Tорговля водой в Центральной Азии - миссия невыполнима

Tорговля водой в Центральной Азии - миссия невыполнима

Tорговля водой в Центральной Азии - миссия невыполнима

В одном из самых красочных советско-индийских фильмов «Алибаба и 40 разбойников» есть такой сюжетный поворот, когда один из беспринципных жителей деревни ночью взрывает плотину, питающую водой всех жителей близлежащих окрестностей. Через несколько кадров мы видим его уже на базаре с ведрами и бурдюками, вовсю торгующего водой. Кто бы мог подумать, что сегодня эта картинка из фильма-сказки может найти реальное отражение в современной жизни.
В настоящее время Таджикистан и Кыргызстан, благодаря построенным еще в советские годы высокогорным ГЭС, контролируют 80% стока рек, являющихся основными притоками двух водных артерий региона: Амударьи и Сырдарьи, протекающих также по территории Туркменистана, Казахстана и Узбекистана.
В случае появления новых гидросооружений на территории Таджикистана (Рогунской и Сангтудинских ГЭС) практически весь сток основных водных ресурсов Центральной Азии окажется под контролем Таджикистана. В результате, эта страна может превратиться в того самого торговца водой из «Алибабы и 40 разбойников», а заодно получить политические и экономические рычаги давления на соседние страны.
Будущее развитие Казахстана, в частности его южных областей, может фактически оказаться в руках таджикских соседей. Руководство РТ хорошо понимает это. Выводы экспертов подтверждает президент Таджикистана Э.Рахмон: «Таджикистан и Киргизия, нравится это или нет, вынуждены использовать водные ресурсы, чтобы поднять уровень жизни наших народов. Это, в частности, и есть политика таджикского государства». Не больше и не меньше — очень откровенно и цинично, даром, что слова эти звучат из уст президента дружественной Казахстану страны. Видимо, руководству РТ и в голову не приходит мысль, что ряд природных ресурсов, таких как вода и воздух, являются общечеловеческим достоянием, и их использование регулируется целым рядом международных соглашений, договоров и конвенций.
Для сведения Э.Рахмона, а также чиновников душанбинских правительственных кабинетов, сообщаем, что, в отличие от других природных ресурсов, в соответствии с признанной Комиссией ООН по экономическим, социальным и культурным правам Концепцией «Права человека на воду», вода не является сырьевым товаром.
«Общий комментарий о праве на воду» (ООН, ноябрь 2002) предусматривает право каждого человека на достаточное, безопасное, физически приемлемое и удобное обеспечение водой для личных и бытовых нужд. Вода также необходима и для реализации других международно-признанных прав человека — таких, как право на пищу, связанное с развитием сельского хозяйства. Причем, особое внимание Комиссия уделяет поддержке натурального хозяйства и мелких разоряющихся фермеров.
Названная Комиссия состоит из специалистов, уполномоченных своими государствами для толкований и разъяснений по поводу Международного соглашения по экономическим, социальным и культурным правам (ICESCR), которое было ратифицировано 151 государством. Члены Комиссии отмечают, что право на воду является неотъемлемой составляющей других прав человека — на жизнь, здоровье и жилье, — закрепленных в целом ряде международных соглашений.
Таким образом, общим в проводимой правительством Таджикистана политике и в действиях торговца водой из кинофильма является то, что и тот и другой, в нарушение всех правовых норм, пытаются путем создания дефицита воды нажиться на насущных потребностях людей.
Видимо,  некоторые политические деятели подзабыли очевидный факт: все страны региона имеют равные права на водные ресурсы Амударьи и Сырдарьи. Каждая из республик имеет неотъемлемое право на свою долю в общем объеме вод рек региона, которую может использовать по своему усмотрению. Во избежание возможных разночтений и политических подтасовок, нужно понимать, что эта доля должна быть пропорциональной числу населения и соответствовать площади этих стран (см. «Отчет о региональном водном партнерстве», подготовленный T. T. Сарсембековым и С. K. Ахметовым, РК).
Нам вполне понятно, почему руководство Таджикистана говорит о том, что оно может перекрыть воду по своему усмотрению. Эта болезнь давно приобрела международное признание и называется в честь первой ее жертвы — «башизмом». Видимо, некоторые не очень умные головы таджикской штамповки в упоении своим диктаторским всесилием возомнили себя наследниками Сапара Великого. Но нужно понимать, что одно дело, когда ты заставляешь бедного таджика вырывать свои золотые зубы, запрещаешь его детям пользоваться мобильниками и автотранспортом, отнимаешь у них «День Букваря» и «Последний звонок», и совсем другое — когда ты попытаешься отнять у своих соседей воду, от которой тысячелетиями зависели их жизнь и благополучие.
Очевидно, что ожидать правильных поступков или логических умозаключений от человека, который закусывает дорогущий подарочный коньяк маринованным на таджикский лад «огурчиком с грядки», не приходится. При таком раскладе, вполне естественно и то, как окружение президента РТ  характеризует Э.Рахмона. Большинство — от телохранителей и до советников  президента — отзываются о нем, как о человеке очень неумном. Но проблема, на самом деле, совсем в другом. Почему те эксперты, которые достаточно давно занимаются в РТ водно-энергетической проблематикой, не подскажут своему «Бобо-и-колон», что выбранный им путь на «прихватизацию» водных ресурсов региона не просто противоречит международным нормам, а в долгосрочной перспективе навредит развитию экономики самой страны и является настоящей «миной» для системы региональных взаимоотношений.
