Решение конфликтов на Южном Кавказе отложено в

Решение конфликтов на Южном Кавказе отложено в

Решение конфликтов на Южном Кавказе отложено в

Международная кризисная группа (МКГ) планирует на этой неделе опубликовать отчет о военной ситуации в Грузии. Об этом сообщил недавно назначенный глава Кавказского проекта МКГ Лоренс Шитс. По его словам, в докладе найдут отражение все аспекты происходящих в Грузии событий, начиная от политических до этнических. Документ содержит хронологию событий, анализ последствий войны как для самой Грузии, так и для Южного Кавказа, России и в целом Европы.
Впрочем, в детали Лоренс вдаваться не стал, сославшись на то, что, пока отчет не опубликован, он не имеет права комментировать его. Правда, по другим вопросам он любезно поделился с «Зеркалом» своим мнением. Для небольшой справки отметим, что Л.Шитс ранее занимал пост главы московского бюро Национального общественного радио (NPR) США, а также работал корреспондентом по Кавказу агентства Reuters.
Шитс имеет довольно богатый опыт работы в конфликтных регионах. Будучи журналистом, он освещал события практически во всех уголках Южного и Северного Кавказа. Достаточно близко знаком с карабахским, абхазским, югоосетинским и чеченским конфликтами.

- Вам, наверное, повезло, а впрочем, может быть, и нет, что пришлось приступить к выполнению новых обязанностей в таких «горячих» условиях. Каковы ваши первые ощущения?

- Ну, что тут сказать. Действительно, к работе пришлось приступить в очень насыщенной обстановке. Вы, наверное, знаете про ухудшение транспортно-коммуникационных условий в Грузии. Дороги постоянно блокируются. Соединяющий Восточную и Западную Грузию мост взорвали, а это еще более усугубило экономическую обстановку в стране. Одним словом, картина усложнилась до предела.

- Судя по сообщениям средств массовой информации, чем дальше, тем больше накаляются страсти вокруг ситуации в Грузии. Поговаривают даже, что противостояние между Грузией и Россией может скоро спровоцировать и «третью мировую». А как, по-вашему, подобная угроза существует?

- Предвидеть последствия этого конфликта очень сложно. Конечно, хотелось бы верить, что ситуация изменится в лучшую сторону. Не хочу казаться пессимистом, однако на сегодняшний день пока что ясно одно - Россия не выполняет свои обязательства, и, судя по всему, не собирается выводить свои войска из Грузии, как она это обещала ранее. И все же, несмотря на всю трагичность происходящего, считаю маловероятным начало «третьей мировой».

- Исходя из поведения России, можно сделать вывод, что она готова пойти на любые действия, вплоть до масштабной войны на всем Южном Кавказе, лишь бы только укрепить свои позиции в регионе и не дать возможности НАТО расширяться на Восток. Как вы думаете, может ли «пожар» перекинуться на остальные конфликты Южного Кавказа?

- В данный момент я исключаю такой поворот событий, хотя не могу с уверенностью то же самое сказать про завтрашний день. Однако что меня удерживает от подобной мысли, так это то, что, кроме Грузии, остальные страны Южного Кавказа не стремятся в НАТО, а значит, демонстрируя более или менее лояльную позицию в отношении России, они не станут идти вразрез с ее интересами.
Другое дело, что военный конфликт в Грузии, даже находясь на сегодняшней стадии, может привести к куда более глобальным последствиям, чем в рамках одного Южного Кавказа. Ведь нынешняя Россия - это далеко не та страна, которую мы знали 10 лет тому назад. Скажем так, комплекс экономической и политической неполноценности России, наблюдаемый у нее раньше, ныне уже сменился на жесткие амбиции. Конечно, эти амбиции у нее имелись всегда. Но теперь, когда она экономически окрепла и уже считает себя способной поставить в энергетическую зависимость чуть ли не всю Европу, амбициозный аппетит России резко возрос. Очевидно, тут еще сыграли свою роль события с признанием частью международного сообщества независимости Косово, исходя из которых она, видимо, сделала для себя кое-какие выводы. Думаю, что грузино-российский военный кризис будет иметь далеко ведущие геополитические последствия.

- Означает ли это, что урегулирование конфликтов на территории Южного Кавказа, включая карабахский, отложено в «долгий ящик»?

- Начну с того, что в переговорном процессе всех трех конфликтов - абхазского, югоосетинского и карабахского - за последнее время никакого серьезного прогресса мы не наблюдали. Но, тем не менее, определенное оживление было налицо. Налаживались контакты между сторонами конфликта, но затем они ухудшались.
Далее, в первых двух конфликтах Россия очень часто занимала неконструктивную позицию, чем в свою очередь влияла на непризнанные республики Абхазии и Южной Осетии. Что касается карабахского конфликта, то тут совсем другая динамика. В отличие от остальных конфликтов, где единственным посредником является Россия, в переговорном процессе по карабахской проблеме таковых несколько. Естественно, можно сказать, что российские акции в Грузии намного усложнили процесс урегулирования конфликтов на Южном Кавказе. Даже гипотетически теперь уже сложно будет представить их решение.

- Ожидается ли в ближайшей перспективе опубликование отчетов касательно карабахского конфликта в контексте последних событий в Грузии и их влияния на процесс урегулирования?

- Нет. Пока все наши ресурсы направлены на ситуацию в Грузии. Так что подобных отчетов в ближайшем будущем не ожидается.

- Азербайджан имеет такую же проблему оккупированных территорий, как и Грузия. Как бы вы оценили позицию официального Баку в отношении происходящего в Грузии?

- Мне трудно комментировать этот вопрос, поскольку я совсем недавно приступил к своим новым обязанностям. Но одно уж точно могу сказать - Азербайджан ведет себя очень осторожно.

Дж.Байрамова

Оценить статью
(0)