7 февраля в Тбилиси на высшем политическом уровне было окончательно оформлено соглашение о реализации железнодорожного проекта Баку-Тбилиси-Ахалкалаки-Карс, который свяжет между собой Азербайджан, Грузию, Турцию и страны Европейского союза.
О том, какие изменения в геополитический климат региона внесет новая транспортная артерия, рассказал в интервью «Эхо» известный грузинский политолог Рамаз Климиашвили.
- Что, по-вашему, даст реализация этого проекта нашим странам?
- Вообще-то, я считаю себя пионером этого дела. Еще весной 1992 года я заявил в прессе, что это совершенно необходимый проект в новых условиях, когда наши две страны только что получили независимость. Я заявил, что мы должны связать Южный Кавказ с Турцией. Противников этого тогда было много, никто не понимал, зачем это нужно, поскольку в то время еще действовала железная дорога через Абхазию. Затем, в 1994 году в Тбилиси приехала тогдашний премьер- министр Турции Тансу Чиллер, которая очень активно высказалась в пользу строительства железной дороги. В то время, кстати, Турция готова была взять на себя полностью финансирование проекта. Но, к сожалению, под внешним давлением наша страна тогда от этого отказалась — понятно, конечно, откуда и от кого исходило это давление. Я лично считаю очень важным строительство этого железнодорожного участка прежде всего с геополитической точки зрения. В Грузии идут разговоры об экономических аспектах этого дела, некоторые считают, что это принесет не такие уж большие дивиденды, но, с моей точки зрения, в данном вопросе важнее политика, а не экономика — и с политической точки зрения это очень и очень выгодное нам решение. Я даже склонен считать, что это даже более важный проект, чем Баку-Тбилиси-Джейхан.
- На днях прозвучало заявление премьер-министра Грузии Зураба Ногаидели о том, что по сравнению с нефтепроводом Баку-Джейхан железнодорожная ветка Карс-Ахалкалаки, в принципе, не очень-то и нужна Грузии, мол, ваша страна пошла на это в основном из-за желания Азербайджана. Как вы это расценили?
- Я бы хотел напомнить, что с самого начала сторонником этого проекта был не Азербайджан, а Турция. Официальный Баку в то время не выражал открыто такого желания, потому что в Азербайджане тогда были сложные условия. Повторяю, в 1994 году турецкая сторона собиралась целиком финансировать это строительство. Так что нельзя тут говорить о том, что было желание только азербайджанской стороны. Ногаидели, видимо, не очень информирован об этом деле, наверное, у него не хватает времени прочесть в грузинской прессе об истории этого вопроса. В любом случае я с его высказыванием не согласен.
- Как в Грузии относятся к тому факту, что в результате появления новой железнодорожной линии соседняя Армения в масштабах региона окажется в транспортной блокаде, не говоря уже о том, что она оказалась в энергетической блокаде? Имеет ли эта тема общественный резонанс?
- Да-да, вот как раз пару дней назад я читал интервью с одним из крупных наших экспертов, который заявил, что Армения сама изолирует себя, никто этого специально не делает. Когда, образно выражаясь, за минуту до подписания нашего железнодорожного проекта они вдруг говорят, что готовы восстановить ветку от Гюмри до Карса, хочется ответить им, пожалуйста, кто вам раньше мешал? Они сами этого не делали, турецкая сторона всегда была готова к этому. Армяне сами отказываются участвовать во всех проектах. Мы помним великолепно, когда строился Баку-Джейхан, армяне возмущались, почему, мол, не через нашу территорию. Но это довольно несерьезно с их стороны, по-моему. И, кроме того, можно возразить, что армяне не останутся в транспортной блокаде — из Еревана в Тбилиси поезд ходит каждый день, пусть пересаживаются здесь и следуют себе дальше — в Анкару, Стамбул или куда-то еще.
- А может ли строительство этой железной дороги стать каким-то дополнительным толчком для мирового сообщества, чтобы решились в конце концов территориальные конфликты в Грузии и Азербайджане?
- Вряд ли это может произойти сразу, прямого взаимовлияния тут нет. Просто этот проект поможет усилить влияние нашего региона. В глобальном масштабе наш регион становится еще более ценным. Хотя он и так уже ценен для Запада, потому и идет довольно интенсивная борьба за влияние на Южном Кавказе. А после постройки железной дороги эта борьба усилится. Геополитически это очень выгодно нашему региону, и добавляется еще геостратегический момент. Железная дорога, на мой взгляд, более весома для геополитики, чем даже нефтепровод.
Р.Оруджев