Отношения между президентами Бушем и Путиным непростые, однако, вчера их встреча началась с улыбок и рукопожатий, а также цветов и поцелуев, которые получили от г-на Путина супруга Джорджа Буша, Лора, и его мать, Барбара.
Буш-младший ждал российского гостя в своем фамильном имении в прибрежном Кеннебанкпорте, в то время как его отец Джордж Буш-старший отправился встречать г-на Путина в аэропорт. Из аэропорта российский лидер и бывший президент США вылетели в Кеннебанкпорт на вертолете.
Отвечая на вопрос Владимира Путина касательно программы неофициальной встречи, Джордж Буш-младший сказал: «Четкой программы нет, повестка дня свободная».
Непонятно, почему г-н Путин так интересовался программой. Что же касается г-на Буша, то он точно знает, чего он хочет от этой встречи.
Во-первых, он хочет убедить российского президента в том, что размещение элементов американской системы ПРО в Восточной Европе не представляет угрозы для России. Во-вторых, Буш рассчитывает получить поддержку Кремля на новые, более жесткие санкции в отношении Ирана. И, наконец, хозяин Белого Дома хочет в целом растопить лед в российско-американских отношениях.
Обе стороны уверяли, что никакой официальной программы не будет. Три совместных приема пищи, встреча и, возможно, рыбалка.
Сара Мендельсон, старший эксперт, занимающийся изучением российской политики в Центре стратегических и международных исследований, в шутку назвала встречу Буша и Путина «несаммитным саммитом».
«Мои очень хорошие, я бы даже сказал, дружеские отношения должны создать позитивную атмосферу», — заявил г-н Путин перед отлетом в США.
«Если бы это было не так, я бы туда не поехал, да меня и не пригласили бы, — сказал он. — В политике, как и в спорте, всегда существует соперничество».
Тем не менее, сегодня российско-американские отношения скатились до самого худшего уровня, какой только был, начиная с эпохи Холодной войны. Ссоры возникали по поводу широкого спектра вопросов: войны в Ираке, планов по размещению системы ПРО, демократии в России, расширения НАТО. Стороны также постоянно обменивались взаимными язвительными замечаниями, обвиняя друг друга во вмешательстве в дела бывших советских республик.
В то же время стоит отметить факт активного сотрудничества по иранскому вопросу и проблеме распространения вооружений. Однако затем г-н Путин сделал выбор в пользу более агрессивного поведения, что подтверждают его националистические призывы внутри России и стремление восстановить позиции его богатой энергоресурсами страны на мировой арене. Планы Вашингтона по созданию новых объектов системы ПРО в Польше и Чехии еще больше усугубили ситуацию. Аргументы Белого Дома кажутся Москве неубедительными. Из Кремля раздаются угрозы, что Европа станет мишенью для российских ракет, США называют безответственным источником силы.
На прошедшем в мае германском саммите «большой восьмерки» г-н Путин, предложив Штатам совместно с Россией использовать радар на территории Азербайджана, застал г-на Буша врасплох. Американцы не хотят сразу отказываться от предложенной идеи, но, по их словам, радар может быть использован как дополнительный компонент системы раннего предупреждения, но не является альтернативой американским планам.
«Все, что может сделать г-н Буш, это смягчить имеющееся у России ощущение того, что ее игнорируют, и доказать, что жесткая риторика оскорбляет Москву», — считает Стивен Сестанович, бывший спецпредставитель Билла Клинтона в СНГ.
«Предложить Путину объяснить тон заявлений, которые в последнее время слышались из Москвы, тоже не самая плохая идея», — говорит г-н Сестанович, который в настоящее время является сотрудником Совета по международным отношениям.
Собственный перевод