Туманное будущее ДОВСЕ

Туманное будущее ДОВСЕ

26 апреля, обращаясь с ежегодным посланием Федеральному собранию, президент России предложил объявить мораторий на исполнение обязанностей России по членству в Договоре об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ).
По словам В. Путина, мораторий должен действовать до тех пор, пока все без исключения страны НАТО не ратифицируют этот договор и не станут беспрекословно исполнять.
Глава российского государства напомнил, что Россия сегодня исполняет договор фактически в одностороннем порядке, существенно сократив количество войск, а партнеры из стран НАТО даже не ратифицировали адаптированный его вариант.
Этот вопрос, по мнению президента России, должен быть рассмотрен Советом Россия-НАТО, а «…в случае отсутствия прогресса в переговорах, рассмотреть возможность прекращения наших обязательств по ДОВСЕ», — сказал глава российского государства.
Также президент попросил Федеральное собрание поддержать инициативу, выразив уверенность, что это сделают обе палаты. Не приходится сомневаться, что Федеральное собрание пойдет навстречу Путину. Это также поняли и на Западе.
Подобное развитие ситуации особенно близко к сердцу принял Генеральный секретарь блока НАТО Яап де Хооп Схеффер, который надеется получить объяснения от министра иностранных дел России С. Лаврова относительно возможного выхода России из Договора об обычных вооруженных силах в Европе.
Переполох, вызванный новой позицией Москвы по отношению к ДОВСЕ, задел практически все западные страны. Между тем сама история появления и существования Договора об обычных вооруженных силах в Европе насчитывает 17 лет.
Так, в ноябре 1990 года в Париже главами государств двух крупнейших военных блоков того времени: НАТО и Варшавского договора был подписан Договор об обычных вооруженных силах в Европе.
В нем было оговорено максимальное количество следующих видов вооружения (бронемашин, танков, боевых самолетов, боевых вертолетов, артиллерийских орудий и т.д. и т.п.) которым могут располагать блоки.
Также договором предусматривалось сокращение обычных вооружений, подробно определены процедуры ежегодного обмена военной информацией и оговорены механизмы взаимных проверок.
Однако, через несколько месяцев перестал существовать СССР. В мае 1992 года, перед вступлением этого Договора в силу, бывшие советские республики, правопреемники СССР по ДОВСЕ (Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан, Молдавия, Армения, Азербайджан и Грузия), подписали Ташкентское соглашение, поделив между собой квоты СССР в области военной техники.
По этому соглашению в российских регулярных частях во фланговой зоне может быть не более 700 танков, 580 боевых бронемашин (ББМ) и 1280 артиллерийских орудий. Россия получила право иметь еще 600 танков, 800 БТР и 400 артиллерийских орудий в специально отведенных местах постоянного базирования.
Как и было предусмотрено Договором, Россия выполнила свои обязательства по сокращению вооружений к ноябрю 1995 года.
В частности, было ликвидировано или переделано по конверсии для мирных целей более 11 тысяч единиц военной техники, включая танки, артиллерийские орудия, ББМ, боевые самолеты и штурмовые вертолеты. Россия уничтожила пятую часть всей военной техники, подлежащей уничтожению по ДОВСЕ, что составляет более 53 тысяч единиц в 30 странах.
Развал Варшавского договора только осложнил ситуацию. А вступление в НАТО бывших членов Варшавского блока еще больше ее запутало.
В результате в 1999 году в Стамбуле на саммите было принято Соглашение об Адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе к новым геополитическим условиям. Адаптированный ДОВСЕ учитывал общее количество танков, БТР, артиллерии, боевых самолетов и вертолетов, которые могла иметь национальная армия того или иного государства, а также количество войск, которые на ее территорию могла ввести другая страна.
Вместе с тем адаптированный договор не мог в полной мере отвечать своему предназначению по причине динамично развивающейся геополитической ситуации в Европе.
Так, в 2004 году в НАТО были приняты семь стран — Словения, Словакия, Румыния, Литва, Латвия, Эстония и Болгария. При этом четыре из семи вступивших в НАТО стран — Латвия, Литва, Эстония и Словения — не присоединились к Договору об обычных вооруженных силах в Европе.
В результате, при необходимости НАТО мог использовать эти государства в целях размещения вооружения без каких-либо ограничений в непосредственной близости от границ России.
Альянс, состоящий из 26 стран, из которых 40% — бывшие страны «коммунистического блока», уже тогда находился в более выгодной позиции, чем Россия. Буфер, который существовал между Россией и странами НАТО постепенно исчез, что не могло ее не насторожить.
Вместе с тем на сегодня ДОВСЕ пока ратифицировали только Белоруссия, Казахстан, Россия, и Украина. Однако, чтобы он вступил в силу, его должны ратифицировать все остальные подписанты.
Россия считает, что все свои обязательства согласно адаптированному договору она выполнила. В частности — вывела до уровня, установленного договором с территории Грузии и Молдавии тяжелые вооружения и технику, а также сократила региональную группировку.
Однако остальные участники договора, количество которых доходит до 30, пока не намерены ратифицировать данное соглашение. В своем выступлении президент России пояснил, что НАТО использует положения договора для наращивания своих группировок и размещения баз у границ России.
Более того, добавил президент, США готовятся разместить элементы системы ПРО в Польше и Чехии, а такие новые члены НАТО, как Словакия и государства Прибалтики, несмотря на предварительные договоренности с альянсом, вообще не присоединились к ДОВСЕ.
Становится очевидным, что ослабление фланговых группировок сухопутных войск и ВВС в соответствии с принятыми Москвой обязательствами по ДОВСЕ, ставят Россию в неравное положение со странами НАТО.
Обеспокоенность президента России, высказанная в послании Федеральному собранию, предшествует решительным действиям Москвы в данном направлении.
В результате в краткосрочной перспективе от Кремля как минимум можно ожидать моратория на участие России в Договоре об обычных вооруженных силах в Европе, как максимум — выхода из соглашения.
Подобный поворот событий вряд ли устроит как страны НАТО, так и Россию. Вместе с тем новый виток напряженности в отношениях России и Альянса может в очередной раз изменить существующий расклад сил в Европе.

Олег Сидоров

Оценить статью
(0)