ШОС должна стать ключевым игроком на геополитической карте Центральной Азии

ШОС должна стать ключевым игроком на геополитической карте Центральной Азии

ШОС должна стать ключевым игроком на геополитической карте Центральной Азии

По приглашению Председателя КНР Ху Цзиньтао Президент Кыргызской Республики (КР) К. С. Бакиев в период с 9 по 10 июня 2006 года совершил государственный визит в Китайскую Народную Республику.

Визит состоялся на фоне довольно сложного положения в регионе и в стране. Если экономические и политические тенденции стран ЦА сохранятся, то в ближайшее пятилетие ожидается серьезное нарастание напряженности между странами региона. Напряженность проявляется в энергетических конфликтах (увеличение цен на энергоносители и переход к расчетам по мировым ценам); в водных противоборствах (установление платного водопотребления для стран-потребителей воды); так называемые «товарные и транспортные войны» (попытки стран через ограничения защитить свои внутренние рынки); конфликты, связанные с действиями разных политических режимов. По мере актуализации этих противоречий и расширения зон конфликтов ожидается значительный рост эмиграции из стран региона в РФ и Европу.

Обострение конкуренции между Россией — США — Китаем в Центральной Азии.

По мере роста напряженности между странами региона ожидается соответствующее нарастание влияния на ситуацию существующих главных центров силы: России, Китая и США.

Обращение Кыргызстана к Китаю есть способ активизировать Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС) в качестве региональной скрепы, обратить больше внимания на экономическое сотрудничество, экологию и развитие водных ресурсов. Для этого уже предприняты некоторые шаги. Особенно если учесть, что планируется запуск Фонда развития ШОС, часть средств которого будет направлена для улучшение водной ситуации. Это основополагающая проблема развития Центрально-азиатского региона.

Ныне сильно изменилась геополитическая карта Центральной Азии, в частности, в регионе появилось сразу несколько форматов американского присутствия: военная база, некрупные инвестиции, структуры влияния и компьютерная информационная сеть, система дипломатических визитов и посещений. Реальностью стало присутствие сил НАТО, занимающихся поддержкой антиталибских сил и гражданской реконструкцией в Афганистане, расширилось сотрудничество НАТО со странами Центральной Азии в рамках программы «Партнерство ради мира».

Взаимное заинтересованное объединение России и Китая постепенно дает свои плоды на международной арене. Первым сигналом этого стало прошлогоднее заявление стран-членов ШОС в отношении присутствия США в Центрально-азиатском регионе. Запад никогда не желал такого развития событий. Более того, США пришлось вывести свою военную базу из Ханабада в Узбекистане, и сейчас США с тревогой смотрят на растущий потенциал нового «треугольника», одной из вершин которого является Центральная Азия.

Становится очевидным, что Россия и Китай решают разные задачи. К примеру, Китаю нужно объединение с Тайванем, а Россию тревожит рост собственного терроризма. Но эти разновекторные факторы и служат сближению позиций двух стран.

Основной ошибкой США стало стремление минимизировать роль России и Китая в регионе. И уже сейчас можно наблюдать постепенное снижение влияния США на общественную жизнь центрально-азиатских республик. При этом в ЦА растет роль России и Китая. От США можно ожидать активизации ответных действий именно в военно-политическом блокировании, на которое со стороны КНР и РФ последует немедленная реакция.

Негативный отклик, но теперь уже со стороны стран ЦА, получил проект Партнерство по сотрудничеству и развитию Большой Центральной Азии (ПБЦА). И вовсе не потому, что, отдавая дань «холодной войне», кто-то усмотрел в нем очередной ход в крупной геополитической игре в ответ на измененную политику России и КНР.

Скажем, для Кыргызстана, больше бы подошел региональный, а не внешний центр управления проектом. Затем страну не устраивает узкий подход к региону. Экономике и рынку нужно более широкое по объему пространство. Проект должен не порождать политическую конфронтацию и конкуренцию, а ориентироваться на широкую инфраструктурность, то есть продвигать проекты и программы, развивающие отношения, связи и коммуникации между странами.

Таким образом, Центральная Азия становится площадкой, на которой выясняет отношения «силовой треугольник», вовлекая в свои действия еще неокрепшие республики региона. Однако одно дело формировать региональность и связи, и совсем другое — формировать место борьбы и конкуренции за ресурсы в жестко ограниченном пространстве.

Практические результаты визита К.Бакиева в КНР

В декларации по итогам визита К.Бакиева в Пекин Кыргызстан вследствие своей достаточно широкой позиции по проблемам региональности подтвердил свою готовность в дальнейшем укреплять сотрудничество с КНР в рамках Всемирной Торговой Организации (ВТО). Выражая удовлетворение достигнутыми в последние годы успехами торгово-экономического сотрудничества между двумя странами, стороны решили в дальнейшем предпринимать эффективные меры для полного выявления роли Кыргызско-китайской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, максимального использования потенциала торгово-экономического сотрудничества, раскрытия преимуществ взаимодополняемости, улучшения структуры торговли, непрерывного повышения уровня сотрудничества.

