Убийство Магомеда Евлоева, одного из лидеров ингушской оппозиции, произошедшее в прошлое воскресенье при обстоятельствах, делающих его едва ли не демонстративным, может стать катализатором новой вспышки насилия на Кавказе. Местные власти сделали все, чтобы избавить от легальной оппозиции, «зачистить» политическое поле, сыграв на руку вооруженному радикально-религиозному подполью. При этом, по мнению некоторых наблюдателей, они сделали это не столько «с подачи сверху», сколько «по его примеру» - то есть так же, как избавился от политической оппозиции, а затем разрубил Гордиев узел грузино-российских отношений сам Кремль - максимально демонстративно и жестко. При этом они сделали Москву не всесильным диктатором, а заложником своей кадровой политики и стратегии на самоизоляцию. Ну, а тот факт, что на убийство Евлоева никак не отреагировали (возможно, под давлением Кремля) его соратники по легальной ингушской оппозиции - это такой «дополнительный приз» для амира Магаса - заместителя главы Кавказского эмирата Доки Умарова и лидера местных моджахедов. Ему теперь сам Бог велел указывать населению, что единственный способ оппонировать кремлевским назначенцам - автомат, а единственная альтернатива коррупции и произволу - эмират.
Выгоду от убийства журналиста и оппозиционного деятеля Магомеда Евлоева ...
37-летний Магомед Евлоев, бывший зампрокурора города Малгобек, получил известность в 2001 году, открыв сайт «Ингушетия.ру», где размещал материалы, содержание которых шло активно в противоречие с официальной точкой зрения властей на большинство проблем маленькой республики. Сама по себе история Ингушетии со времени ее выхода из состава «двуглавой» советской республики в связи с выходом Чечни из состава России (Ингушетия решила остаться), очень необычна и в то же время симптоматична. Единственная из российских регионов, эта республика воевала с другим регионом (Северной Осетией), причем на стороне ее оппонентов участвовали федеральные войска. Будучи тылом федеральной группировки, воевавшей в Чечне, Ингушетия стала тылом и для сепаратистов, за 14 лет плавно перешедших от лозунгов националистов к религиозному экстремизму. Теперь же, на фоне вполне «замиренной» Чечни, «невоюющая» Ингушетия выглядит куда менее предпочтительно с точки зрения контроля властей и обеспечения безопасности. Достаточно сказать, что ее президент Мурат Зязиков, судя по косвенным данным, выплачивал боевикам выкуп за своих родственников, похищенных ими из-под носа у вооруженной охраны, а ночью почти каждый день неизвестные нападают на военных и милиционеров.
...получат лишь радикально настроенные круги - джамааты моджахедов, ведущие непримиримую войну против России на Северном Кавказе
На этом фоне сайт «Ингушетия.ру» стал главным рупором политической оппозиции президенту Зязикову, прямому назначенцу Кремля и генералу ФСБ. В своем противостоянии с ним Евлоев не ограничивался лишь журналистской деятельностью, при помощи своего сайта он организовывал демонстрации, митинги. Борясь с ним, лидеры Ингушетии старались намекнуть, что оппозиционеры льют воду на мельницу боевиков и Запада, заинтересованных в дестабилизации положения в этом российском регионе и свержении преданных Москве властей.
Вот как описывает ситуацию в республике российский журналист и специалист по Кавказу Юлия Латынина: «Дело не просто в том, что в республике почти каждый день обстреливают или убивают, или сжигают дома тех, кто служит Зязикову. Дело в том, что этим людям никто не приходит на помощь.
Боевики ворвались в дом вице-премьера Башира Аушева, курирующего силовой блок, Аушев убежал, дом сожгли. Никто не помог. Обстреляли из гранатометов и подожгли дом советника президента Рашида Оздоева. Никто не помог. В селе Яндаре напали на дом братьев Курсаевых - все трое братьев служат в органах, двое в МВД, один в Госнаркоконтроле. Братья звали на помощь, никто не пришел, спустя несколько дней боевики пришли снова, сожгли пустой дом, забрали машины.
