Доколе копья ломать?

Доколе копья ломать?

Доколе копья ломать?

На протяжении последних недель самые популярные слова на Южном Кавказе - аннексия, суверенитет, Южная Осетия, ну и иже с ними. Народ вроде негодует, СМИ бурлят, политики предоставляют элегантные комментарии. Но что дальше? Да ничего, в реальности-то народ безмолвствует. Вернее, его «безмолвствуют», то есть не слышат те, до кого пытаются достучаться.
Вот свежайший пример. Михаилу Саакашвили, подставленному всеми и со всех сторон (чья вина?), путь на сентябрьское обсуждение ЕС грузино-южноосетинского вопроса оказался заказан. О чем это говорит? Только об одном - европейскому бомонду буквально (пусть неэтично и неэстетично звучит высказывание) наплевать на то, что думают грузины. Может, в Европе сомневаются, способны ли вообще думать на Кавказе? Как представляется, все значительно прозаичнее - европейцам нужно было всего лишь принять очередное геополитическое решение в собственных интересах.
Новая ситуация для нашего (только ли для нашего) региона? И разве сегодня началось все это? То бишь неслышимость гласа народа... Когда Верховный Совет союзных держав в 1920 г. признал независимость трех южнокавказских стран, США оказались в числе не признавших. Вот почему, интересно? Да только потому, что в тот период Вашингтон, не получивший желаемый кусочек от нарезаемого Великобританией «османского пирога», оказался обиженным на Лондон и поспешил к сближению с Лениным. Но и это ладно. Когда в Баку устанавливалась советская власть, хоть кто-то из признавших поддержал АДР? Да нет, конечно же, зачем? К тому времени уже строился новый миропорядок сквозь взаимопонимание с ленинской Россией. Ну а что в итоге? Да, в сущности, ничего особенного: нефть Абшерона из-под британской курации перешла в ведение Петрограда, а независимый вроде Азербайджан оказался в самом «свободолюбивом» союзе - СССР. Народ же так, не в счет.
А что азербайджанский народ оказался «в счет» в трагическом 1990-м? Разве, кроме азербайджанцев, нашлись хотя бы человек десять, не побоявшихся назвать вещи своими именами? Да за исключением величавого голоса Мирзы Хазара, шедшего ради правды на открытый конфликт с редакцией «супердемократической» радиостанции «Свобода», русских интеллигентов Станислава Говорухина (статья в «Московских новостях») и ведущего популярной телепрограммы «7 дней» Александра Тихомирова, никто по горячим следам не донес хотя бы минимальную часть правды о санкционированном Михаилом Горбачевым расстреле собственного народа (если память мне не изменяет, после сюжета А.Тихомирова передача «7 дней» канула в Лету).
Ну еще чуть позже неправительственная организация «Щит», состоявшая из отставных офицеров армии СССР, провела собственное объективное расследование январской бойни. А «великий Горби»? Ему было совестно? Стыдно? Как бы не так, даже наоборот. «Браво, Горби» - стоя скандировал весь «суперцивилизованный» мир, посчитав именно его достойным получения Нобелевской премии мира в черном для нашего народа 1990-м! Нонсенс? Исключено - правила планетарной игры.
А Азербайджан 1992-1994 гг.? За океаном г-ном Гоблом был выдвинут план территориальной рокировки между Арменией и Азербайджаном. Все эти земли - исконно азербайджанские, но не в этом суть. Идея возникла абсолютно не для реализации интересов Баку или Еревана, нося в целом антироссийский характер. В итоге активизация России и последовавшая трагедия Ходжалы. А потом и утеря Азербайджаном других районов, не имеющих отношения к Нагорному Карабаху. Таким образом, «план Гобла» приказал долго жить, зато появился российско-армянский «пояс безопасности» от возможной реанимации exchangeевских идей с берегов Потомака, однако... за счет азербайджанских беженцев, жизни мирных людей.
