На состоявшемся 12 февраля заседании Постоянного совета Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе был достигнут консенсус по вопросу продления мандата миссии невооруженных военных наблюдателей ОБСЕ в Грузии до 30 июня.
Данное решение не затрагивает мандата миссии ОБСЕ в Грузии, который по-прежнему остается предметом напряженных переговоров между Россией и остальными странами-участницами Организации.
Как отметила ОБСЕ в своем венском заявлении, решение о продлении мандата невооруженных наблюдателей «не предрешает решений Постоянного совета по вопросу о дальнейшем присутствии ОБСЕ в Грузии».
По словам чиновника ОБСЕ, попросившего EurasiaNet не называть его имени, Россия проголосовала за продление мандата военных наблюдателей только получив заверения, что это решение никак не будет связано с текущими переговорами о судьбе миссии ОБСЕ в Грузии.
У ОБСЕ имеется 28 военных наблюдателей в Грузии, которые работают по двум отдельным мандатам.
Решение от 12 февраля касается 20 дополнительных военных наблюдателей, дислоцированных ОБСЕ в районах, прилегающих к Южной Осетии после августовской грузино-российской войны, чей мандат истекает 18 февраля.
Какая судьба ожидает оставшиеся восемь наблюдателей, которые в свое время были расквартированы на территории Южной Осетии с целью наблюдения за выполнением грузино-югоосетинского соглашения о прекращении огня от 1992 года, а в ходе недавнего конфликта эвакуированы в Тбилиси, пока неясно. Их мандат привязан к мандату миссии ОБСЕ в Грузии, вопрос о которой повис в воздухе после своего истечения 31 декабря прошлого года.
Теоретически, эти восемь наблюдателей сохранили свои мандаты на патрулирование определенных районов Южной Осетии, прежде находившихся под юрисдикцией совместных миротворческих сил в составе российских, грузинских и осетинских миротворцев. Однако после августовского конфликта югоосетинские власти резко ограничили свободу передвижения представителей миссии.
10 февраля по обвинению в «нарушении границы» сепаратистские ополченцы произвели кратковременное задержание двух наблюдателей ОБСЕ к югу от бывшей административной границы с Грузией – района, перешедшего сегодня под контроль Южной Осетии. По словам цхинвальских властей, на следующий день чуть не была задержана еще одна группа военных наблюдателей от ОБСЕ.
Хотя сепаратистская администрация сначала и назвала первый из этих двух инцидентов «недоразумением», министр иностранных дел Южной Осетии впоследствии обвинил наблюдателей ОБСЕ в нагнетании существующей напряженности «систематическими» нарушениями «государственной границы» сепаратистской республики. «Учитывая то, что в ближайшие дни завершается мандат миссии ОБСЕ в Грузии, то вчерашние [10 февраля] и сегодняшние [11 февраля] действия военных наблюдателей миссии ОБСЕ мы расцениваем как провокацию с их стороны для осложнения ситуации накануне женевских дискуссий по Грузии», – заявил Мурат Джиоев информационному агентству «Рес» 11 февраля.
Поддерживаемая Россией, Южная Осетия возражает против возвращения международных наблюдателей в Цхинвали до разрешения в свою пользу спора вокруг миссии ОБСЕ в Грузии.
Москва настаивает на изменении правового статуса офиса венской организации в югоосетинской столице Цхинвали. В результате Кремль заблокировал стандартную процедуру продления мандата миссии ОБСЕ в Грузии.
Доказывая, что Южная Осетия теперь является «независимым государством», Москва требует, чтобы цхинвальский офис был отделен от тбилисской штаб-квартиры миссии ОБСЕ с приданием ему отдельного мандата. Россия является единственным государством ОБСЕ, признавшим независимость Южной Осетии после августовской войны.
Стремясь найти выход из создавшегося тупика, действующий председатель ОБСЕ, Греция, выдвинула в январе предложение, которое частично отвечает требованиям Москвы и одновременно учитывает обеспокоенность Грузии, опасающейся, что изменение статуса могут юридически закрепить независимость Южной Осетии.
Однако расхождения по данному вопросу остались, и ничто пока не указывает на возможность достижения нового консенсуса.
21 января министр иностранных дел России Сергей Лавров положительно отозвался о предложении Греции, отметив, что они «идут в реалистичном направлении, учитывают ситуацию, которая сложилась де-факто и де-юре». Но как сообщили EurasiaNet официальные представители ОБСЕ, знакомые с сутью вопроса, Москва по-прежнему возражает против отдельных положений этого проекта.
В разговоре с EurasiaNet на прошлой неделе посол Грузии при ОБСЕ Виктор Долидзе назвал этот план «неплохим» и «обеспечивающим хорошую базу для дальнейших консультаций». Он, правда, предостерег против любых предложений, которые будут направлены на упразднение связи между цхинвальских офисом миссии ОБСЕ и ее тбилисской штаб-квартирой в нарушение территориальной целостности Грузии.
Действующий председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Греции Дора Бакояннис, должна была в четверг прибыть в Тбилиси для обсуждения означенного плана с грузинскими властями. Однако в последнюю минуту она отложила свой визит в связи с другими запланированными мероприятиями. По словам главы грузинского МИД Григола Вашадзе, визит может состояться в марте, а пока, как заверила его Бакояннис, она продолжит работать над проектом предложений.
Между тем подготовка к возможному свертыванию работы миссии ОБСЕ продолжается.
Как сообщил журналистам 11 февраля директор Центра ОБСЕ по предотвращению конфликтов Герберт Салбер, организация прорабатывает последние детали «плана по свертыванию работ», который может быть задействован «в любое время». Он также добавил, что с момента принятия решения о закрытии миссии Организации понадобится 3-5 месяцев на ее вывод из Грузии.
Закрытие миссии будет означать, что наблюдатели ОБСЕ больше не будут иметь доступа на территорию Южной Осетии, где Россия готовится разместить до 3600 своих военнослужащих.
Жан-Кристоф Пэк, независимый корреспондент из Вены, специализирующийся на освещении событий в странах Кавказа и Центральной Азии.