Китай корректирует курс, стремясь расширить доступ к среднеазиатским энергоносителям

Китай корректирует курс, стремясь расширить доступ к среднеазиатским энергоносителям

Китай корректирует курс, стремясь расширить доступ к среднеазиатским энергоносителям

Китай пытается использовать Шанхайскую организацию сотрудничества для расширения доступа к среднеазиатским энергоносителям. Между тем Россия хотела бы сдерживать амбиции Пекина, связанные с энергоимпортом.

Недавно китайские власти проговорились о своем намерении использовать Шанхайскую организацию сотрудничества для создания позднее в этом году рабочей группы по энергетике, которая изучит предложения по строительству трубопроводов, соединяющих государства — члены ШОС. Поскольку Китай ведет параллельные переговоры с Россией, его попытки использовать ШОС свидетельствуют об интенсификации усилий Пекина, стремящегося получить среднеазиатские энергоносители. В ШОС входят Китай, Россия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан.

В течение последнего года Китай стал активным участником среднеазиатской энергетической игры. Пользуясь тем, что после андижанской трагедии узбекский президент Ислам Каримов нуждался в политической помощи, Китай поспешил оказать ему дипломатическую поддержку, в то же время осуществляя экономическое проникновение в Узбекистан в форме заема в 600 млн. долларов, выделенных на разведку местных месторождений. В августе 2005 г. крупнейший китайский нефтепроизводитель объявил о победе в тендере на «ПетроКазахстан». Затем, в декабре Китай и Казахстан официально открыли 998-километровый трубопровод Атасу-Алашанькоу, несмотря на то, что мощность в 200 000 баррелей нефти в день будет достигнута не раньше 2007 г. Китай предложил также Туркменистану создать совместную трубопроводную компанию.

Несмотря на все заключенные сделки, энергетические потребности Китая настолько высоки, что это вынуждает китайское руководство постоянно искать дополнительные возможности. Пекин заключает энергетические сделки не только со Средней Азией, но также с Нигерией и Бирмой, и стремится к большей сдержанности в энергетическом соперничестве с Индией. Например, в конце 2005 г. китайские и индийские компании подали совместную заявку на приобретение сирийских трубопроводов, что является возможным признаком расширения китайско-индийского энергетического сотрудничества. Китайские власти информировали индийских коллег, что Китай заинтересован в одном из секторов давно обсуждающегося трубопровода «Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия», в случае если этот маршрут будет когда-либо реализован.

Действия Пекина, во многом демонстрирующие отход от прежней китайской энергетической политики, можно объяснить несколькими факторами. С китайской точки зрения, основной причиной для беспокойства является нежелание России поставлять в Китай энергоносители либо соглашаться на китайские условия. Российское правительство считает природные запасы страны, как и свои энергокомпании, стратегическим ресурсом, необходимым для продвижения геополитических интересов Москвы. Поэтому российские производители противостоят попыткам Китая обеспечить рост поставок. Российские власти заблокировали продажу Китаю «Славнефти», а также сломленного «Юкоса», энергогиганта, который благосклонно относился к развитию российско-китайского энергетического сотрудничества. «Юкос» самым активным образом поддерживал и проект строительства трубопровода «Ангара-Дацин».

Сегодня Россия, по-видимому, предпочитает более дорогой трубопровод до Находки на тихоокеанском побережье. Сообщается, что Япония готова субсидировать строительство маршрута в Находку, чтобы в обмен на это стать основным получателем российского экспорта. Строительство трубопровода в Находку, скорее всего, вынудит Китай покупать энергоносители у Японии, а не непосредственно у России.

Подобно этому российские и американские энергетические компании возводили и возводят барьеры на пути Китая, мешая ему покупать доли в энергохолдингах Средней Азии и ставя его в зависимость от внешних поставщиков. Москва предпринимала неоднократные попытки монополизировать транспортировку гигантских нефтегазовых запасов Казахстана, она выступает против участия Казахстана в трубопроводной системе «Баку-Тбилиси-Джейхан», стремится лишить Туркменистан права на свободный выбор рынков и трубопроводов для своего газа и противодействует попыткам построить трубопроводы, которые соединили бы Туркменистан с Пакистаном и Индийским океаном. Нет ничего удивительного, что российские маневры раздражают казахстанские власти.

Россия упорно стремится усилить контроль над экспортными маршрутами среднеазиатских нефти и газа. Например, в конце 2005 г. российский энергогигант «Газпром» заключил сделку с «КазМунайГазом» — крупнейшей казахстанской газодобывающей и транспортной фирмой — об увеличении транзита туркменского и узбекского газа через Казахстан. И хотя, по мнению экономистов, речь идет главным образом о противодействии попыткам Украины стать энергетически независимой страной, действия Москвы служат также потенциальному сужению возможностей Китая в Средней Азии.

В настоящий момент Китай стремится проводить самостоятельную политику в большой энергетической игре, делая акцент на двусторонних договорах для обеспечения своих потребностей в нефти и газе. Однако обструкционизм России способствует отказу Пекина от чисто односторонних действий. Готовность Китая к заключению сделок с Индией, а также к тому, чтобы работать через ШОС, свидетельствует о том, что сегодня китайское руководство считает подход с позиций многосторонности наилучшим способом обойти Россию с флангов в области энергетики.

В то же время эти действия, возможно, являются отражением скептического отношения китайского руководства к преимуществам «самостоятельности». «Односторонность», как оказалось, дорогого стоит, и китайским предприятиям приходится платить за доли в месторождениях по ценам, превышающим рыночные, причем часто речь идет о месторождениях не столь крупных, как им бы этого хотелось.

Новая китайская стратегия со временем может оказаться более дешевой и надежной. По мнению некоторых экспертов, многосторонность может также сгладить шероховатости, которые допустил Китай в энергетической игре. Кроме того, российско-китайская конкуренция в этой области может быть выгодна Соединенным Штатам. И хотя имеются серьезные политические и военные причины для совместных действий Пекина и Москвы против Вашингтона, разногласия между Россией и Китаем в энергетической области будут улажены еще не скоро. Поэтому Пекин и Москва, возможно, так никогда и не оценят в полной мере потенциал возможного дипломатического союза, который был бы направлен на ограничение роли США в Средней Азии и других регионах мира.

Стивен Бланк, профессор Колледжа Армии США.

Оценить статью
(0)