Но разве это было впервой? Да уж нет! Первым пропагандистом данного злополучного плана являлся не кто иной, как академик Андрей Сахаров (использовался «втемную» или нет - другой вопрос), вдруг срочно приехавший в конце 1988 г. в Южно-Кавказский регион. Вроде как мирить армян и азербайджанцев. А в реальности им был предложен все тот же земельный exchange или, говоря иными словами, он аккуратно лоббировал проатлантистское решение в преддверие развала СССР. И что последовало на этом фоне? Правильно - партия азербайджанских беженцев, смертей и утеря наших исконных земель.
Но и это не было началом, правда? Был ведь еще 1948-й...Окончилась вторая мировая война. Аппетиты Советов - неимоверны. И уже вслед за возникшей полусоциалистической Европой (не дожили, однако, до этого мгновения Троцкий с Лениным) щупальца Москвы тянутся к Турции. Вроде чуть-чуть - и вожделенный Стамбул-Константинополь в лоне России. А предлог какой? Да беспроблемный - там-де исконные земли армян, нужно «восстановить справедливость» и «вернуть» Армении Ардаган, Карс и т.д.(как-будто не Ленин и Ко помогали Ататюрку овладевать теми территориями...) Но как содействовать многострадальному армянскому народу? Не вопрос - азербайджанский фактор-то никто не убирал. И готов сценарий. Советская Армения объявляется основным центром мирового армянства, вслед за чем провозглашается этап репатриации армян со всего мира. Где жить армянским пришельцам? Это же элементарно, Ватсон, - на землях азербайджанцев. И одним росчерком пера «Хозяина» азербайджанские труженики-земледельцы из Армении (почти 200 тыс.) оказываются в Азербайджане. Правда, США не допустили в тот период утери Турции, и Анкара мягко влилась в натовскую семью. Но азербайджанцы-то на родные земли не вернулись...
Вот вспоминается сегодня все это (да разве только это, а 1920-1923 гг.?) и задаешься вопросом - что за претензии к мировому сообществу раздаются по поводу событий вокруг Грузии? К кому обращения? Перед кем бисер-то мечется? Перед теми, кто фактически узаконил оккупацию азербайджанских земель? Можно услышать в ответ: «А резолюции ООН?» Да, конечно, бумага все терпит. Но разве они, резолюции, сыграли? А соседа-агрессора официально так кто-то нарек, например, та же Грузия, которую наш народ сегодня пытается защитить?
Но это далеко не означает, что и мы молча должны наблюдать за происходящим. Отнюдь. Другое дело, что вряд ли голоса общественности будут слышны теми, к кому они обращены. Потому что глас народа - за пределами слышимости мобильников мирового бомонда. Он - вне зоны их досягаемости, так как ими улавливается лишь запах нефтяных и газовых месторождений - при любом строе и при любой власти. Поэтому никому до народа нет и не будет дела. Ни до азербайджанского, ни до грузинского, да и не до армянского. Ни до палестинских арабов, ни до евреев, хочет кто с этим соглашаться или нет. И даже ни до косовских албанцев. А то вдруг на полном серьезе в разных электоратах чуть не слезно утверждалось, что США поддержали в Европе ислам в лице косоваров. Будто не Дж.Буш в 2005-м утверждал об «исламском радикализме, воинствующем джихадизме или исламофашизме».
А для обманутого М.Саакашвили, с опущенной головой убегавшего в Гори от приближающихся звуков, атака на Цхинвали оказалась аналогом мертворожденного «плана Гобла», за которым последовал очередной «пояс безопасности». Правда, может, молодой и когда-то перспективный президент поверил в «сказочные» слова официального представителя Госдепа США Шона Маккормака, оброненные им после все той же эйфории Приштины: косовская модель-де, являясь «особым, уникальным случаем... не может служить прецедентом при урегулировании ситуаций в других частях мира, будь то Абхазия, Южная Осетия или Ближний Восток».
Запах природных богатств... Он одурманивает, становясь наркозависимостью для всякого рода «семерок», СБ, ЕС и т.д. Не случайно ведь поговаривают, что выдающийся Тургут Озал после получения информации об отсутствии на территории Турции нефти и даже перспектив ее возникновения, воздев руки к небу, произнес: «Слава Аллаху. Придется надеяться только на себя».

Теймур Атаев, политолог (teymur-ogtay@rambler.ru)

Оценить статью
(0)