Россия обозначила пределы своего ядерного сотрудничества с Ираном

Россия обозначила пределы своего ядерного сотрудничества с Ираном

Россия обозначила пределы своего ядерного сотрудничества с Ираном

Российские власти, похоже, обозначили пределы своего ядерного сотрудничества с Ираном. Они дали понять, что готовы оказать давление на Тегеран с тем, чтобы тот занял более умеренную позицию по ядерной программе. Это не означает, однако, что Москва готова поддержать США и ЕС в их стремлении добиться от Ирана прекращения разработок ядерного оружия.
27 марта разрешилась проблема с финансированием, послужившая причиной приостановки Россией работ по строительству атомной станции в Иране. Представитель «Атомстройэкспорта» — российской государственной фирмы, курирующей этот проект — объявил, что Иран расплатился по части своих долгов, что дало возможность возобновить строительство. Одновременно с этим он подчеркнул, что хотя строительство и можно возобновить, «вопрос о поставках ядерного топлива обсуждать пока рано», — сказала в интервью газете «Известия» пресс-секретарь «Атомстройэкспорта» Ирина Есипова.
Российские чиновники настаивают, что перерыв в строительстве Бушерской АЭС был связан исключительно с финансовыми затруднениями Ирана, который должен был заплатить за уже проделанную работу. Но многие международные эксперты полагают, что действия России были продиктованы геополитическими соображениями.
В последние несколько месяцев российские власти все сильнее разочаровывала занятая Ираном конфронтационная позиция по ядерному вопросу. Президент Махмуд Ахмадинежад активно отстаивал ядерную программу Ирана, стараясь побольнее уколоть президента США Джорджа Буша и других мировых лидеров. Похоже, даже Москва устала от буффонады Ахмадинежада, видя, что она без нужды усугубляет и без того непростую ситуацию, чреватую опасными последствиями не только для региона, но и для планеты в целом. Например, 27 марта газета «Известия» привела слова неназванных иранских дипломатов, которые призвали международных лидеров «не придавать значения риторике» Ахмадинежада.
Различные группы в Иране «пытаются минимизировать его [Ахмадинежада] контакты с внешним миром, чтобы он не сказал ничего лишнего», — говорилось в статье. Далее в ней приводилось мнение одного из чиновников российского министерства иностранных дел о том, что «не следует судить о позиции Тегерана по заявлениям Ахмадинежада».
Вызывающее поведение Ирана по вопросу о ядерной программе вынудило российское правительство — под сильным дипломатическим давлением со стороны Вашингтона, Лондона, Парижа и Берлина — признать, что иранский проект таит в себе некую опасность, а именно что целью Тегерана является разработка ядерного оружия. Таким образом, резкая и агрессивная позиция Ирана во многом лишила Россию возможности выступить в его защиту. Еще в октябре 2006 года бывший министр обороны, а ныне первый вице-премьер России, Сергей Иванов решительно отрицал возможность получения Ираном оружейного урана. Но уже в январе 2007 года министр иностранных дел России Сергей Лавров внезапно заявил, что иранская ядерная программа может содержать «скрытую» военную составляющую. А недавно секретарь Совбеза России Игорь Иванов повторил уже прозвучавшие заявления о том, что получение Ираном ядерного оружия не соответствует российским интересам.
По имеющейся информации, прежде чем произвести недавний неуточненный платеж, Иран два месяца задерживал выплаты за работу на Бушерской АЭС, предположительно составляющие 25 млн. долларов в месяц. Некоторые международные эксперты полагают, что задерживаемая сумма приближалась даже к 100 млн. долларов. Таким образом, вполне правдоподобно, что Москва учла и финансовый аспект. В конце концов, Россия заявляет, что ее политика в отношении Ирана строится на экономических интересах. Глава ядерной отрасли России Сергей Кириенко объявил, что Россия не станет платить за Бушерскую АЭС из собственного кармана. Еще больше усложняет проблему для Москвы вероятность того, что до самого последнего времени Иран намеревался разрешить вопрос ядерной энергии, двигаясь в двух направлениях — плутоний и обогащениe урана. Предполагается, что Бушерская АЭС, непосредственно никак не связанная с военной программой, должна была решить проблему с плутонием. Похоже, однако, что Тегеран принял политическое решение пойти ва-банк и решить вопрос с обогащением урана как можно быстрее, дабы упредить возможное давление со стороны ООН. Если дело обстояло именно так, то тогда Бушерская станция уже не представляет ни для кого никакой ценности. Оставшись же без иранских выплат, Россия потеряет все свои инвестиции. А это — ввиду важности для Москвы ее дружбы с Ираном — уже не просто мелкое незначительное затруднение.
Недовольство Кремля Ираном, безусловно, сыграло свою роль и отразилось в совместном заявлении российского президента Владимира Путина и его китайского коллеги Ху Цзиньтао, в котором они потребовали от иранских властей выполнить резолюции Совбеза ООН по иранской ядерной программе.
Похоже, что в дипломатическом плане у Ирана не осталось выбора, кроме как подчиниться желаниям Москвы. Внешняя политика Тегерана последних лет вырабатывалась с учетом российских и китайских вкусов. Несомненной целью Тегерана было использовать поддержку Москвы и Пекина в качестве противовеса давлению со стороны США и ЕС. Дипломатическая зависимость Ирана объясняет внезапную благосклонность, с которой иранские власти отнеслись к предложению России образовать картель основных стран-производителей природного газа на тех же принципах, на которых строится нефтяной клуб ОПЕК. Для того, чтобы газовый картель оказался жизнеспособным, в нем должны быть представлены основные производители Персидского залива, включая Саудовскую Аравию и Катар — страны, которым геополитические устремления Ирана в регионе внушают все более сильную обеспокоенность. Весьма вероятно, что в ходе своей поездки по региону, предпринятой в феврале с целью заручиться поддержкой своей идеи о создании картеля, Путину не раз приходилось слышать от лидеров стран Персидского залива, что Иран надо поставить на место. Ужесточение позиции России по вопросу ядерного сотрудничества с Ираном призвано послужить сигналом для лидеров стран Залива, что Москва не проигнорировала их тревогу.
Давление на Иран со стороны России ни при каких обстоятельствах не следует рассматривать как поддержку позиции США и ЕС по ядерному вопросу. Россия по-прежнему заинтересована в сохранении тесных отношений с Ираном в целях расширения взаимного ядерного и энергетического сотрудничества. Как сказал в 2005 году автору этих строк один российский дипломат, Россия никогда не станет четвертым колесом в телеге ЕС, а будет стараться сохранить независимую позицию в политике.
27 марта — в день, когда вроде бы разрешился кризис с неплатежами в строительстве — министерство иностранных дел России подготовило Обзор внешний политики России, одобренный Путиным, в котором содержалась резкая критика в адрес американского политического курса. В обзоре говорится, что администрация Буша демонстрирует «все большее неуважение к основополагающим принципам международного права», а своей нынешней дипломатической позицией в отношении Ирана Америка рискует спровоцировать «войну цивилизаций».
«Международное сообщество не должно идти на общие для всех риски, сопряженные с эскалацией ситуации вокруг Ирана, до тех пор, пока США не предпримут искренних, добросовестных усилий по нормализации своих отношений с Тегераном», — указывается в документе.

Стефан Бланк, профессор Военного колледжа армии США.

Взгляды, выраженные в этой статье, никоим образом не являются выражением взглядов вооруженных сил США, министерства обороны или американского правительства.

Оценить статью
(0)