Предыдущая статья

Предсказуемая непредсказуемость лидеров стран Средней Азии

Следующая статья
Поделиться
Оценка

Вопрос о том, куда, точнее, по каким маршрутам потекут богатые энергоресурсы стран Средней Азии, сегодня стал наиболее обсуждаемым среди специалистов соответствующего профиля. И это совсем не случайно, так как от направления поставок энергоносителей во многом зависит стабильность экономики развитых и развивающихся стран, как в Европе, так и в Азии. Многие эксперты вполне обоснованно говорят, что стремительно развивающиеся Китай и Индия могут предложить экспортерам энергоносителей не менее привлекательные условия, чем государства Европы.
Если учесть, что запасы и добыча энергоносителей в самой Европе стали заметно падать, то становится понятной ее нервозность в любых вопросах, касающихся богатых энергоносителей из Средней Азии. Разумеется, окончательный ответ относительно направления маршрутов энергоносителей из данного региона могут дать только два лидера в Средней Азии — президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедов. При этом свои решения оба лидера будут принимать единолично, так как оба обладают практически неограниченной властью в своих вотчинах. Поэтому собственно каждому из иностранных визитов и того, и другого уделяется столь пристальное внимание.
Встречи на неформальном саммите в Санкт-Петербурге всерьез встревожили представителей западных держав, опасающихся объединения бывших постсоветских стран вокруг Кремля. Масла в огонь подливает и Кыргызстан, который видит выход из острого политического кризиса у себя в создании с Россией союзного государства. В то же время предложение президента Казахстана Нурсултана Назарбаева о строительстве водного канала «Евразия», который соединит Каспийское и Черное моря, может стать той самой лакмусовой бумагой на проверку прочности отношений стран Средней Азии с Россией.
Как известно, в преддверие встреч в Кремле президент России Владимир Путин совершил вояж вначале в столицу Казахстана Астану, а затем посетил и Ашгабат и буквально вырвал у двух президентов добро на поставки туркменского, казахстанского и узбекского газа в направлении России. Но, как видно, руководители стран Средней Азии требуют от российской стороны нечто большего, чем эфемерную благосклонность могучего северного соседа. Они пытаются освоить территорию России для открытия транспортных путей и получения возможности поставлять транзитом свою продукцию на мировые рынки. И, кажется, России оба руководителя отпустили на раздумье не очень много времени.
Один только факт встречи в Санкт-Петербурге президента Азербайджана Ильхама Алиева и президента Туркменистана Г.Бердымухаммедова добавил энтузиазма началу сотрудничества двух стран. А на прошлой неделе министр промышленности и энергетики Азербайджана Натик Алиев не исключил возможности совместной с Туркменистаном разработки спорного месторождения «Кяпаз» на Каспии. «Я не думаю, что вопрос разработки месторождения „Кяпаз“ создаст какие-либо проблемы между странами», — сказал министр. Между тем, по его словам, разработка этого месторождения сложна и связана с решением вопроса статуса Каспия между Азербайджаном и Туркменистаном. «В свое время мы занимались этим вопросом, но переговоры с Туркменистаном не привели к каким-либо результатам. Я надеюсь, что эти переговоры будут продолжены», — сказал Натик Алиев.
По его словам, основным вопросом между странами является раздел дна Каспийского моря. «Между Азербайджаном, Казахстаном и Россией метод раздела дна моря уже использован, и на основе этого мы должны продолжать переговоры с Туркменистаном», — сказал министр. По словам Алиева, извлекаемые запасы месторождения «Кяпаз» составляют 50 млн. тонн нефти. Месторождение было открыто во времена СССР азербайджанскими нефтяниками. В советские времена оно называлось «Промежуточное», так как находилось на срединной линии между Азербайджаном и Туркменистаном («Тренд»).
Азербайджан готов предоставить свою инфраструктуру Астане и Ашгабату для транспортировки нефти и газа на мировой рынок, заявил президент Азербайджана Ильхам Алиев в интервью японской газете «Никкей». Текст интервью газете был обнародован в субботу. «В прошлом году между мною и президентом Казахстана было подписано межправительственное соглашение о присоединении Казахстана к трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан. Сейчас мы осуществляем деятельность в этом направлении с правительством Казахстана и компаниями, добывающими нефть в Казахстане и являющимися владельцами этой нефти. Этот процесс с успехом развивается, наши отношения с Казахстаном носят дружественный характер», — сказал И.Алиев.
