10 апреля 2009 года полковник в отставке Юдаков, имеющий 28 календарных лет выслуги, получил пенсию 8 800 рублей, а ведущий инженер КБ «Алмаз» Ярошенко с полной выслугой, не имея инвалидности и никаких пенсионных льгот, получила пенсию 8450. Такого «равенства» никогда не бывало в России.
Установленный военно-пенсионным законодательством и сложившийся на практике механизм индексации военных пенсий не в полной мере обеспечивает защиту военных пенсионеров от снижения их уровня жизни вследствие инфляционных процессов.
Пунктом «б» статьи 49 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 пенсии, назначаемые лицам, уволенным с военной службы, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих. Для исчисления им пенсии учитываются оклады по воинской должности и воинскому званию и процентная надбавка за выслугу лет, исчисленная из этих окладов. Все остальные надбавки и реальная стоимость продовольственного пайка не учитываются. Накопленный за 7 лет перед военными пенсионерами астрономический долг по продовольственному пайку в 180 млрд. рублей заморожен и ожидает решения Страсбургского суда или коллективных мощных протестов пенсионеров.
Реально проблема повышения доходов военнослужащих решалась, в основном, путём повышения установленных ранее дополнительных денежных выплат и установления новых дополнительных выплат, не включаемых в состав денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий военным пенсионерам, что отрицательно сказывалось и сказывается на уровне жизни пенсионеров (материалы ГД РФ , 07.06.2007 года). В 2009 году оклады двадцати процентов офицеров резко возросли и превысили в два раза облагаемые пенсионным начётом суммы. Пенсии при этом не увеличились ни на копейку.
Доля денежного довольствия, из которого исчисляется пенсия от общего денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, снизилась на момент увольнения по выслуге лет с 80% в 1985 – 1990 годах до 40% в 1995 – 2000 годах, до 30% - к 2007 году. Сейчас она составляет, по признанию председателя Комитета по обороне и безопасности Совфеда РФ Виктора Озерова, около 25% и продолжает падать (данные из материалов «Парламентских слушаний от 7.06.07г. и выступлений Озерова в 2008 году).
Правительство Российской Федерации приняло постановление №28 от 22 января 2007 года «О порядке пересмотра надбавок к пенсиям, повышений и увеличений пенсий лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу». В постановлении чётко прописано, что «индексация размера пенсии по старости, предусмотренного частью первой статьи 46 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходившем военную службу…», применяемого при исчислении размеров надбавок к пенсиям, повышений и увеличений пенсий лиц, проходивших военную службу и членов их семей, осуществляется в соответствии с коэффициентом и периодичностью индексации базовой части трудовой пенсии, определяемыми Правительством Российской Федерации. Финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего постановления, осуществлять в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных соответствующим федеральным органам исполнительной власти на пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу».
На коллегии Пенсионного фонда, 17 марта 2009 года глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова огласила прибавленные пенсионные проценты. Дополнительная индексация гражданских пенсий вызвана инфляцией, которая по самым оптимистичным прогнозам экономистов достигнет к концу года 14-15 процентов. Базовую пенсию будут индексировать дважды: 1 марта – на 8,7% и 1 декабря – на 31,4 %. Военные же пенсии запланировано увеличить только один раз, 1 августа 2009 года на 8,5%. Т.е., из-за инфляции военные пенсионеры в 2009 году станут получать на 7-8 процентов меньше. Те военные пенсионеры, которые доживут до 2010 года, получат прибавку на 7 процентов, а уж самые живучие в 2011 - 6,8% . Пенсионерам Советской Армии уже за семьдесят лет, и до «года благоденствия – 2020» им уже не дотянуть.
Между тем в утверждённой «Стратегии социального развития Вооружённых сил до 2020» года денежное довольствие офицеров и солдат-контрактников планируется поднять до уровня пяти лучших армий мира. Занимается военно-финансовой реформой советник министра Сердюкова Екатерина Приезжева.
Министерство обороны не выполняет возложенных на него обязанностей по разъяснению военным пенсионерам действующих и новых законодательных актов и даже преднамеренно осуществляет искажённое их толкования для занижения пенсий.
В первом и последующем вариантах принятого Федерального закона «О статусе военнослужащих…» 1993 года и 1998 г. (от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ) было прописано, что ежегодная выплата действующим офицерам и военным пенсионерам «на оздоровление» составляет 6 минимальных размеров оплаты труда: 6х100=600. Затем, в 2000 году приказом министра обороны, в нарушение закона, эта цифра была «заморожена», и сегодня при МРОТ = 2300 рублей пенсионеры по-прежнему получают эти же 600 рублей вместо 13 800 рублей.
На правовом поле представители органов социальной защиты МО и депутаты Комитета по обороне Госдумы РФ во главе с бывшим офицером Виктором Заварзиным выступают в качестве противоборствующей уволенным с военной службы гражданам стороны, поскольку принимают законы, издают приказы и выступают в судах против законных требований военных пенсионеров. Ограбление беззащитных людей во все времена называлось «мародёрством».
Чего стоит одно только заявление Куделиной в 2006 году о приоритете «Закона о бюджете» над основополагающими законами «О статусе…» и о «Пенсионном обеспечении….»
