеологии.

С приходом к власти Владимира Путина в обсуждении этой темы была взята пауза, по крайней мере, в период первого президентского срока. Во внешней политике появился прагматизм, а во внутренней окончательно восторжествовал популизм. О важности идеологии в Кремле вспомнили совсем недавно — когда на горизонте замаячил 2008 год и обозначилась проблема «преемника». Однако сумеют ли президентские помощники в сотрудничестве с профессиональными политтехнологами в оставшееся до выборов время реализовать столь сложную задачу?  

У Владимира Путина есть три лица: одно обращено на Запад, к развитым странам, другое предназначено для внутреннего использования при общении с населением России, и третье — для своих, для правящей бюрократии. Все они разительно отличаются друг от друга, — считает научный руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин.

Эксперт отметил, что идеология должна содержать в себе ответы на несколько базовых вопросов. Среди них: кто такие «мы», какая у нас миссия, кто наш враг, а кто союзник?

По словам Делягина, у Владимира Путина есть разные ответы на каждый из этих вопросов — это можно услышать в его выступлениях для разной аудитории и прочувствовать в действиях президента.

Идеологию на экспорт, на Запад, можно охарактеризовать одним словом — обслуживание. «Мы обслуживаем ваши интересы и хотели бы быть полезными вам» — это позиция слуги народов развитых стран. Ключевое слово идеологии власти для населения России — величие. «Мы будем рассказывать вам, какие вы великие, а за это вы простите нам все». Идеология для своих выражается словом потребление. Она очень проста: «мы хотим потреблять», — кратко изложил свое видение идеологического позиционирования власти Михаил Делягин.

Более подробно свои взгляды эксперт представил в виде таблицы, которую мы публикуем ниже:

Идеология Путина: «на экспорт» и «для своих»

Опыт примерной реконструкции

 

Для мирового сообщества (Запада)

Для населения России

Для правящей бюрократии

1.

Кто такие «мы»

Россия — великая страна, часть европейской цивилизации

Россия — великое государство, развивающееся по своей логике в своих интересах

Группа сослуживцев, пришедшая к власти

2.

Наша миссия

Обеспечение Запада энергоресурсами («энергетическая держава», опережение на рынке США Нигерии), сдерживание его стратегических конкурентов (ислама и Китая)

Построение «великой России» — конкурентоспособной «суверенной демократии» с растущим благосостоянием, достаточными социальными гарантиями, воспитанием патриотизма и гордости за свою страну.

Построение «великой России» как инструмента безграничного долгосрочного индивидуального и группового потребления (материального и символического — в виде причастности к решению судеб мира)

3. Образ врага

«Международный»

(исламский) терроризм, внутри страны — враги демократии как современной религии (антисемиты и коммунисты)

Запад (в т.ч. выражающие его ценности либеральная оппозиция и коммерческие олигархи эпохи Ельцина), «фашисты» (нелиберальная оппозиция и вся поддерживающая с ней отношения либеральная оппозиция), сепаратисты (в основном исламисты)

Ситуативно: все, кто мешает потреблять.

Исключение: невозможен серьезный конфликт с Западом

как гарантом потребления.

4. Союзники

Запад

Население, силовые структуры, «национально ориентированный»

(контролируемый ими) бизнес, ситуативно — Запад, ислам и Китай, между которыми балансируют

«Агенты влияния» и лично преданные люди в России и за рубежом

5. Средства

Всемерное привлечение иностранных (западных) инвестиций, совместное освоение природных ресурсов и контроль за ядерными объектами.

Суверенная демократия («будем делать, что хотим, и называть это демократией»), конструктивный изоляционизм (игнорирование неудобных мнений Запада). Восстановление роли государства («теневая приватизация»). «Удвоение ВВП», обгон Португалии, дебюрократизация, диверсификация экономики — пустые пропагандистские звуки.

Превращение государства в инструмент личного обогащения, присвоение ресурсов бизнеса и населения, привлечение иностранного каптала

6.

Образ действия

Совместно с Западом, на основе международного права.

Предельный прагматизм. Конкурентоспособность как получение нефтедолларов при готовности ради отношений с Западом уничтожать производства, кроме приносящих основные средства экспортеров сырья, в т.ч. ростом импорта и иностранных инвестиций

Предельный прагматизм (цинизм). Тактика: «нефть и контроль за ядерными объектами в обмен на молчание». Стратегия: «недра в обмен на собственность»

7. Квинт-эссенция

Обслуживание

Величие

Потребление

Оценить статью
(0)