Вопрос о том, куда, точнее, по каким маршрутам потекут богатые энергоресурсы стран Средней Азии, сегодня стал наиболее обсуждаемым среди специалистов соответствующего профиля. И это совсем не случайно, так как от направления поставок энергоносителей во многом зависит стабильность экономики развитых и развивающихся стран, как в Европе, так и в Азии. Многие эксперты вполне обоснованно говорят, что стремительно развивающиеся Китай и Индия могут предложить экспортерам энергоносителей не менее привлекательные условия, чем государства Европы.
Если учесть, что запасы и добыча энергоносителей в самой Европе стали заметно падать, то становится понятной ее нервозность в любых вопросах, касающихся богатых энергоносителей из Средней Азии. Разумеется, окончательный ответ относительно направления маршрутов энергоносителей из данного региона могут дать только два лидера в Средней Азии — президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедов. При этом свои решения оба лидера будут принимать единолично, так как оба обладают практически неограниченной властью в своих вотчинах. Поэтому собственно каждому из иностранных визитов и того, и другого уделяется столь пристальное внимание.
Встречи на неформальном саммите в
Как известно, в преддверие встреч в Кремле президент России Владимир Путин совершил вояж вначале в столицу Казахстана Астану, а затем посетил и Ашгабат и буквально вырвал у двух президентов добро на поставки туркменского, казахстанского и узбекского газа в направлении России. Но, как видно, руководители стран Средней Азии требуют от российской стороны нечто большего, чем эфемерную благосклонность могучего северного соседа. Они пытаются освоить территорию России для открытия транспортных путей и получения возможности поставлять транзитом свою продукцию на мировые рынки. И, кажется, России оба руководителя отпустили на раздумье не очень много времени.
Один только факт встречи в
По его словам, основным вопросом между странами является раздел дна Каспийского моря. «Между Азербайджаном, Казахстаном и Россией метод раздела дна моря уже использован, и на основе этого мы должны продолжать переговоры с Туркменистаном», — сказал министр. По словам Алиева, извлекаемые запасы месторождения «Кяпаз» составляют 50 млн. тонн нефти. Месторождение было открыто во времена СССР азербайджанскими нефтяниками. В советские времена оно называлось «Промежуточное», так как находилось на срединной линии между Азербайджаном и Туркменистаном («Тренд»).
Азербайджан готов предоставить свою инфраструктуру Астане и Ашгабату для транспортировки нефти и газа на мировой рынок, заявил президент Азербайджана Ильхам Алиев в интервью японской газете «Никкей». Текст интервью газете был обнародован в субботу. «В прошлом году между мною и президентом Казахстана было подписано межправительственное соглашение о присоединении Казахстана к трубопроводу
«Мы готовы предоставить свою инфраструктуру друзьям на восточном побережье Каспия, будь то Казахстан или Туркменистан. Мы имеем необходимую, современную инфраструктуру для транспортировки нефти и газа на европейский и мировые рынки. В случае, если у дружественных стран на восточном побережье Каспийского моря будет желание присоединиться к инфраструктуре Азербайджана, мы можем это рассмотреть. Однако подобное решение должно быть принято ими», — сказал И.Алиев.
Отвечая на вопрос, не конкурирует ли Азербайджан с Россией в вопросах евразийского сотрудничества, президент И.Алиев подчеркнул, что политика страны не строится на конкуренции с
Кстати,
«Такие инфраструктурные проекты, как строительство транспортной системы с севера Каспия до Баку с дальнейшим ее присоединением к БТД (нефтепровод
Кроме
В свою очередь старший
По его мнению, принятие «правильных решений в настоящее время необходимо для оперативного продвижения проекта в целях удовлетворения потребностей республики и ее нефтяной отрасли». «Структура собственности, доступ и управление должны быть использованы для обеспечения стабильности, которая просто необходима для экономически жизнеспособной экспортной системы», — добавил М.Алберс. Так, он считает, что собственники в проекте «должны быть в состоянии обеспечить финансирование самостоятельно, отправители, работающие по долгосрочным соглашениям, должны иметь надежный доступ к мощностям, а структура управления надлежащим образом защищать инвестиции каждого собственника».
Впрочем, неверно думать, что Казахстан и Туркменистан тянутся лишь в направлении Запада и России. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев считает необходимым ускорить принятие мер по реконструкции существующих и строительству новых инфраструктурных объектов транспортного комплекса страны, прежде всего, на основе использования механизма
По его информации, всего в 2006 году в транспортную отрасль республики было инвестировано 175,3 млрд. тенге, в том числе из республиканского бюджета — 122,2 млрд. тенге (текущий курс 121,82/$1). При этом грузооборот в прошлом году по сравнению с 2005 годом возрос на 11%, объем перевезенных грузов — на 6%, пассажирооборот — более чем на 9%. «Вместе с тем имеющаяся инфраструктура не отвечает потребностям растущей экономики, даже при том, что затраты бюджета на развитие инфраструктуры ежегодно растут», — отметил Н.Назарбаев, в этой связи добавив, что для максимального использования транзитного потенциала страны «необходимы „прорывные“ проекты и, соответственно, новые подходы к их реализации».
По его словам, у Казахстана есть все предпосылки для того, чтобы стать межрегиональным транзитным центром. В этой связи он напомнил, что Казахстаном в 2006 году была принята Транспортная стратегия до 2015 года, одним из основных приоритетов которой является интеграция национальной транспортной системы в евразийскую транспортную систему. «При наличии широкой
А тем временем Г.Бердымухаммедов решил после России посетить другой региональный центр — Тегеран. Решение Ирана присоединиться к новому региональному проекту — прокладке транспортного коридора
«Мы рассмотрели многие вопросы, в том числе и экономические. Основной из них — это хороший исторический и масштабный проект — строительство железной дороги. Наши иранские братья дали свое согласие, причем заявили, что участок от Берекета (бывш. Газанджик, Туркменистана) до Горгена (Иран) проложат сами», — заявил по туркменскому телевидению Г.Бердымухаммедов по возвращении в Ашгабат. «Мы договорились с президентом Махмудом Ахмадинежадом подписать документ по транспортному коридору
А между тем уже сегодня в Баку начал работу саммит стран ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан и Молдова), и, несмотря на отсутствие лидеров Казахстана и Туркменистана, на нем будет уделено немало времени как раз транспортным и энергетическим проектам, предусматривающим транзит и поставки среднеазиатских энергоносителей и товаров.
Ф.Ализаде