Это уже третья, терминальная стадия. Сначала президент Зязиков не ходил на соболезнования к милиционерам, убитым боевиками. Потом теракты стали скрывать: расстреляли в Карабулаке омоновца, разгонявшего митинг, власти сказали: самоубийство; обстреляли из гранатометов дом премьера - дело завели по статье «хулиганство». Теперь их долбят из гранатометов или врываются в дома, и - тишина. Вы представьте себе самочувствие ингуша, который вырывал ногти у других ингушей ради президента Зязикова и знает, что когда к нему в дом придут боевики, то никто ему не поможет.
Это не война, потому что нет второй - сопротивляющейся - стороны. Местные палачи не любят подставлять свои головы, спасая коллег, а московский «Вымпел» сдан в аренду: его послали в Хасавюрт».
В этих условиях легальная оппозиция постоянно апеллировала к Кремлю, чтобы он сменил руководителя республики, предлагая на место генерала ФСБ другого, боевого генерала - бывшего президента Ингушетии Руслана Аушева. Недавно его сторонникам при активной поддержке Евлоева удалось даже собрать 80 тысяч подписей в поддержку этой рокировки и принести их в администрацию президента Медведева. Еще 25 тысяч подписей власти республики перехватили, утверждая при этом, что и остальные - подделка. Для республики с населением 468,9 тысячи подписи 105 тысяч - это более чем серьезно. По подсчетам другого оппозиционного лидера, Магомеда Хазбиева, подписанты - это примерно 70% всех избирателей Ингушетии, а если бы «сегодня были выборы президента республики, за Аушева проголосовали бы 99,9% избирателей».
Отдельно и упорно власти боролись против сайта «Ингушетия.ру», на который завели дело по обвинению в экстремизме, после чего его редактор Роза Мальсагова(сам Евлоев с недавнего времени был только его владельцем) попросила политического убежища во Франции. Впрочем, закрыть сайт российские власти - ни прокуратура, ни суд - не могли, так как физически он зарегистрирован в США.
Однако, с началом войны России и Грузии политический климат изменился - «проискам Запада» теперь дается вооруженный ответ. Возможно, получив такую неофициальную «отмашку», президент Зязиков и решил больше не церемониться с оппозицией, демонстрирующей явное личное неуважение к его персоне.
В итоге получилось то, что получилось. Прибывшего в Ингушетию на одном самолете с президентом (и даже в одном бизнес-классе) оппозиционера вооруженные сотрудники правоохранительных органов посадили в свою машину для проведения допроса по уголовному делу, возбужденному даже не против него (!). После этого за кортежем милицейских машин вдогонку отправились сторонники и родственники Евлоева, но ошиблись машиной и задержали не тот автомобиль, где везли его, а другой - с личными охранниками министра внутренних дел Муссы Медова, которых начали бить. В это время другой автомобиль, где и находился оппозиционер, то ли оставил у больницы, то ли все-таки привез в нее тяжело раненого Евлоева. Спасти человека с простреленными насквозь висками врачи, естественно, не смогли.
Вот как это описывает Латынина: «По прилете Зязиков покинул самолет; через некоторое время в салон зашли вооруженные люди и спросили: «Кто Евлоев?». «Я», - ответил Магомед. Его вывели и усадили в одну из машин. Встречавшие Евлоева родичи и единомышленники, в том числе Магомед Хазбиев и Макшарип Аушев, бросились за колонной машин, но та разделилась. Друзья Евлоева погнались не за той частью колонны. Возле Назрани им удалось нагнать и отсечь от колонны две бронированных «Волги». Они вытащили из них личных охранников главы МВД Ингушетии Мусы Медова, побили их, забрали удостоверения и оружие. Пока охранников били, те кричали: «На нас нет крови». Хазбиев и Аушев решили, что речь идет о предыдущих убийствах, которые совершали в республике «эскадроны смерти».
Теперь они думают, что в это время Евлоев был уже убит выстрелом в висок: тело его было выброшено на дорогу около больницы. Реакция на убийство одного из самых заметных людей, составляющих легальную оппозицию президенту Зязикову, была предсказуемой: клятвы отомстить и многотысячный митинг, на котором выкрикивались самые разные призывы - от отставки Зязикова до требований признания независимости Ингушетии, как Россия признала независимость Южной Осетии. Уж не к Грузии ли, интересно, Ингушетия присоединится?».
