Транзитная страна - вариант беспроигрышный

Транзитная страна - вариант беспроигрышный

Транзитная страна - вариант беспроигрышный

То, что нефть и природный газ в Азербайджане иссякнут в ближайшие десятилетия, у многих экспертов сомнения не вызывает. Вследствие этого трубопроводы, построенные для прокачки нефти и природного газа, можно считать в большей степени предназначенными богатым углеводородным сырьем странам Средней Азии.
Именно за право транспортировки этих ресурсов развертывается нешуточное противостояние между Западом, Россией и Китаем. Транзитная цена прокачки по своей территории "черного золота" и "голубого топлива" сулит дивиденды не худшие, чем их непосредственная добыча.
В столь жесткой конкуренции на право транспортировки энергоресурсов Каспийского бассейна Азербайджан, сдав в эксплуатацию трубопровод "Баку-Тбилиси-Джейхан" (BTC), сделал серьезную заявку. Напомним, что строительство ВТС протяженностью 1 768 км, обошедшееся владельцам более чем в 4 млрд. долларов, является оптимальным маршрутом доставки нефти из Каспийского региона. Несмотря на короткий срок функционирования (с 28 мая 2006 года), ВТС уже со следующего года будет приносить прибыль.
По словам исполнительного директора Государственного нефтяного фонда Азербайджана (ГНФАР) Шахмара Мовсумова, предварительные расчеты показывают, что уже в 2007 году общая сумма дивидендов ожидается в объеме около 80 млн. долларов, из которых на долю Азербайджана придется 15 млн. Отметим, что недавно глава BP-Azerbaijan (оператор проекта строительства ВТС) Дэвид Вудворд сообщил, что в будущем году по BTC максимум можно будет прокачать 650 тыс. баррелей нефти в сутки, из которых 500 тыс. баррелей составят объемы добычи AIOC (которая разрабатывает месторождения "Азери-Чираг-Гюнешли"), около 50 тыс. баррелей придется на газоконденсат с месторождения "Шахдениз" и, возможно, еще 100 тыс. баррелей - на долю тенгизской нефти (Казахстан).
Впрочем, в перспективе именно казахстанская нефть должна стать главным источником дохода по транспортировке "черного золота". При этом речь будет идти не только о казахстанском месторождении "Кашаган", или "Тенгиз", но и о других нефтяных месторождениях нашего прикаспийского соседа.
Проект нефтепровода BTC на сегодня - один из основных маршрутов прокачки нефти из Казахстана в Европу. "И если бы мы уже вели добычу нефти в Казахстане, то наша компания приняла бы участие в этом проекте", - эксклюзивно заявил собкору "Тренда" в Астане генеральный менеджер испанской Repsol Мигель Анхель Корвалан Леон.
По его словам, поскольку Казахстан из года в год становится все более крупным экспортером нефти, то перед страной неизбежно встает вопрос ее транспортировки. "Конечно, BTC - это более новый проект по сравнению с КТК ("Тенгиз-Hовороссийск"), и достаточно интересный", - сказал он. "Я считаю, что Казахстану надо использовать все возможности для транспортировки нефти, включая Китай ("Атасу-Алашанькоу"). Чем больше маршрутов, тем лучше. Это вопрос диверсификации поставок", - отметил генеральный менеджер Repsol.
Repsol вышла на казахстанский рынок с 1997 года, когда офис компании в Алматы был открыт с целью проведения работ на Байганинском блоке, который был присужден консорциуму в составе Repsol YPF (60% долевого участия и оператор) и Enterprise Oil ( в настоящее время компания Shell - 40% долевого участия). В 2005 году компания начала переговоры об участии в проекте по разведке и добыче нефти на участке "Жамбай" в северной части Каспийского моря (согласно прогнозам компании КазМунайГаз геологические ресурсы блока оцениваются на уровне 300 млн. тонн условного топлива).
Довольно примечательно, что интерес к трубопроводу ВТС не завершается в турецком порту Джейхан. Сейчас рассматривается вопрос его дальнейшего продления до конечных потребителей. В частности, Израиль заинтересован в подключении к трубопроводному коридору Азербайджан-Грузия-Турция в качестве как потребителя, так и пункта дальнейшего транзита энергоносителей, сообщил министр национальной инфраструктуры Израиля Беньямин Бен-Элиэзер. Это заявление было сделано министром на проходящей в Хайфе энергоконференции, в которой принял участие президент Грузии Михаил Саакашвили, накануне прибывший в Израиль с официальным визитом.
