На сегодняшний день Центральная Азия не только представляет собой стратегически важный регион, зачастую определяющий геополитическую ситуацию на постсоветском пространстве, но и становится объектом большой игры, картой, которую разыгрывают между собой ведущие государства. Ресурсная база региона — это не единственное, что привлекает потенциальных инвесторов и партнеров: сложная экономическая обстановка в центральноазиатских странах, заинтересованность последних в привлечении иностранного капитала создают благоприятную основу для последующей успешной борьбы за доминирующие позиции.
Претензии на особый политический статус в Центральной Азии имеет и Россия. Сейчас одним из основных направлений внешней политики РФ является налаживание партнерских и союзнических отношений с республикой Узбекистан. Несмотря на серьезные внутренние проблемы, РУ была и остается ключевым государством региона, по сути — центром Центральной Азии.
За последние
Сотрудничество развивается последовательно практически во всех сферах. Тем не менее, стороны изначально видят приоритетом налаживание именно экономических связей. Своеобразным «локомотивом» инвестиционного взаимодействия можно признать
В частности, в декабре 2006 года состоялся визит в Ташкент А. Миллера. В ходе поездки в РУ был подписан экспортный контракт, предусматривающий поставку в 2007 году 13 млрд. кубометров узбекского газа. Кроме того, в наступившем году планируется финансовое участие «Газпрома» в разработке месторождений Устюртского района — стороны подписали соответствующее соглашение. По официальным данным, российские вложения в этот проект составят 500 миллионов долларов.
Стратегическим инвестором Узбекистана в нефтегазовой сфере стал и «Лукойл» — компания также подписала СРП — по месторождениям Кандымской группы — Хаузаке, Кунграде и Шады. Готовность к дружбе с узбекскими углеводородами «Лукойл» оценил в 1 млрд долларов. Часть ресурсной базы РУ приходится на район Аральского моря. «Лукойл» заинтересован в разработке перспективных участков шельфа, а потому, будучи
Общая стоимость всего пакета соглашений между сторонами в ТЭК составляет около 3 млрд. долларов. Бесспорно, РУ в значительной степени заинтересована в реализации договоров — экспорт газа мог бы стать движущей силой экономики страны. Именно претворение в жизнь совместных с РФ планов может уже через несколько лет существенно увеличить объем экспортируемого сырья.
Серьезные показатели приобретает и торговое сотрудничество стран. Сегодня Узбекистан является одним из основных торговых партнеров РФ в Центральной Азии. Среди товаров российского экспорта в первую очередь нужно назвать машины, оборудование и металлы. Единицы импорта — это, прежде всего сельскохозяйственное сырье и текстиль. Нельзя не признать, что торговые контакты в области машиностроения зачастую выходят на первый план: автомобильный рынок РФ — это самая крупная статья узбекистанского экспорта. «Бегающие» по российским дорогам Nexia, Matiz и Lacetti выпускаются предприятием УзДЭУавто.
Отдельный сегмент
Поддержанию активных торговых контактов двух государств способствует деятельность открытого в Ташкенте Торгового Представительства Российской Федерации.
Для нынешних партнерских отношений РФ и Узбекистана характерно проникновение в республику части российского бизнеса. Крупные компании, работающие на территории РФ, нередко соединяют свой бизнес с узбекистанским. Наиболее привлекательными для инвестиций оказались такие отрасли экономики РУ, как горнодобывающая, хлопкоперерабатывающая, а также телекоммуникационная.
Одним из значимых событий стало подписание соглашения о сотрудничестве по реализации инвестиционных проектов на территории республики — договор заключили
Российский капитал проявляет неподдельный интерес и к телекоммуникационному сектору в Узбекистане. В начале 2007 года «Вымпелком» официально объявила о покупке двух операторов сотовой связи в РУ — «Buztel» и «Unitel». В связи с этим нельзя не прокомментировать саму ситуацию на рынке коммуникаций в республике. С одной стороны, эта сфера почти не получает развития — как показывают статистические данные, мобильными телефонами в РУ пользуются только 4–5% от всего населения. Таким образом, у «Вымпелкома» есть и пространства для маневра, и пространство для дальнейшего продвижения. Однако столь несерьезный процент пользования сотовой связью говорит, прежде всего, о крайне низком уровне жизни в стране. Как следствие, у российской компании могут возникнуть проблемы с наращиванием клиентской базы. А вложено в радость общения в Узбекистане примерно 260 миллионов долларов.
Подписанные двусторонние соглашения, особенно Договор о союзнических отношениях, являются безусловным успехом российской стороны. По своей сути документ — заключение военного и стратегического союза между государствами. Договор оговаривает готовность Москвы вмешаться во внутренние дела Узбекистана в случае серьезного кризиса, если в опасности окажется прочность режима. Ташкент, в свою очередь, одобряет размещение на территории республики военной базы.