Другие источники описывают это несколько иначе. «КоммерсантЪ» со ссылкой на друга и соратника Евлоева, Магомеда Хазбиева, рассказывает, что «к самолету подкатила еще одна кавалькада бронированных авто - два «уазика» и четыре «Волги», причем среди приехавших на них был и сам глава МВД Муса Медов. «Увидев спускающегося по трапу Магомеда Евлоева, милиционеры набросились на него и поволокли в «уазик», - пишет издание. - Затем события стали развиваться как в остросюжетном боевике. По данным «Ъ», из зала ожидания аэровокзала на помощь к господину Евлоеву, расталкивая аэропортовскую охрану и выламывая стеклянные двери, бросились родственники и друзья. Однако вызволить оппозиционера они не успели. Милиционеры, выпустив под ноги бросившихся к ним людей несколько автоматных очередей, затолкали в один из бронированных «уазиков» задержанного и дали по газам. При этом милицейский кортеж поехал не к парадным воротам, которые снаружи уже заблокировали сторонники оппозиции, а по запасному маршруту». Убегая от оппозиционеров кортеж сумел запутать преследователей, разделившись «на две колонны: одна направилась налево, в сторону станицы Троицкой, а вторая - к трассе «Кавказ», по направлению к Назрани». Дальнейшее в целом повторяет слова Латыниной: «Сторонники господина Евлоева решили, что его повезут в назрановский изолятор и помчались за второй колонной. По словам господина Хазбиева, у поворота на Назрань возле Экажевского круга они сумели догнать милицейскую колонну и тараном отсечь от нее две «Волги». Но господина Евлоева в них не оказалось. Оппозиционеры выволокли из машин милиционеров, избили их и отобрали табельное оружие и удостоверения. По словам господина Хазбиева, испуганные милиционеры кричали: «На нас нет крови, мы не виноваты...» «Мы тогда не поняли, о какой крови они говорят, думали, что речь идет о прежних жертвах силовиков. А оказалась, что речь шла об убитом уже в машине Магомеде».
Правда, по данным Хазбиева, Евлоева убили еще в аэропорту, а не по дороге, как гласит официальная версия. Вкратце она выглядит так: «Господин Евлоев был задержан в момент, когда сошел с трапа самолета, прилетевшего из Москвы. В ходе проведения мероприятий по этапированию господин Евлоев попытался выхватить автомат у одного из сотрудников правоохранительных органов Ингушетии. В результате завязавшейся потасовки задержанный был ранен в голову и доставлен в больницу. Там он скончался от полученных ранений». Вскоре выяснилось, и в связи с каким делом Евлоева хотели насильно привести на допрос. Две недели назад у дома начальника контрольного управления администрации президента Ингушетии Залимхана Хаутиева произошел взрыв, после которого якобы ему звонил Евлоев и сказал, что знает, кто заказал чиновника. Вполне естественно, что прибыть на допрос сразу находившийся долгое время во Франции оппозиционер не мог, но, по версии следствия, охранники президента уведомили правоохранительные органы относительно того, что он находится в самолете с Зязиковым, после чего были подписаны бумаги о насильственном приводе Евлоева в прокуратуру.
Что касается самого убийства, то его официальные власти описывают примерно так. С предохранителей оружие милиционеры сняли, когда увидели, что толпа сторонников Евлоева пытается его освободить, а выстрел произошел после того, как оппозиционер на заднем сидении схватился за автомат милиционера, а другой повернувшись, с переднего кресла, случайно нажал на курок. Родственники погибшего уже примерно установили лиц, сидевших в машине, хотя ни их имен, ни подразделений никто не обнародовал. Родные оппозиционера заявили о том, что объявляют предполагаемым убийцам Евлоева кровную месть, а главную ответственность возложили на главу МВД Медова, которого теперь, видимо, официально планируют убить. Объявление об этом было также размещено на сайте «Ингушетия.ру».
«Сейчас у нашей семьи нет возможности рассчитаться с министром Медовым. Но я в любом случае буду мстить ему, потому что считаю его организатором убийства сына. Но в первую очередь я предъявлю претензии непосредственному исполнителю, которого мы скоро установим»,- сказал на следующий день после гибели сына отец убитого Яхъя Евлоев. Впрочем, сказать это легче, чем сделать. Против двоих соратников Евлоева- Магомеда Хазбиева и Макшарипа Аушева, отрезавших часть кортежа и избивавших министерских охранников, уже заведены уголовные дела, а само заявление о кровной мести - это уже повод для уголовного преследования.
