Вашингтон готов содействовать Астане в председательстве в ОБСЕ на 2010 год, но намерен при этом регулярно следить за «правильным поведением» Казахстана
В то время как руководство Казахстана активно ведет предварительную работу по подготовке к председательству в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе на 2010 год, Соединенные Штаты стремятся со своей стороны поближе за эту пару лет «подтащить» Астану к себе и политически, и экономически с тем, чтобы по максимуму использовать ее годичное главенство в ОБСЕ не только в европейских, но и своих собственных интересах.
Не секрет, что во многом кандидатура Казахстана в конечном итоге все же прошла на пост председателя этой международной структуры при поддержке США. Конечно же, огромное значение в проталкивании кандидатуры Астаны на саммите ОБСЕ в Мадриде сыграли страны СНГ, и особенно Россия. Но если бы американцы очень захотели заблокировать казахстанское председательство (что они исподволь делали до этого), то, скорее всего, никакие рекомендации постсоветских союзников Казахстану не помогли бы. Теперь, после того как Астана получила гарантии своего председательства на 2010 год, во многом под влиянием Соединенных Штатов, руководство ОБСЕ намерено пристально следить за тем, как будет себя вести Казахстан, какие меры предпринимать по тем пунктам в своей внутренней и внешней политике, по тем или иным причинам не очень устраивающие единую Европу и США, и насколько казахстанское руководство готово прислушиваться к советам «посторонних», которых оно еще много за эти два года услышит и из Брюсселя, и из Вашингтона.
Друзьям до всего есть дело
Одной из важных составляющих взаимоотношений между Казахстаном и Соединенными Штатами в последнее время призвано сыграть создание группы так называемых «друзей Казахстана» в американском конгрессе. Группа эта состоит из тех американских законодателей, которые по тем или иным причинам заинтересованы в развитии, прежде всего, экономических связей с этой центральноазиатской республикой, либо тех, кто хотел бы на этом поприще «примелькаться» в качестве влиятельных политиков с солидным международным опытом.
Во время визита в Вашингтон министра энергетики Казахстана господина Мынбаева ему представили на Капитолийском холме около 20 американских конгрессменов из группы «друзей» республики, а в конце прошлого месяца Астану посетила группа конгрессменов США во главе с Ником Рэхолом, председателем комитета по природным ресурсам палаты представителей.
В группу американских гостей входили конгрессмены Дарел Исса (штат Калифорния) - он особенно неравнодушен к развитию экономических связей со странами Азии, Чарльз Меланкон, Джон Линдер, Джек Кингстон и Рей Ляхуд. Американцы были приняты в Астане президентом Казахстана Назарбаевым, премьером Масимовым, представителями казахстанского мажилиса, которые заверили американскую сторону в сохранении курса на сотрудничество в политической и экономической сферах.
Между тем американские конгрессмены обычно никуда просто так, даже по «большой дружбе», не ездят, а всегда по окончании визитов пишут справки и оценочные бумаги и в Белый дом, и в госдепартамент, и в другие ведомства, занимающиеся внешней политикой Соединенных Штатов. Поэтому визит в Астану американских гостей во многом носил и ознакомительный характер о тех процессах, которые сегодня происходят в Казахстане.
Так, на высшем уровне американской делегации было заявлено и о приверженности Казахстана к ключевым положениям системы общеевропейского сотрудничества, а также о готовности республики сделать все возможное, чтобы в 2010 году успешно поработать председателем в ОБСЕ.
Между тем на сегодняшний день у членов американского конгресса (да еще тех, кто числится в группе «друзей» республики) никаких «указаний» сверху сдерживать Казахстан и куда-либо его не пускать, не значится. А соответственно, и диалог между Астаной и Вашингтоном на данном этапе идет куда откровеннее и дружелюбнее, чем это было, скажем, 3-4 года назад.
Надо также учесть, что для Соединенных Штатов председательство Казахстана в ОБСЕ - важный момент для осуществления собственных планов и проталкивания своих интересов. Если Астана действительно является настоящим другом Америки (а в этом американских конгрессменов убеждали на встречах в Астане все высокопоставленные казахстанские политики), то ее гарантированно будут ненавязчиво просить из Вашингтона продемонстрировать подобную «дружбу» не только на словах, но и на деле.
Любопытно, что проталкивали на пост председателя ОБСЕ Казахстана и российские представители, причем с тем же самым «шкурным интересом»: раз мы помогали вам добиться председательства, то в 2010 году Москва также рассчитывает на «дружественное» понимание российских просьб и напутствий в этой европейской структуре (с которой, как известно, у России стабильно складываются весьма специфические отношения).
Что намерена получить от ОБСЕ Астана?
Конечно, о подобных расчетах и планах ведущих мировых держав относительно будущего председательства Казахстана в ОБСЕ в Астане знают и к подобному «дружескому» давлению, наверное, готовы. Вместе с тем следует учесть тот факт, что Казахстан вряд ли рвался на пост руководителя ОБСЕ только для того, чтобы угодить на этом посту Москве, Вашингтону или Брюсселю.
Казахстан уже подготовил целый ряд своих предложений, на которые он намерен делать упор во время своего председательства в 2010 году, которые были недавно предложены на встрече в Хельсинки пятерки стран ОБСЕ, получивших право возглавлять эту структуру до 2011 года. Вместе с Казахстаном в эту пятерку входят Испания, Финляндия (нынешний председатель), Греция и Литва.
