Предыдущая статья

В Москве прошла конференция по проблемам демократизации в России

Следующая статья
Поделиться
Оценка

Исполнилось пять лет с того дня, 25 октября 2003 года, когда был арестован глава самой успешной российской энергетической компании «ЮКОС» и, пожалуй, самый известный российский олигарх Михаил Ходорковский. Эпоха Путина в российской истории неразрывно будет связана с именем Ходорковского, а анализ становления путинского режима невозможен без понимания причин и следствий судьбы, постигшей опального олигарха.
К 5-летию ареста Ходорковского было приурочено проведение в Москве 24 октября конференции «Российские альтернативы» или, как их еще называют – Ходорковских чтений, уже третьих по счету за последних два года. Участники конференции обсуждали проблемы, с которыми России пришлось столкнуться на пути продвижения к демократии и перспективы на будущее. «Что ждет страну?», – так звучит тема чтений, организованных обществом «Мемориал», Институтом национального проекта «Общественный договор» и Фондом «Информатика для демократии».
По мнению участников чтений, арест Ходорковского стал поворотной точкой в постсоветском периоде развития России, после которой Кремль окончательно избрал авторитарный курс. По мнению одного из участников конференции, политолога Татьяны Ворожейкиной, в России была выстроена система власти, которая характеризуется такими признаками, как непубличный характер государственной власти, единство власти и собственности, отсутствие обратной связи между властью и обществом.
Известный социолог, руководитель «Левада-центра» Лев Гудков, ссылаясь на социологические исследования, отметил резкое понижение морального уровня общества и рост шовинистических настроений. Никогда раньше, утверждает социолог, не отмечалось такого высокого уровня негативной консолидации, ее главными формами стали фобии – антиамериканская, антинатовская, антигрузинская, антипольская, антиэстонская. Директор «Левада-центра» с грустью констатирует, что нынешнее поколение, сформировавшееся в России за последние 10-15 лет, практически потеряно для модернизации общества.
Между тем, Лев Гудков отметил также и резко возросшую критичность в российском обществе, но за отсутствием реальных механизмов независимого общественного мнения и возможностей для высказывания критики в адрес проводимой властями политики это явление остается феноменом привычной для советских времен «кухонной» критики.
В послании, направленном из тюрьмы Михаилом Ходорковским организаторам чтений, он указывает, что считает «абсолютно точным» выбор президентом России Медведевым «в качестве первоочередного приоритета восстановление независимой судебной системы и борьбу с коррупцией».
«Судебная система – это точка опоры в борьбе с нелояльными «силовиками», а с другой стороны – единственный способ поэтапной демократизации страны без революционных потрясений», – утверждает Ходорковский. А чтения, говорит он, могут помочь «найти на интеллектуальном уровне широкий консенсус в рядах оппозиции по некоторым первоочередным шагам, которые стоило бы сделать на пути демократизации России».
Для Ходорковского, по-прежнему, один из главных вопросов, может ли либеральная интеллигенция сотрудничать с властью. Экс-глава «ЮКОСа» отвечает на этот вопрос положительно. При этом он «с пониманием относится к людям, считающим невозможным для себя сотрудничество с нынешней государственной бюрократией». Тем не менее, Ходорковский считает «неверным априори осуждать и тех, кто идет на такие контакты или даже становится частью этого аппарата».
Главное, говорит он, «сумел ли человек в непростых условиях сохранить свою личную порядочность и позицию, диктуемую нашими общими ценностями».
Отдельной темой дискуссии стал вопрос, как повлияет нынешний мировой финансовый и экономический кризис на российское общество. То, что этот кризис будет иметь очистительные последствия для российской финансовой системы, говорит уже большинство авторитетных российских экспертов, к примеру, экс-премьер Егор Гайдар. А бывший советник президента Ельцина, Марк Урнов считает, что кризис может способствовать и проведению неотложных политических и социальных реформ в России.
Участники чтений разошлись в оценке масштаба воздействия мирового экономического кризиса на Россию. Бывший министр экономики, президент Фонда «Либеральная миссия» Евгений Ясин предсказывает, что действия властей будут осторожными и революционных потрясений не произойдет. Бывший же замминистра финансов Сергей Алексашенко нарисовал более тревожную картину. Он полагает, что кризис может растянуться на долгий срок и, в случае значительного увеличения инфляции приведет к нестабильности в обществе.
Заключительная часть Ходорковских чтений была посвящена проблеме перспектив демократии в России. Картина в целом была нарисована безрадостная. Некоторые участники отметили, что в России понятие демократии в значительной степени дискредитировано в массовом сознании в результате тяжелых реформ 90-х годов прошлого века.
И уж совсем на грустной ноте прозвучало выступление философа, одного из активных деятелей Союза правых сил Алексея Кара-Мурзы. «А нужна ли кому-нибудь в действительности в России демократия?», спросил он. Ведь по моим представлениям, заметил Кара-Мурза, значительная часть российских либералов, подобно Вольтеру в 18 веке, готовы ограничиться тем, что добились свободы лишь для себя самих.
Политолог Татьяна Ворожейкина полагает, что за спад демократических настроений несут ответственность и российские либералы. Она обвинила их в снобизме и народобоязни, что предопределило отсутствие единства между интеллигенцией и низовыми слоями народа. Именно поэтому не было создано альтернатив правящему режиму со стороны гражданского общества, но именно создание такой альтернативы становится самой главной задачей сегодняшнего дня, убеждена Татьяна Ворожейкина.
А известный российский правозащитник Сергей Ковалев отказывается признать поражение. Упадок же демократического процесса он объясняет морально-нравственным кризисом, который переживает сегодня весь мир. Правозащитник напомнил слова бывшего президента США Джимми Картера: «Я не смогу послать морскую пехоту, чтобы спасти узников совести в СССР, но я сделаю все остальное».

Аркадий Дубнов, политический аналитик