До тех пор, пока «Баши Второй» занимался исключительно собственными проблемами и пытался стабилизировать экономическую ситуацию в своей стране, все было ничего. Но с началом его «новой водной политики», дела могут пойти по другому сценарию,  вплоть до введения в отношении РТ экономического эмбарго со стороны Казахстана, Узбекистана и Туркменистана, что станет самой настоящей катастрофой для нищей страны. Даже денежные переводы таджикских гастарбайтеров из РФ не будут способны остановить коллапс еле окрепшей экономики Таджикистана.
Зимний период 2006–2007 гг. уже ознаменовался энергетическим кризисом в Таджикистане, какого, по словам экспертов и жителей республики, не было даже в годы гражданской войны. Интересное мнение высказал на правах анонимности один из ведущих специалистов Министерства финансов РТ о том, что эта проблема во многом искусственная. По его подсказке мы обратили внимание на следующие обстоятельства.
Как известно, одним из ключевых промышленных объектов страны является Таджикский алюминиевый завод (теперь уже ГУП «Таджикская алюминиевая компания»). Внешнеторговый оборот ТадАЗа в 2006 г. составил 1 млрд. 772,5 млн. долларов, то есть 162,2% к уровню 2004 г. (рост на 679,5 млн.). В то же время, в бюджеты всех уровней республики от ТадАЗа в 2006 г. поступило всего 48,9 млн. долларов. Говоря простым языком, если на экспорт отправили продукции почти на 2 млрд. долларов, а налогов заплатили на 50 млн., то где выручка? Если это реальный показатель прибыльности предприятия, то для РТ гораздо выгоднее просто продавать потребляемую ТадАЗом электроэнергию напрямую населению. А это ни мало ни много принесет, по мнению специалистов таджикского Минфина, порядка 90 млн. долларов в бюджет государства (в два раза больше поступлений от ТадАЗа), будет способствовать созданию нормальных условий жизни народа, а также развитию среднего и малого бизнеса в республике. Более того, кумулятивный эффект от использования 8–9 млрд. КВч электроэнергии был бы в разы больше, чем указанные 90 млн. долларов.
А так, получается, что правительству РТ легче получить 50 млн. долларов налогов и заморозить 70% населения зимой, чем дать возможность людям спокойно жить и работать в при свете электрической лампы, а не свечей? Или же это осознанная политика по выталкиванию своего бесправного народа на улицы Москвы и Санкт-Петербурга, как это проделывают сутенеры с проститутками, заставляя их ради своего благополучия продавать себя в подворотнях?! Скорее всего, схемы отката при экспорте алюминия в пользу Э.Рахмона и его окружения настолько близки их сердцам, то есть кошелькам, что их не заботят проблемы миллионов простых таджикистанцев, лишенных уюта, света и тепла в домах. Что ж, выбор за ними.
Директор третьего департамента стран СНГ МИД России Максим Пешков, бывший посол России в Таджикистане, поделился своим мнением об участии российской компании РУСАЛ в строительстве Рогунской ГЭС. «По рогунскому вопросу хочу отметить, что РУСАЛ выполняет все взятые на себя обязательства. Все идет четко по соглашению». Как считает Пешков, дело не в высоте плотины, а в других тонкостях проекта. «Договорились, что ТЭО будет передано третьей группе — экспертам Всемирного банка. Но до сих пор они это не сделали, таджикская сторона никак не может договориться с ВБ, чтобы провели такую экспертизу», — разъяснил он. Таким образом, возникает вопрос, а почему Таджикистан, в лице своих чиновников, не заинтересован в экспертизе своих действий со стороны международных организаций. Скорее всего, дело в том, что, несмотря на свою недалекость, «государственные» мужи Таджикистана понимают, что целый аспект их деятельности, относящийся к вопросам водопользования и гидроэнергетики, находится в прямом противоречии с международным правом и здравым смыслом.
В этой части мнение российского дипломата звучит в унисон с мнением Генерального секретаря ЕврАзЭС. Г. Раппоты о том, что вопросы строительства ГЭС должны согласовываться с соседними государствами, чтобы урегулировать сток воды, а также проходить независимую экспертизу, чтобы соответствовать требованиям международных организаций.
«Здесь проблема скорее политическая. Да, вода ваша, а дороги, что ведут к вам, не ваши. Вопросы водопользования давно остро обсуждаются в рамках ОДКБ, ЕврАзЭС и ЦАС. Существуют две концепции водопользования: вода — это товар, и его нужно продавать, и то, что вода — это дар божий и принадлежит он всем», — заключил Пешков. На самом деле г-н Пешков немножко слукавил, заявив, что есть две концепции. Если в мире и есть, какие-то концепции, то они заключаются в следующем:
- обеспечить наличие безопасной, физически и материально доступной воды в достаточном количестве для каждого человека без какой-либо дискриминации. В бедных странах государство должно обеспечить минимально необходимый уровень воды по каждой из вышеназванных составляющих;
- обеспечить защиту физических лиц и водных ресурсов от злоупотреблений частного сектора;
- создать механизмы контроля и ответственности, чтобы обеспечить соблюдение, защиту и реализацию права на воду;
- не нарушать право на воду граждан, проживающих в других государствах-участниках соглашения (см. «Правовые ресурсы обеспечения права на воду: международные и национальные нормы», А.Халфан и М. Лангфорд, COHRE).

Жумагали Дуйсенбиев

Оценить статью
(0)