"Когда в 2003 году девушка из
Местом преодоления гражданской войны назвал «Другую Россию» один из ее организаторов — бывший советник президента, а ныне директор Института экономического анализа Андрей Илларионов. И с ним трудно не согласиться. И вправду, в зале гостиницы «Ренессанс» собрались те, кто по меткому выражению того же Илларионова, в последний раз встречались тринадцать лет назад по разные стороны баррикад: от Анпилова до Хакамады. От А до Х. Главное "Я" российской политики, как известно, от участия в конференции отказалось. Не было среди участников и официальных представителей вечных оппонентов «Яблока» — Союза правых сил.
«Ренессанс» — весьма символичное название. Однако то, что произошло 11 — 12 июля в этой гостинице нужно, скорее, назвать не возрождением, а рождением. Рождением нового общественного мышления, которое, как отметил в своем выступлении Гарри Каспаров, зиждется на одном важном тезисе: в политике принципы важнее результата. Люди, честно играющие по единым справедливым правилам, неизбежно будут находиться в условиях равноправной конкуренции, а значит следовать принципам демократии.
На конференции неоднократно подчеркивалось, что демократия — это не монополия и ее нельзя присвоить себе, как пытаются это сделать «демократические партии», проигнорировавшие конференцию. Демократия — это ровно противоположное. Это способность к диалогу, поиску компромисса и общих ценностей. «Отказ от диалога не может быть демократичным по определению», — сказал на своей
Но важно, и это тоже подчеркивалось многими выступавшими, что позиция федеральных партийных лидеров, бойкотировавших съезд объединенной оппозиции, разделяется далеко не всеми членами этих партий. В конференции приняли участие «правый» Евгений Ясин, «яблочник» Максим Резник, коммунистка Елена Лукьянова. И это только из известных людей, а сколько активистов этих партий приехало из регионов. Конференция показала, и это отметил Каспаров, что налицо демократизация партийных структур, региональные активисты пытаются не слепо выполнять волю вождей, а влиять на принятие решений. Демократизация партий — это еще один вариант демократизации всего общества.
О том, что Россия созрела для демократии и свободы (слова Владимира Рыжкова), что они нужны как воздух — пока Госдума не приняла закон, запрещающий дышать (реплика Эдуарда Лимонова), говорили практически все выступавшие. Свобода и демократия — вот они те общие ценности, которые разделяют все сторонники «Другой России». И именно этого не хватает нынешней России прежде всего. Недаром несколько раз повторялось в докладах участников, что наша страна вошла в число политически несвободных стран, вместе Оманом и Руандой. А политическая несвобода, как доказал с цифрами в руках в своем докладе Илларионов, ведет к экономической и социальной отсталости.
Политика Путина привела страну на край пропасти, за которой хаос и гибель. Этот тезис также постоянно повторялся в зале заседаний. Разворовывание национальных ресурсов, коррупция, превращение страны в сырьевой придаток, отсутствие свободы слова, несоблюдение прав собственности и других прав человека, произвол спецслужб, зависимость и подкупность суда. Все эти темы не могли не беспокоить участников конференции, возмущение Кремлем объединяло людей.
Но не верно думать, что участники «Другой России» съехались в Москву лишь для того, чтобы дружить против Путина. Нет. Они смогли объединиться не только в негативной риторике. И это главный итог конференции. Стало ясно, что представление о путинском режиме уже уходит в бэкграунд. Оно общее по определению, а интересными, актуальными становятся содержательные темы: принципы демократии, тактика и стратегия борьбы, и даже детали экономического и внешнеэкономического курса.
Невероятно, но все эти столь разные по своим взглядам люди — от Лимонова и Анпилова — до Касьянова и Илларионова смогли участвовать в содержательном обмене мнениями, не выкрикивая лозунги и не вцепляясь друг другу в глотку за наличие у собеседника иной точки зрения. Стало ясно, что они не только готовы призывать к демократии, но и действовать согласно демократическим принципам. «А о деталях мы
На заключительной
Я смотрела и не верила своим глазам: Юрий Афанасьев, со смущением осуждающий Сталина, Анпилов, извиняющийся за цитату из классиков
Юлия Галямина