Верховным судом было принято Определение от 04.03.2005 года В04-8, в котором было подтверждено, что Федеральные законы о бюджете не порождают и не отменяют обязательств и поэтому не могут в качестве последующих законов изменять положения других Федеральных законов и тем более, лишать их юридической силы.
В течение десятилетней войны с министерством обороны военные пенсионеры многих городов и областей России (Калининграда, Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Саратова, Омска и др.) заставили через суд выплатить им долг за недоплату пенсий за период 1995 – 1998 годы.
Суд согласился с расчётом, представленным Военным комиссариатом г. Москвы, исходя из того, что на настоящий момент данные относительно пенсии истца по состоянию на 1995-1998 года у ответчика не сохранились.
Как показало последующее развитие событий, Военный комиссариат грубо обсчитал военных пенсионеров, выигравших дело в суде. Через 8 месяцев после суда, 18 октября 2007 года президент В.В. Путин вынужден был издать Указ № 1373 года, который обязывал министерство обороны произвести выплату этого долга всем военным пенсионерам, не получившим долг по решению суда с исчислением его по состоянию на 1 января 2008 года. Не активные военные пенсионеры по этому Указу получили суммы в 1,6 раза больше «пенсионеров – активистов», отвоевавших долг в судах. Конкретный полковник в отставке Олег У. с пункта управления Ставки ВГК получил по президентскому Указу 61 000 рублей, а его сослуживец в равной должности Александр Г.(по суду) – меньше 38.000 рублей при равных окладах и равной выслуге лет. По стране пострадали несколько десятков тысяч офицеров. Многие из них подали жалобу на имя министра обороны, но получили отписки чиновника 4-5 уровня Минобороны.
Сейчас и Минобороны и Минфин пытаются обосновать свои действия своим «имущественным положением, которое сильно пошатнулось в связи с финансовым кризисом». Как отметили в начале апреля 2009 года представители «правого фланга» «Единой России», «у нас между законами и реальностью существует непреодолимая пропасть, и людям остаётся только одно – жить не по законам, а по справедливости» («МК», 8.04.09г.). Остаётся надеяться, что к такому выводу не придут российские офицеры.
Справка:
11 марта 2008 года около 40 военных пенсионеров подали жалобу на имя Министра обороны РФ А. Э. Сердюкова с просьбой исправить неправомерные действия Военного комиссариата г. Москвы. Из приёмной Министра обороны наши жалобы были сначала направлены «для рассмотрения и ответа по существу поставленных в обращении вопросов в Департамент социальных гарантий Министерства обороны РФ». Категория «жалоба» была переквалифицирована в «обращение». 9.04.08 г. пришёл ответ от врио начальника Главного управления соцобеспечения Департамента социальных гарантий Министерства обороны Андрея Подковырова (№182/3/1/77426, тел. 696 00 73), который сообщил, что дать ответ поручено Финансово-экономическому управлению Московского военного округа. Мы ожидали, что следующий ответ придёт из гаражного или садового кооператива МВО. Но ответ пришёл от зам. командующего войсками Московского округа - начальника управления А. Иванова. Смысл ответа: «Чего вы дёргаетесь? Так решил Президент РФ, обозначив в своём Указе, что пенсионеры, получившие доплату по решению суда, права на получение единовременной доплаты к пенсии по Указу не имеют».
Но мы и не требуем вторичной доплаты. Мы требуем, чтобы военкоматы вернули нам ту сумму, на которую нас преднамеренно обсчитали, обманув мировых судей. Возможно В.В. Путину своевременно не объяснили, какие последствия несёт формулировка его Указа. В регионах (Омске, Липецке, Твери и др.) последствия этой формулировки для военных пенсионеров оказались катастрофическими. Например, в г. Липецке Правобережный районный суд в лице судьи Москалёвой И.В. присудил взыскать с военного комиссариата Липецкой области в пользу истца, подполковника в отставке Налётова Ю.Ф. вместо заявленных истцом 24 136 рублей (расчёт проведен по методике Мосгорвоенкомата) сумму всего в 3192 рубля. Ещё меньшая сумма выплат (1972, 48 руб.) была определена судьёй И.В. Москалёвой подполковнику в отставке Савосину Александру Михайловичу.
В Москве подполковники в отставке при равных исходных данных получили больше 30 000 рублей. В городе Омске вдовам пенсионеров, получающим пенсии Министерства обороны не выплачивают долг по той причине, что их мужья умерли до 2007 года и они, якобы не являются наследницами своих мужей по данной статье. Московские и санкт-петербургские вдовы уже получили по 20-30 тысяч рублей за своих умерших, даже в 1991 году, мужей.
Президент России Дмитрий Медведев не раз повторял в своих публичных выступлениях фразу из римского права: «Равным равное!», но в России правовой и ведомственный беспредел продолжается. От того, что Дмитрий Медведев по 4-5 раз за короткое выступление повторяет слово «право», беззаконие и грабёж военных пенсионеров не прекращаются.
Роберт Быков, полковник Генштаба в отставке, вице-президент Академии по проблемам гражданской безопасности