«Мы готовы предоставить свою инфраструктуру друзьям на восточном побережье Каспия, будь то Казахстан или Туркменистан. Мы имеем необходимую, современную инфраструктуру для транспортировки нефти и газа на европейский и мировые рынки. В случае, если у дружественных стран на восточном побережье Каспийского моря будет желание присоединиться к инфраструктуре Азербайджана, мы можем это рассмотреть. Однако подобное решение должно быть принято ими», — сказал И.Алиев.
Отвечая на вопрос, не конкурирует ли Азербайджан с Россией в вопросах евразийского сотрудничества, президент И.Алиев подчеркнул, что политика страны не строится на конкуренции с кем-либо. «Мы никогда не строим свою политику на конкуренции. Наоборот, мы всегда выступаем сторонниками сотрудничества», — сказал президент. «Я не раз заявлял и уверен, что открытость нашей политики, готовность к сотрудничеству приводят к успеху. Мы имеем право, естественное право делать все это. Мы задумываемся о наших приоритетах, национальных интересах, что в свою очередь основывается на эффективном использовании энергетических ресурсов и географическом положении с целью стать важной страной в масштабах региона и Евразии. Поэтому наши железнодорожное сообщение, нефте- и газопроводы не направлены против кого-либо, они не для конкуренции с кем-то. Мы делаем все необходимое для народа и Азербайджана», — добавил президент («Интерфакс-Азербайджан»).
Кстати,
Казахстан к более тесному сотрудничеству с Азербайджаном подталкивают и крупные нефтяные компании, задействованные в разработке казахстанских месторождений. Total и ExxonMobil призвали правительство Казахстана урегулировать ряд вопросов в проекте создания каспийской нефтетранспортной системы, что позволит его эффективно реализовывать.
«Такие инфраструктурные проекты, как строительство транспортной системы с севера Каспия до Баку с дальнейшим ее присоединением к БТД (нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан), всегда имеют длительные сроки окупаемости. Поэтому инвесторам, а также возможным кредиторам необходимы стабилизирующие положения в отношении налогов и нормативно-правовой базы, которые обычно используются по всему миру», — говорится в тексте выступления главного исполнительного директора Total Кристофа де Маржери, подготовленном к 17-му пленарному заседанию совета иностранных инвесторов (СИИ) при президенте Казахстана, которым располагает агентство «Интерфакс-Казахстан».
Кроме
того, по мнению К. де Маржери, для осуществления этого проекта «потребуются более детализированные соглашения между Казахстаном и Азербайджаном». «Обе стороны должны извлечь выгоду из проекта, и в переговорах по этому вопросу потребуется вмешательство представителей власти самого высокого уровня», — подчеркнул он, добавив, что Total «готова предоставить любую помощь, которая только может от нее потребоваться в этом отношении».
В свою очередь старший вице-президент корпорации ExxonMobil Марк Алберс, текстом выступления которого на заседании СИИ также располагает агентство, заявил о необходимости урегулирования вопросов структуры собственности и управления, а также доступа к мощностям казахстанской каспийской транспортной системы. «В то время как общая концепция и план этого проекта уже разработаны, он не может получить дальнейшего развития до тех пор, пока не будут приняты решения по основополагающим вопросам структуры собственности, доступа и управления. Казахстан и потенциальные инвесторы проекта должны быть готовы к своевременному решению этих важных вопросов», — отметил М.Алберс.
По его мнению, принятие «правильных решений в настоящее время необходимо для оперативного продвижения проекта в целях удовлетворения потребностей республики и ее нефтяной отрасли». «Структура собственности, доступ и управление должны быть использованы для обеспечения стабильности, которая просто необходима для экономически жизнеспособной экспортной системы», — добавил М.Алберс. Так, он считает, что собственники в проекте «должны быть в состоянии обеспечить финансирование самостоятельно, отправители, работающие по долгосрочным соглашениям, должны иметь надежный доступ к мощностям, а структура управления надлежащим образом защищать инвестиции каждого собственника».