Несомненно, это серьезный шаг в развитии двусторонних контактов, который уже сейчас дает возможность перейти к этапу практической реализации задуманного. Узбекистан, будучи важнейшим государством региона, готов к экспорту своих сырья и продукции, охотно соглашается на партнерство и ведет активную политику привлечения иностранного капитала. Однако РУ — ключевая республика не только с точки зрения выгоды российской стороне, не только по причине наличия ресурсов. Именно Узбекистан, в случае установления с Россией прочных союзнических отношений становится для нашего государства своеобразной козырной картой, бонусом, позволяющим выиграть геополитическую партию в центральноазиатском регионе.
Россия стремится не только к налаживанию связей в различных отраслях промышленности и развитии совместных с Узбекистаном
Одним из факторов, определяющих действия российской стороны, становится, по сути, основной её интерес — сама Центральная Азия. Здесь мы наблюдаем в действии растиражированное СМИ и политическим сообществом «стратегическое партнерство»: принцип взаимного уважения сторон, ориентир на «дружбу народов» — именно эти положения закладывают основу для реализации далеко идущих планов РФ.
Имея своей целью проникновение в центральноазиатский регион, превращение этих территорий в сферу своего влияния, средством Россия выбирает принципы союзничества и построения добрососедских отношений. Мы видим, что союзничество и партнерство с Узбекистаном дает возможность наиболее четко отслеживать обстановку во всём регионе.
Приоритет для России в данном случае состоит еще и в стремлении обеспечить интеграционную работу не на одном, а сразу на нескольких направлениях — осуществляется диверсификация инвестиционных потоков. Стратегия РФ в Центральной Азии — это, прежде всего, многовекторность как способ сделать регион сферой своего влияния, опередив в реализации этих амбиций
Серьезную конкуренцию России в борьбе за контроль над центральноазиатскими республиками составляют Соединенные Штаты. Не обладая серьезной ресурсной базой, но зато имея в наличии энтузиазм мирового лидера, США также стремятся занять прочные позиции в регионе.
Что касается РУ, то сегодня ее (республики) отношения со Штатами переживают кризис. Резкий упадок пришелся на весну 2005 года, то есть на время для Узбекистана сложное. Глобальная американская политика демократизации не поддержала азиатскую республику в период андижанских волнений. Вполне очевидно, что такое положение вещей очень устраивало Москву, а потому российская сторона поспешила приблизить нестабильный Узбекистан.
Андижан, безусловно, вызвал в мире резонанс. В рамках самого Узбекистана события мая 2005 года — это трагедия. Реакция России на Андижан была сдержанной, но конкретной. Президент В. В. Путин не констатировал резкого осуждения, но и не заявил о безусловной поддержке действий узбекских властей. Говоря о перспективах политической модернизации в
Возможно, кризис между США и РУ был неизбежен — исходя из уже привычной политики Вашингтона манипулировать и внедрять демократию вместо государственных режимов, совпадающих, по американской версии, с диктаторскими. Однако результат нам очевиден: Узбекистан отдаляется от Соединенных Штатов и переориентируется на Россию. Объяснить это нетрудно: руководство республики видит в этом последний для страны шанс обрести стратегическую определенность. Естественно, что ослабление контактов с США на данный момент полностью отвечает российским геополитическим интересам.
Одним из способов укрепить позиции и статус в Центральной Азии стало вовлечение Узбекистана в работу интеграционных процессов. Сотрудничество развивается уже в рамках таких долгосрочных проектов, как ШОС (тут основным конкурентом РФ становится КНР), ЕврАзЭс, ОДКБ.
РУ инициирует свое вступление в ЕврАзЭс, что официально признается большим шансом для сообщества расширить свой экономический потенциал. Кроме того, 13 декабря 2006 года Ислам Каримов подписал закон, который восстанавливает членство республики в ОДКБ, приостановленное в 1998 году.
Теоретически сложившая ситуация, политическая схема, в которой Узбекистан оказывается не только центром региона, но еще и объектом притязаний не одной державы, может спровоцировать кризис и в отношениях между Россией и США. Однако наименее вероятным представляется риск прямой конфронтации. Соединенным Штатам вскоре придется привыкнуть: их позиции в Центральной Азии слишком слабы, их стратегия слишком неадекватна менталитету восточных государств.
Возникает другой вопрос, — какой будет дальнейшая политика Москвы по отношению к Ташкенту? Если налицо уверенное продвижение в республику, стоит ли ожидать радикальных перемен? Возможно, сотрудничество с Исламом Каримовым направлено прежде всего на обеспечение стабильности в стране в момент неизбежной смены элит. Но гарантирует ли это сохранение и расширение экономического и
Бесспорно одно: Узбекистан превращается в объект и, одновременно, в участника новой «игры». Не только на региональном уровне. Партия еще не окончена.
Сергеева Полина