К вопросу о перспективах военно-технического сотрудничества с Китаем

К вопросу о перспективах военно-технического сотрудничества с Китаем

К вопросу о перспективах военно-технического сотрудничества с Китаем

По оценкам главы Пентагона, военный бюджет КНР составляет 90 миллиардов долларов в год.

В Китае стартовал год России. Во время визита президента РФ Владимира Путина в Китай подписано около 30 совместных документа. Как отмечает «Красная звезда», в этом году двусторонний товарооборот достигнет 35–36 млрд. долларов. Продвижение по сравнению с 90-ми годами прошлого века весьма заметное. Однако, чтобы достигнуть объявленного удвоения товарооборота, нужны качественно новые формы взаимодействия.

У России и Китая есть перспективы расширения сотрудничества в военно-технической области.

Как считает заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко, в обозримой перспективе Китай сохранит за собой статус стратегического партнера России в сфере оружейного бизнеса. По его словам, «российско-китайское общеполитическое сближение, укрепление военно-политических связей двух стран, активизация усилий Пекина по модернизации армии, которое приводит к быстрому росту военных расходов, — все это является надежной гарантией сохранения за Китаем статуса главного партнера России по военно-техническому сотрудничеству».

«Следует отметить, что по мере роста объемов российского государственного оборонного заказа и достижения прорывных успехов в деле диверсификации географической структуры отечественного экспорта вооружений, значение коммерческой компоненты российско-китайского ВТС начинает снижаться и на первый план выходят политические и военно-политические интересы двух стран», — отметил эксперт. Главным из этих интересов является, по его мнению, стремление сохранить многополярную структуру мира, которая и в Пекине, и в Москве воспринимается как основа сохранения глобальной стабильности и безопасности.

Говоря о перспективах российско-китайского военно-технического сотрудничества, эксперт прогнозирует, что интересы армии Китая по-прежнему будут сосредоточены, прежде всего, в области наращивания возможностей военно-воздушных и военно-морских сил.

«В секторе ВВС явно назревшей задачей является модернизация флота истребителей Су-27СК и J-11. Наиболее очевидным техническим решением является доведение этих истребителей до стандарта Су-27СКМ, однако нельзя исключать и менее консервативных вариантов, предусматривающих установку новых радаров со щелевой или пассивной фазированной антенной решеткой», — сказал Макиенко. Сюда же надо добавить и подписанный российской и китайской сторонами в 2005 году взаимовыгодные контракты о покупке КНР для ВВС страны 38 военно-транспортных самолетов Ил-76МД на сумму более $1,5 млрд.

Между тем в сегменте вооружения и военной техники для ВМС, по словам Макиенко, наиболее перспективной областью российско-китайских связей является продолжение поставок корабельных зенитных ракетных комплексов «Штиль» и «Штиль-1», а также зенитных ракетных комплексов «Риф-М».

«Кроме того, Россия может оказать помощь в наращивании десантного потенциала китайских ВМС, предложив на этот рынок десантные корабли на воздушной подушке «Зубр» и «Мурена-Э». Наконец, наиболее крупной программой сотрудничества может стать участие России в реализации программы строительства китайского авианосного флота. Главным элементом российского вклада станет поставка и, возможно, передача лицензии на производство палубных многоцелевых истребителей на базе Су-33», — сказал эксперт.

Он отметил, что российским и китайским национальным интересам отвечало бы создание в КНР потенциала противодействия авианосным многоцелевым группам.

«Китай нуждается в развертывании таких средств для нейтрализации возможного вмешательства третьей силы в эвентуальный конфликт с Тайванем, а Россия — исходя из своего представления о желательности создания более сбалансированного и многополярного мира. Создание средств уверенного поражения авианосных многоцелевых групп предполагало бы закупку Китаем морских ракетоносцев Ту-22МЗ и атомных подводных лодок проекта 949А», — считает эксперт.

По словам Макиенко, интересам обеих стран отвечал бы переход к от торговой к кооперационной составляющей военно-технического сотрудничества.

«В этом смысле следовало бы предпринять усилия для реализации совместных проектов, прежде всего, тяжелого боевого авиационного комплекса пятого поколения», — сказал он. 

По оценкам главы Пентагона Доналда Рамсфелда, военные расходы Китая могут достигать 90 миллиардов долларов в год. Однако министр обороны Китая Цао Ганчуань категорически такие заявления опровергает. Вместе с тем осенью 2005 года он признал, что расходы на некоторые проекты, непосредственно связанные с армией, — например, на разработку космической программы Китая — в военный бюджет включены не были.

Здесь надо учитывать и тот факт, что помимо регулярной армии в ВС КНР входят Народная вооруженная полиции Китая (800 тыс. человек) и Народное ополчение (годные к военной службе мобилизационные ресурсы КНР составляют 194,3 млн.). Для них предусмотрены «свои» статьи госбюджета страны.

Справка

Военный бюджет Китая в 2005 году составлял около $30 миллиардов, что больше показателя предыдущего года на 12,6%. В 2006 году планируется дальнейшее сокращение ВС и продвижение военных реформ. Между тем доля военных расходов Китая от уровня ВВП (этот показатель в КНР в 2005 году составил $1,85 трлн.) небольшая — всего 1,62 %. У России военные расходы от ВВП в 2005 году составили 2,85%. А весь внутренний валовой продукт РФ в 2005 году составил $0,668 трлн.

Оценить статью
(0)