Среди этих вопросов, которые уже представил своим европейским коллегам министр иностранных дел Казахстана Марат Тажин, следует отметить предложение о создании некоего пояса безопасности вокруг Афганистана при участии ОБСЕ. Надо сказать, что проблема Афганистана усилиями американской дипломатии все больше становится общеевропейским делом, и пока есть общее понимание и в Брюсселе, и в Вашингтоне, что решать афганскую проблему можно и нужно только совместными усилиями.
Что касается Казахстана, то на него оказывается, прежде всего, усиленное политическое давление и со стороны США, и стран Евросоюза с тем, чтобы Астана как можно активнее участвовала в процессе восстановления экономики Афганистана и брала на себя определенные финансовые обязательства в этом плане. Хотя Казахстан с Афганистаном напрямую не граничит, тем не менее, эту непростую границу с ним имеют три соседние с Казахстаном центральноазиатские республики - Туркменистан, Узбекистан и Таджикистан.
В этой связи можно отметить, что если подобный «пояс безопасности» вокруг Афганистана усилиями стран ОБСЕ и Соединенных Штатов будет в конечном итоге создан, то та же Европа только выиграет от этого (прежде всего - сократится поток наркотиков, идущих сегодня из Афганистана на «старый континент» транзитом через Центральную Азию).
Подорваны тем самым окажутся и позиции талибов, которые на самой территории Афганистана еще далеко не разбиты, а с территории соседнего Пакистана они вполне в состоянии осуществлять свои военные рейды и серьезно дестабилизировать обстановку во всем регионе Передней Азии.
Помимо афганской проблематики, Казахстан планирует сделать одним из приоритетных направлений своего председательства ОБСЕ проблему охраны окружающей среды, развитие экономики стран континента с учетом существующих экологических норм, причем именно на эту сферу государства-члены Евросоюза готовы выделять к 2010 году значительные суммы.
Намерен Казахстан также собрать своего рода «полезные предложения и советы» от всех стран ОБСЕ, в осуществлении которых они были бы заинтересованы в 2010 году. Все эти предложения европейских стран будут изучены и приняты во внимание к моменту, когда Казахстан станет председателем этой организации.
К осени ситуация прояснится
Прошедшая встреча на уровне министров иностранных дел стран «европейской пятерки», председателей, ОБСЕ до 2011 года была лишь подготовительным мероприятием, а главные встречи в рамках руководства ОБСЕ намечены в той же финской столице Хельсинки осенью нынешнего года. Уже к этой встрече казахстанская сторона намеревается не только предложить какие-то конкретные направления своей планируемой деятельности на посту председателя, но и дать руководящим органам ОБСЕ информацию о том, как она реализует программу по устранению тех якобы существующих «недостатков», на которые Астане пеняли еще на саммите в Мадриде, и о которых ни в Вашингтоне, ни в Брюсселе забывать не намерены.
Здесь следует отметить, что в последнее время тон отношений со стороны Евросоюза и Соединенных Штатов с Казахстаном стал более доверительным и конструктивным. Каких-то злоключений Астане ни в Брюсселе, ни в Вашингтоне вроде бы ставить не планируется, но при этом нельзя забывать еще вот о чем.
Европейские комиссары, особенно с учетом гуманитарно-политической природы такой организации, как ОБСЕ, очень любят встречаться и общаться на тему демократии и прав человека не только с первыми лицами государств, но и с представителями оппозиции, разного рода недовольными тем, что происходит в их собственной стране. И в зависимости от того, что эти встречи с оппозиционерами и представителями покажут, настроения в руководстве ОБСЕ относительно Казахстана могут и измениться.
Речь идет, прежде всего, о том, что именно подобными «негосударственными» оценками ситуации в Казахстане могут руководствоваться еврокомиссары ближе к встрече ОБСЕ в Хельсинки, и не факт, что все эти оценки окажутся для Астаны приятными и приемлемыми.
Помимо этого, на Казахстан может быть оказано давление по вопросу прокладки новых трубопроводов из Центральной Азии в Европу. Не секрет, что ЕС активно лоббирует свои маршруты, которые идут мимо российской территории, и тот же проект Nabucco, на который делают ставку европейцы, как раз и рассчитан на участие в нем не только Туркменистана, но и Казахстана.
«Энергетический рычаг» для Европы - вообще самый эффективный «политический механизм» отношений с другими странами, поэтому Астане нужно быть уже сегодня готовой к тому, что поставки нефти и газа на «старый континент» могут стать той «разменной картой», за которую крепко будет держаться Брюссель в своих отношениях с Астаной.
Ну а насколько вся эта большая политика с энергетикой окажутся серьезным препятствием или наоборот - стимулом для определения позиций Казахстана в структурах ОБСЕ до 2010 года, покажет уже самое ближайшее будущее. И здесь приходится признать, что слишком глобализирован нынче окружающий Казахстан мир, чтобы Астане позволили за «просто так», только ради собственных интересов председательствовать в ОБСЕ без учета мнений и планов «старших товарищей по «большой Европе».
Юрий Сигов, Вашингтон