Президент уступил. Что дальше?

Президент уступил. Что дальше?

Президент уступил. Что дальше?

Кыргызский парламент принимает новую конституцию, смягчая остроту политического кризиса.
Поздно вечером 8 ноября кыргызский парламент принял новую конституцию, разрешив тем самым политический кризис, который грозил ввергнуть столицу страны Бишкек в насилие во второй раз за последние полтора года.
На вечернем заседании, длившемся менее одного часа, депутаты приняли конституционные изменения, значительно урезавшие власть президента Курманбека Бакиева. Сокращение полномочий главы государства было основным требованием продолжавшихся в Бишкеке почти целую неделю протестов против политики администрации, организованных коалицией «За реформы!». Всего сутки тому назад казалось, что стороны пойдут на конфронтацию, однако в первые часы 8 ноября согласительной комиссии удалось договориться о компромиссе.
8 ноября, в течение почти всего дня, Бакиев колебался, не решаясь одобрить новый регламент, необходимый для внесения конституционных изменений, что заставило усомниться в достижимости компромисса. В конце концов Бакиев одобрил предложенные меры, после чего госсекретарь Адахан Мадумаров заявил о «разрешении всех вопросов», сообщило агентство «Кабар».
Согласно прежней конституции Кыргызстана, исполнительная ветвь власти доминировала над законодательной. Изменения, внесенные 8 ноября комиссией из четырех пропрезидентских и четырех оппозиционных законодателей, предусматривают смешанную президентско-парламентскую систему, судя по версии, распространенной несколькими местными новостными агентствами.
Несмотря на то, что ряд ключевых экономических, силовых и административно-хозяйственных органов остались под контролем президента, конституционные изменения возложили на парламент Кыргызстана, или Жогорку Кенеш, ответственность за формирование правительства и осуществление контроля над его действиями. В частности, не президент, а партия, получившая большинство мест в парламенте, получит возможность назначать премьер-министра и осуществлять контроль над назначениями им/ею членов правительства, кандидатуры которых подлежат утверждению президентом. Подобно этому, парламент вправе объявить вотум недоверия любому или всем членам кабинета, решение о котором принимается простым большинством голосов. Усиление власти парламента над правительством было одним из ключевых требований оппозиции.
Еще одно конституционное положение, бывшее предметом горячих споров и касавшееся числа и способа выборов депутатов, вряд ли можно считать полной победой коалиции «За реформы!». В новом законодательном органе будет 90 депутатов, половина из которых будет избираться по партийным спискам, а половина — по мажоритарной системе. Оппозиция надеялась, что мест, распределяемых по партийным спискам, будет больше. В настоящее время в законодательном органе 75 мест.
Спикер парламента Марат Султанов, которого считают союзником Бакиева, заявил АКИпресс, что предлагавшаяся оппозицией «идеальная» конституция наделяла президента даже большими полномочиями, чем компромиссный вариант.
Перед состоявшейся поздно вечером сессией парламента заместитель директора Академии ОБСЕ в Бишкеке Эмиль Джураев выразил уверенность в том, что компромисс останется в силе. «Ни одной из сторон не выгоден отказ от компромисса», сказал он. «Они знают, что это для них опасно».
Между тем рядовые жители Бишкека обеспокоены прежде всего возможностью повторения ситуации с беспорядками и экономическим ущербом, к которым привело бурное смещение в марте 2005 г. с поста президента предшественника Бакиева — Аскара Акаева. И хотя некоторые из бишкекских жителей с симпатией отнеслись к заявлениям оппозиции о том, что Бакиев ничего не сделал для обуздания коррупции и семейственности, которые процветали при Акаеве, многие из них выразили возмущение методами оппозиционных сил.
«Знаете, чего я хочу?», спросил Урман Абдылдаев, продавец центрального универмага Бишкека. «Мне хотелось бы, чтобы они перенесли Белый дом [штаб-квартиру правительства] в самый отдаленный район города, где мало людей, а потом пусть проводят свои акции протеста».
С учетом недавней нестабильности в Кыргызстане политические наблюдатели и рядовые граждане задаются вопросом, закончились ли в стране массовые акции протеста. Как говорит Джураев, «легко вообразить» сценарий, согласно которому через один-два года люди вновь начнут протестовать против конституции. По его словам, настоящей проблемой Кыргызстана является неразвитая политическая культура. «Люди устали от протестов», сказал он, однако «ясно, что Кыргызстан не в состоянии ввести политический процесс в нормальное русло».

Дэниел Сёршен, независимый журналист из Бишкека

Оценить статью
(0)