Похороны оппозиционера стали новой политической демонстрацией. Сотни людей парализовали центр крупнейшего города Ингушетии - Назрани, но на следующий день были разогнаны вооруженными милиционерами. «После убийства Магомеда Евлоева легальная ингушская оппозиция оказалась в том же положении, что и Михаил Саакашвили, когда тяжелая артиллерия начала сносить грузинские села, мстя за Цхинвали. Не ответить - утратить кредит доверия. Ответить - вызвать сокрушительный удар, - пишет Юлия Латынина. - То, что происходит сейчас в Ингушетии, вполне может кончиться новым Андижаном, после которого легальная оппозиция президенту Зязикову в республике будет уничтожена, а каждый человек, у которого убили родственника, будет точно знать, что к закону апеллировать бесполезно. Властям республики такое положение только на руку. Москва в данном случае является заложником этих властей».
По ее мнению, «российская модель власти устроена так, что властям можно все - от самых обычных вещей типа коррупции до таких экзотических, как потеря контроля над территорией республики», в условиях чего «возмущение народа при этом приравнивается к бунту и считается оскорблением Кремля» и «преступниками в этой модели являются не те, кто берет взятки и попустительствует убийствам. А те, кто возмущается поведением властей». Поэтому, даже не получив у Москвы санкций на расправу, Зязиков может рассчитывать на ее защиту, после чего «Москва и Кремль становятся заложниками президента Зязикова. Нет ничего такого, что бы он не мог сделать - а Москва не была бы вынуждена одобрить».
Вполне естественно, что всем этим немедленно воспользуются боевики. Сайт сепаратистов «Кавказ-центр» с удовлетворением сообщает о том, что остальные лидеры легальной ингушской оппозиции молчат в связи со смертью Евлоева и теряют, таким образом, доверие со стороны протестной части населения. «...Остающиеся еще в живых лидеры антизязиковской оппозиции выступили с заявлением в связи с тем, что Руслан Аушев и другие ингушские «авторитеты» не прореагировали на убийство Магомеда Евлоева, несмотря на то что их призывали приехать в Назрань и «сказать свое слово», - пишет сайт. Сложно представить себе, почему упомянутые политики молчат в такой важный момент. Единственное, что могло бы их вынудить к этому - прямое давление сверху.
А «Кавказ-центр» цитирует заявление митинговавших: «Мы обращались к вам ранее с просьбой приехать в республику в эти трудные для народа дни. Ни один из вас более или менее видных деятелей и политиков за редким исключением не приехали к своему народу, когда он так нуждался в вашей поддержке. Вчера на митинге звучали фамилии Билана Хамчиева, Башира Кодзоева, Мухарбека Аушева, Микаила Гуцериева, Руслана Аушева об их отношении к происходящему. Мы задаемся вопросом: неужели вы испугались или молчите в угоду своих политических интересов? Никто из вас, в том числе и депутат ГД от Ингушетии Билан Хамчиев, не соизволил выразить свою официальную точку зрения. Мы осуждаем ваше молчание и воспринимаем его как молчаливое соучастие ко всему происходящему. Относительно Руслана Аушева мы заявляем: отзываем все подписи, которые мы подавали в его поддержку в адрес президента России. Он нас предал в трудную минуту. Даже не соизволил выразить соболезнование семье убитого хотя бы по телефону». Завтра, когда вполне вероятно родственники Евлоева исполнят свое мщение, то дальше дорога им будет только одна - в джамаат Магаса. Зачистка политического пространства Кавказа от легальной оппозиции выгодна именно радикалам, а также тем, кто с ними борется, доказывая, что новые боевики появляются не от произвола властей, а от происков Запада.
Вот только никаких происков не нужно, если собственные правоохранительные органы начинают относиться к народу, как оккупанты - уверены российские либералы. Боевики же, как обычно, просто вновь и вновь напоминают о том, что говорили с самого начала - все беды от России, и после убийства Евлоева тем в Ингушетии, кто так не считает, будет трудно возразить.
Масуд Алимов