"У меня есть видение взаимосвязанной инфраструктуры газо- и нефтепроводов, начинающихся в Азербайджане, пересекающих Грузию и Турцию, Средиземное море и заканчивающихся в Израиле", - сказал Бен-Элиэзер. Израиль, по словам министра, не только готов к крупным закупкам энергоносителей, но и предлагает свою территорию для транзита каспийской нефти на азиатские рынки, сообщает РИА - Hовости.
"Израиль может выступить в роли моста для переброски нефти на рынки Китая, Индии и Японии. Это позволило бы избежать крупных издержек, связанных с перевозкой нефти вокруг Африки", - сказал Бен-Элиэзер. "Мы видим Израиль в строю ведущих энергетических держав мира. Этого можно добиться, используя наше стратегическое расположение - на перекрестке трех континентов: Азии, Африки и Европы, на берегах двух морей: Средиземного и Красного", - заявил министр.
Впрочем, возможны и другие маршруты транспортировки прикаспийской нефти - в обход узких турецких проливов Босфор и Дарданеллы. Украина и Казахстан обсуждают перспективы совместной разработки казахстанских нефтегазовых месторождений. Как передает собкор "Тренда" в Киеве, правительственный портал сообщает, что эту тему обсудили премьер-министр Украины Виктор Янукович и Чрезвычайный и Полномочный Посол Казахстана в Украине Амангельды Жумабаев. В частности, речь шла о привлечении украинских компаний к данному транснациональному проекту. По словам А.Жумабаева, Казахстан также заинтересован принять участие в завершении строительства нефтепровода "Одесса-Броды-Плоцк" и наполнении его каспийской нефтью.
Еще один обходной вариант разрабатывают итальянская ENI и турецкая "Джалик", которые подписали предварительное соглашение с крупнейшей в Индии нефтяной компанией Indian Oil Corporation Limited (IOCL) об ее участии в строительстве нефтепровода "Самсун-Джейхан". По этому трубопроводу нефть каспийского региона будет доставляться из черноморского порта Самсун в средиземноморский порт Джейхан в обход перегруженных проливов Босфор и Дарданеллы.
Как отмечается в поступившем вчера в римское отделение ИТАР-ТАСС пресс-релизе ENI, подписание договоренности с индийской компанией свидетельствует о растущем интересе международных инвесторов к проекту нефтепровода "Самсун-Джейхан". Годовой оборот IOCL достигает 41 млрд. долларов, она занимает 153 место в списке 500 ведущих компаний мира, составленном журналом "Форбс". По экспертным оценкам, стоимость проекта "Самсун-Джейхан", протяженностью 554 км, предполагается в размере 1,5 млрд. долларов, его начальная пропускная способность составит 1,4 млн. баррелей нефти в день, потенциальная - 1,6 млн. баррелей ежедневно.
Разумеется, мы не забыли и о проекте российских компаний по транспортировке нефти в обход турецких проливов. Так, "Транснефть", HК "Роснефть" и ОАО "Газпромнефть" получат по 33,3% в объединенной компании, которая займется эксплуатацией нефтепровода "Бургас-Александруполис", сообщил глава "Транснефти" Семен Вайншток. По его словам, соответствующее соглашение о создании совместной компании уже подписано всеми тремя участниками.
Кроме того, он сообщил, что уже подготовлен проект межправительственного соглашения, которое планируется подписать до конца 2006 года. "Кто будет оператором проекта, будем определять с Грецией и Болгарией", - добавил С.Вайншток. Он также сообщил, что на прошлой неделе у него состоялась встреча с представителями греческой стороны по этому проекту. "Они поняли нашу позицию и изменили свое мнение по ряду вопросов", - констатировал глава "Транснефти". В частности, напомним, что ранее Греция и Болгария хотели получить компенсацию в связи с предоставлением России контроля над проектом "Бургас-Александруполис". Этот нефтепровод обойдет Черное море по территории двух стран и позволит снизить объем перевозок нефти танкерами через перегруженные проливы Босфор и Дарданеллы. Меморандум о сотрудничестве при реализации этого проекта подписали представители правительств России, Греции и Болгарии в апреле 2005 года. Возможная пропускная способность нефтепровода протяженностью 285 км составит 35 млн. тонн в год (возможно увеличение до 50 млн. тонн в год). Стоимость проекта определена на уровне 900 млн. долларов. Впрочем, указанные нефтепроводы еще должны быть сданы в эксплуатацию, в то время как ВТС уже работает и соответственно, наиболее привлекателен для иностранных компаний, задействованных в богатом углеводородными ресурсами Каспийском бассейне.

Ф.Ализаде

Оценить статью
(0)