«Мы хорошие ученики, мы готовы учиться. Более того, я, став президентом, сказал, что я буду строить страну так, чтобы она была похожа на Швецию и Германию. Я хорошо, как историк, знаю и экономику, и отношение к людям, и социальную сферу в этих государствах. Я хочу, чтобы белорусы жили вот примерно так, как в Швеции и Германии. Что еще надо?! И я все эти годы именно так строил свою политику», — неожиданно признался в январском интервью немецкой Die Welt Александр Лукашенко.
Германия против возможного сходства не возражает. Более того, в последнее время Берлин стал настойчиво увязывать выполнение официальным Минском политических рекомендаций Евросоюза с перспективами развития экономических связей между Беларусью и ФРГ, традиционно удерживающейся в тройке лидеров наших торговых и
Не идет торговля
С начала года в экономике появились существенные отклонения: белорусский экспорт застыл на среднем уровне прошлого года, причем в стоимостном выражении. А, учитывая рост экспортных цен на 11%, можно говорить о сокращении физических объемов поставок на внешние рынки. По данным отечественного Минстата, в первом полугодии 2007 года товарооборот между Беларусью и Германией составил 1,513 млрд. долларов, — рост 18,5% к уровню
При всех ведущих экономических позициях Германии в Беларуси, страна находится в немецком экспорте на далеком
«Мы не совсем грамотно выстроили наши интересы в германском направлении, — считает экономист Леонид Заико. — Конечно, можно сказать, что сложившаяся ситуация не типична, поскольку была сделана крупная инвестиционная покупка — прокатный стан. Это так, но суть происходящего в том, что наш экспорт в Германию в этом году составляет всего 59% от уровня прошлого года».
В структуре экспортных поставок в ФРГ «сделанного в Беларуси» сохраняется дисбаланс не в пользу готовой продукции: по большей части мы отгружаем немцам продукты деревообработки, нефтехимии. Их доля в объеме белорусского экспорта в ФРГ (плюс точная механика и оптика, а также текстиль) составляет почти 70%. Причины банальны: несоответствие качества продукции стандартам, действующим в странах ЕС, европейским техническим характеристикам, нормам энергопотребления, экологическим параметрам… Кроме того, налицо рост внутренних и, соответственно, экспортных цен, что в сумме приводит к подрыву и без того шатких позиций белорусских предприятии на европейском рынке. Так, в результате уменьшения поставок нефти в Беларусь в начале года, наш экспорт второму по значимости торговому партнеру — Нидерландам — упал в два раза (по данным Министерства экономики, на долю России приходится 48,1% всего объема товарооборота, Нидерландов — 7%, Германии — 6,1%).
"Но, потеряв на этом направлении, следовало бы приостановить свои «импортные аппетиты», — считает Л.Заико. — Ведь мы стали вывозить из Германии в 36 раз больше циклических углеводородов, в 6 раз — металлоконструкций из черных металлов, в 3,5 раза — холодильников и морозильников. В 16,8 раз больше потрачено валюты на закупку сельхозтехники. Подготовка к аграрной битве только в январе обошлась в 23,5 млн. долларов. Стоимость одного закупленного прокатного стана — 81 млн. долларов. У немецких партнеров купили свыше сотни тракторов, каждый из которых стоил 159 тысяч долларов".
В общем, Беларусь нынче получает неожиданные торговые результаты, складывающиеся явно не в ее пользу. Заложенные диспропорции покупок и продаж скажутся на валютном рынке и обменном курсе. Исправлять положение с отрицательным торговым сальдо белорусские власти решили отказом от одной из традиционных статей импорта из Германии — закупки современной высокопроизводительной сельхозтехники. Со следующего года ввоз сельхозтехники в Беларусь, на закупку которой страна ежегодно тратит 200 млн. долларов, прекратится, объявил белорусский президент на ноябрьском семинаре руководящих работников в Минске. Как объяснил Лукашенко, «нам бы хотелось и дальше покупать импортную сельхозтехнику на сотни миллионов долларов. Но мы вложили миллионы долларов в отечественное производство, поэтому должны опираться на свою технику».
Немецкую бы энергию — да в белорусских целях
В этом году в белорусскую экономику вложено 236 млн. «немецких» евро. Здесь работает более 360 предприятий с немецким капиталом и более 80 представительств фирм ФРГ, то есть 10% иностранных компаний, которые в разных формах работают в Беларуси, — германские. Объем их средств в здешних основных фондах составляет почти 75 млн. долларов, а количество созданных рабочих мест колеблется в пределах 3 тысяч. Как правило, немецкий бизнес инвестирует в торговлю, лесопильные производства, автомобильную промышленность, разработку программных продуктов, охотно применяет толлинговые схемы в легкой промышленности.
В целом же из Европы в Беларусь идут не столько инвестиции, сколько кредиты, причем большей частью краткосрочные. За первое полугодие объем таких инвестиций из ФРГ составил 10,6 млн. долларов. Всего с 1992 года в рамках кредитных линий Германии под гарантии белорусского правительства получено более 550 млн. евро. Набирает обороты синдицированное кредитование немецкими банками. В минувшем году объем таких кредитов для Беларуси увеличился до 402 млн. долларов.