Впрочем, неверно думать, что Казахстан и Туркменистан тянутся лишь в направлении Запада и России. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев считает необходимым ускорить принятие мер по реконструкции существующих и строительству новых инфраструктурных объектов транспортного комплекса страны, прежде всего, на основе использования механизма государственно-частного партнерства. «Дальнейшее развитие транспортного сектора страны невозможно без принятия ускоренных мер по реконструкции и модернизации существующих, а также созданию новых инфраструктурных объектов. В противном случае состояние транспортной инфраструктуры может стать тормозящим фактором развития экономики страны в целом», — сказал глава государства, выступая на 17-м пленарном заседании совета иностранных инвесторов (СИИ) при президенте Казахстана в пятницу в Усть-Каменогорске (адмцентр Восточно-Казахстанской области).
По его информации, всего в 2006 году в транспортную отрасль республики было инвестировано 175,3 млрд. тенге, в том числе из республиканского бюджета — 122,2 млрд. тенге (текущий курс 121,82/$1). При этом грузооборот в прошлом году по сравнению с 2005 годом возрос на 11%, объем перевезенных грузов — на 6%, пассажирооборот — более чем на 9%. «Вместе с тем имеющаяся инфраструктура не отвечает потребностям растущей экономики, даже при том, что затраты бюджета на развитие инфраструктуры ежегодно растут», — отметил Н.Назарбаев, в этой связи добавив, что для максимального использования транзитного потенциала страны «необходимы „прорывные“ проекты и, соответственно, новые подходы к их реализации».
По его словам, у Казахстана есть все предпосылки для того, чтобы стать межрегиональным транзитным центром. В этой связи он напомнил, что Казахстаном в 2006 году была принята Транспортная стратегия до 2015 года, одним из основных приоритетов которой является интеграция национальной транспортной системы в евразийскую транспортную систему. «При наличии широкой транспортно-коммуникационной сети мы способны обеспечить прохождение по территории Центральной Азии транспортных потоков через Иран к Персидскому заливу, через Афганистан и Пакистан — к Индийскому океану, через Китай — в Юго-Восточную Азию и Тихоокеанский регион, над чем мы сейчас и работаем», — отметил Н.Назарбаев. Он подчеркнул, что для достижения поставленных в Транспортной стратегии задач «крайне важно привлечение масштабных инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры», при этом необходимо использование различных институтов и механизмов привлечения финансовых ресурсов.
А тем временем Г.Бердымухаммедов решил после России посетить другой региональный центр — Тегеран. Решение Ирана присоединиться к новому региональному проекту — прокладке транспортного коридора «Север-Юг» — стало одним из главных итогов состоявшегося 15–16 июня официального визита президента Туркменистана в соседний Иран («Интерфакс»).
«Мы рассмотрели многие вопросы, в том числе и экономические. Основной из них — это хороший исторический и масштабный проект — строительство железной дороги. Наши иранские братья дали свое согласие, причем заявили, что участок от Берекета (бывш. Газанджик, Туркменистана) до Горгена (Иран) проложат сами», — заявил по туркменскому телевидению Г.Бердымухаммедов по возвращении в Ашгабат. «Мы договорились с президентом Махмудом Ахмадинежадом подписать документ по транспортному коридору „Север-Юг“ во время Каспийского саммита втроем — Казахстан, Иран и Туркменистан», — отметил глава туркменского государства. Впервые инициатива о реализации этого проекта, обеспечивающего для России и стран СНГ выход к портам Персидского залива, прозвучала в мае нынешнего года на туркмено-российско-казахстанском саммите в городе Туркменбаши.
А между тем уже сегодня в Баку начал работу саммит стран ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан и Молдова), и, несмотря на отсутствие лидеров Казахстана и Туркменистана, на нем будет уделено немало времени как раз транспортным и энергетическим проектам, предусматривающим транзит и поставки среднеазиатских энергоносителей и товаров.

Ф.Ализаде