В декларации подчеркивается, что ускорение реконструкции и открытие транснациональной автомобильной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан имеет важное значение для продвижения торгово-экономического сотрудничества между тремя странами, экономического развития региона. КНР и Кыргызстан готовы совместно с узбекской стороной продолжать проведение технико-экономического обоснования по строительству железнодорожной магистрали «Китай-Кыргызстан-Узбекистан» и изучение вопроса аккумулирования средств, активно продвигать данный проект для достижения результата.

По данным китайской стороны, в 2005 году объем товарооборота между Китаем и Кыргызстаном составил 970 млн. долл. США, что почти в 28 раз больше показателя 1992 года, когда две страны установили дипотношения.

В последние годы изучение китайского языка и восточной культуры в системе образования нашей республики выходит на лидирующие позиции. Значительно возросло количество студентов, выезжающих учиться в вузы КНР за свой счет. В настоящее время в китайских вузах обучаются около 200 кыргызских студентов, а в Кыргызстане — около 300 китайских студентов.

Весьма важным для Кыргызстана является сотрудничество с СУАР КНР, товарооборот с которым составляет 80% всего объема товарооборота между странами. Отмечено, что возможен не только экспорт кыргызской электроэнергии в западные регионы Китая, но и участие китайских машиностроителей в поставках оборудования для развития и реконструкции энергосистемы Кыргызстана. Кыргызстан предпринимает все меры, чтобы сделать страну более привлекательной для китайских инвесторов. В республике уже приняты необходимые законы, способствующие притоку зарубежного капитала и развитию предпринимательства.

Позиция Кыргызстана в отношении ШОС

За пять лет Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) сделала важные шаги в своем организационном строительстве, развитии договорно-правовой базы многостороннего сотрудничества, утверждении своего позитивного имиджа в регионе и в мире. Очевиден политический, экономический и гуманитарный потенциал ШОС. Для его реализации страны-участницы прилагают значительные усилия. Большое внимание уделяется вопросам поддержания региональной безопасности, координации подходов государств-членов к ключевым региональным и международным проблемам. Многое сделано в создании механизмов многостороннего экономического сотрудничества. Развивается многопрофильное сотрудничество в культурной и гуманитарной сферах. Большой полезный опыт накоплен в деятельности постоянных органов ШОС.

От предстоящего юбилейного саммита ШОС в Шанхае можно ожидать конструктивных решений по развитию многостороннего сотрудничества, которые позволят закрепить достижения и повысить эффективность и практическую отдачу от деятельности Организации.

Вместе с тем отметим, что угроза безопасности региона ЦА стала не только не меньше, но и значительно возросла. Сменился тип угроз. Если раньше речь шла в основном о международном терроризме или двусторонних конфликтах, то сейчас угрозы носят главным образом нетрадиционный характер.

Однако формат систем безопасности остался тем же, что и раньше (система двусторонних договоров, военное сотрудничество), они меняются в лучшую сторону, но крайне медленно. В систему безопасности не включены, или включены в очень незначительной степени, такие решающие сейчас зоны межстрановой коммуникации, как экономическое, в том числе финансовое и торговое сотрудничество, информационное и межкультурное взаимодействие, транснациональные системы контроля криминальных процессов, системы противодействия и оказания помощи в чрезвычайных ситуациях.

Эксперты МИСИ (Международный Институт Стратегических Исследований) при Президенте КР считают, что ШОС может и должна стать структурой, способной найти ответ на эти новые вызовы. Более того, развитие ШОС в рамках традиционных схем межгосударственного сотрудничества представляется бесперспективным. Сейчас ШОС стоит на развилке, когда будет решен вопрос: станет ли она одним из очередных международных объединений, каких в мире много (например, СНГ, ОБСЕ) и которые служат лишь формальным (бюрократизированным) политическим инструментом для реализации целей крупных геополитических игроков (ШОС — как российско-китайский ответ ОБСЕ), или же ШОС станет местом реального развития для всех входящих в него стран и системой мегарегиональной безопасности.

Основной задачей ШОС сегодня является выработка общего видения и общих подходов к определению сфер интересов и ответственности в рамках коллективного взаимодействия в этой организации. ШОС должна сформировать и объявить зону своих интересов и ответственности. Это касается не только территории, но и сфер деятельности. Что касается территории, то она должна определяться исходя не из факта территориальной конфигурации входящих в ШОС стран, а исходя из регионального принципа безопасности.

В территориальную зону интересов и ответственности ШОС должны входить процессы во всех тех странах, которые могут представлять угрозу безопасности региона и стран, входящих в ШОС. Сферами интересов и ответственности ШОС должны быть все процессы, которые определяют в современном мире безопасность. Членство в ШОС должно стать инструментом расширения влияния ШОС на территории и в сферах деятельности, порождающих угрозы и риски развития для стран-участников.

Расширение состава ШОС, включение в него крупных стран-участников, таких как Индия, Пакистан, Афганистан, Иран делает деятельность организации более значимой для региона, снимает подозрения в использовании ШОС для геополитического манипулирования, либо взаимного сдерживания со стороны России и Китая.

ШОС должна стать ключевым игроком на геополитической карте не только Центральной Азии, но и в более широком пространстве. Ее развитие должно идти в сторону формирования международной кооперации, сопоставимой с Евросоюзом. Развитие ШОС — это реальный исторический шанс выхода в пространство евразийского взаимодействия.

Вячеслав Хамисов, председатель рабочей группы «Управление кризисами в Центральной Азии», Бишкек

Оценить статью
(0)