«Немецкие инвесторы должны активнее приходить на белорусский рынок», — призвал представителей германского бизнеса
«Поле для взаимовыгодного бизнеса у нас сегодня максимально широкое», — уверен А.Кобяков. — В новых условиях привлечение иностранных инвестиций приобретает особую актуальность" —
«И здесь мы готовы встречаться и разговаривать по самому широкому спектру инвестиционных вопросов. Мы сделаем все для улучшения инвестиционного климата в Беларуси», — пообещал Кобяков.
В качестве желаемых условий немцы называют увеличение предпринимательской свободы в Беларуси, обеспечение невмешательства государства в дела частных инвесторов, совершенствование таможенного законодательства, а в перспективе — приватизацию и либерализацию экономики. Хотя, как заметил председатель правления
Куда более радикально настроен начальник отдела стран СНГ Федерального министерства экономики Петер Лоренц: «Сначала реформы — потом сотрудничество», отрезал он на тех же Днях немецкой экономики, пояснив, что в Германии рыночная экономика, а значит никаким распоряжением «сверху» невозможно заставить работать то или иное предприятие, пока условия для бизнеса не станут более привлекательными.
На объективную необходимость для Беларуси активнее привлекать иностранные инвестиции для модернизации энергетической отрасли делал акцент и эксперт Германской консультативной группы экономических реформ в Беларуси (Берлин) Рикардо Джуччи, выступая на X Минском форуме, подчеркивая, что страна «находится еще в начале энергетического шока. Через месяц ожидается очередное повышение цен на газ — сразу на 60%» (сама Германия в этом году платила 240–250 долларов за 1 тыс. кубометров российского газа).
По оценке эксперта, к 2011 г цена на газ для Беларуси превысит планку в 200 долл. К этому времени потери экономики страны в результате энергетической встряски составят 1,7–2,4 млрд. долларов, «и это очень большие для белорусской экономики цифры».
«Новая энергетическая реальность, в которой цены на энергоресурсы приближаются к мировым, имеет серьезные последствия для платежного баланса Беларуси. Негативная динамика отрицательно скажется на валютном рынке и приведет к дисбалансу между спросом и предложением, оказывая давление на обменный курс белорусского рубля в сторону его понижения», — прогнозирует Р.Джуччи, считая, что возможности для увеличения своей энергетической эффективности у Беларуси значительны. «Необходимым условием является увеличение внутренних цен на энергоресурсы. Рост цен позволит обеспечить адекватный уровень рентабельности инвестиций в энергосберегающие проекты», — убежден он.
Внимание, внимание! Говорит Германия!
Депутат Бундестага
Приглашенный для участия в юбилейном Минском форуме заместитель главы федерального министерства иностранных дел ФРГ Гернот Эрлер в интервью БелаПАН также обрисовывал «сложное положение», в котором сегодня оказалась Беларусь, вынужденная «параллельно принимать множество решений».
«Отношения с Россией и экономическое партнерство осложнены действиями российского руководства в начале года. Возникает много вопросов. Идти ли европейским путем? Как сохранить стабильность в условиях назревания проблем в экономической и социальной областях? — обозначил сакраментальные вопросы замруководителя немецкого внешнеполитического ведомства. — Печальная роль Германии в белорусской истории предполагает нашу особую ответственность перед Беларусью. Сейчас, когда страна в непростой ситуации, мы предлагаем помощь в качестве партнера по переговорам. Мы сделали определенные наблюдения, у нас есть предложения в отношении того, как Беларуси можно продолжать развитие, но мы не намерены поучать или навязывать некий план действий. Здесь важен тесный диалог, такой как в рамках Минского форума, где общаются эксперты из разных стран».
По словам Г.Эрлера, в первой половине этого года ФРГ как председатель Совета Евросоюза уделила особое внимание укреплению Европейской политики добрососедства, «однако наряду со значимостью и эффективностью этой региональной политики растет наше сожаление от того, что по известным причинам формальное участие в ней Беларуси до сих пор невозможно. Мы опасаемся, что невозможность воспользоваться такими преимуществами этой политики, как сотрудничество и определенная интеграция, только усиливает изоляцию Беларуси. Германия заинтересована как раз в обратном, в улучшении ситуации в рамках известных 12 рекомендаций ЕС. Мы ищем пути продолжать диалог. Для этого в Минск приезжал
Полноценное участие в Европейской политики соседства, как известно, предполагает наличие продвинутых преференциальных торговых отношений и расширение финансовой и технической помощи со стороны Евросоюза.
"Мне кажется, — говорит замминистра иностранных дел Германии, — стоит еще раз обратить внимание на то, что Минску предстоит принять достаточно фундаментальное решение. Определенные ожидания белорусской стороны не оправдались, возможно, по причине восприятия отношений с Брюсселем на механическом уровне
Сравнивая уже в интервью российской «Правде» нынешнее состояние
Справка: С 2000 года в Беларуси действует Представительство немецкой экономики, являющееся частью всемирной сети немецких зарубежных торговых палат немецкого Союза
Помимо этого, более 10 лет представляет в Беларуси интересы своих членов
Немецко-белорусский
Анна Меркова