Сегодня в Кремле сколько угодно могут утверждать, что после военного разгрома «крошечной» Грузии весь мир должен будет считаться с Россией. На волне великодержавного шовинизма по поводу восстановления «величия» России обыватель, естественно, будет чествовать медведево-путинский тандем. Однако более глубокий анализ происходящего свидетельствует, что Россия оказалась в проигрыше от этой агрессии даже больше, чем Грузия.
По сути даже сегодня трудно понять, какие цели ставила перед собой Москва. Ведь заявления о том, что Россия «спасала осетин от геноцида» отметаются сразу, хотя бы потому, что они в устах путинской России, уничтожившей только в Чечне около 100 тысяч собственных мирных граждан, звучат кощунственно.
Если верить российской официальной пропаганде, то получается, что Москва против расширения НАТО на Восток, появления американских ПРО у собственных границ, она заинтересована в том, чтобы и далее играть ведущую роль в обеспечении энергоресурсами Европы, что дает ей возможность влиять на формирование политики своих западных партнеров, в возвращении Южного Кавказа в зону собственного влияния. И, наконец, для России жизненно важно сохранение высоких цен на нефть и газ, контроля над маршрутами их транспортировки на мировые рынки и, как следствие, рост экономики.
А на деле получилось, что Россия повела себя, как и следовало ожидать, по-медвежьи. И, как следствие, реальная отдача от всей этой авантюры свелась к тому, что Россия продемонстрировала всему миру, что она тоже может действовать без оглядки на международное право...
Во-первых, Москве так и не удалось вернуть Грузию в «лоно братских народов и государств», сплоченных вокруг России, и, скорее всего, уже никогда не удастся. А ведь все могло быть совсем не так.
В сложившейся ситуации у России было два варианта эффективного продолжения противостояния вокруг Грузии. Первый: войти в Южную Осетию, остановиться и требовать выполнения от Грузии ранее заключенных соглашений. В этом случае Россия одержала бы не только полную дипломатическую победу, но и еще имела бы неплохие перспективы формирования в Грузии хотя бы относительно пророссийской власти и, как следствие - приостановления расширения НАТО на Восток. Кроме того, вопрос статуса Южной Осетии и Абхазии стал бы дополнительным козырем в руках Москвы в торге с любым грузинским руководством.
Но Россия не остановилась, стала бомбить грузинские города вне Южной Осетии и Абхазии, оккупировала часть этих территорий. В последующем уже, скорее всего, по инерции Россия пошла еще дальше и признала независимость Южной Осетии и Абхазии, решила разместить на территории этих субъектов Грузии собственные войска. С точки зрения международного права эти войска будут считаться оккупационными, так как международное сообщество не собирается признавать независимость Южной Осетии и Абхазии.
В итоге сложилась следующая ситуация: сегодня выступить с пророссийскими заявлениями в Грузии для любого политика означает совершить политическое харакири. Но это не самая большая беда для России. Грузия ушла безвозвратно в лоно НАТО, и не факт, что без Южной Осетии и Абхазии.
На Западе еще больше утвердились в необходимости ускоренной интеграции Грузии и Украины в НАТО. Как и ожидалось, накануне США не поддержали предложение России ввести эмбарго на поставки оружия в Грузию, сообщает радио «Свобода». Соответствующий проект резолюции Россия ранее внесла на рассмотрение Совета Безопасности ООН.
США не раз, причем устами госсекретаря Кондолизы Райс, заявляли, что не понимают, с какой целью Россия разрушает военную и гражданскую инфраструктуру Грузии. Ведь заявлялось, что США вместе с союзниками восстановят все, причем в десятикратном размере.
Далее, Россия перестала выполнять миротворческую миссию в зоне конфликта. Эти функции перешли Евросоюзу и ОБСЕ, что полностью лишает Москву возможности влиять на политику официального Тбилиси.
Кроме того, оккупация Абхазии и Южной Осетии Россией дает полное право Грузии пригласить в страну иностранные военные силы для предотвращения возможной агрессии. Ведь действия России по размещению своих баз в Абхазии и Южной Осетии лишены всякой политической логики, так как Москва сама возложила на Евросоюз обязательства по обеспечению мира и неприменению силы в зоне конфликта.
И, наконец, не факт, что России удастся аннексировать территории этих субъектов Грузии, особенно Абхазии. Проблема заключается в том, что по ходу переговоров, которые начнутся в Женеве после 15 октября, Запад будет настаивать на возвращении всех грузинских беженцев в Абхазию и Южную Осетию. В данном вопросе у России уж очень слабая позиция. Последний этап этнических чисток как в Абхазии, так и Южной Осетии был произведен, в лучшем случае, при молчаливом согласии России и под гарантией ее вооруженных сил.
Весь фокус заключается в том, что в случае возвращения всех беженцев в Абхазию она станет вторым грузинским государством. А это вряд ли отвечает интересам России.
И в Южной Осетии ситуация не так однозначна, как пытается представить Москва. Дело в том, что часть осетин и сегодня ориентирована на Грузию. Поэтому еще непонятно, как изменится соотношение сил после возвращения всех грузинских беженцев.
Именно поэтому Россия пытается не допустить присутствия Евросоюза в Южной Осетии и Абхазии. А ЕС считает, что наблюдатели от Евросоюза должны быть размещены на территории Южной Осетии и Абхазии, сообщило агентство Франс Пресс со ссылкой на заявление верховного представителя ЕС по общей внешней политике и безопасности Хавьера Соланы. По словам еврокомиссара, миссия ЕС в Грузии «должна быть развернута исходя из соображений о том, что она должна быть развернута везде».
Таким образом Солана отреагировал на сделанное в среду заявление главы МИД РФ Сергея Лаврова о том, что дополнительные международные наблюдатели будут размещены вокруг Южной Осетии и Абхазии, а не в этих республиках. Лавров сказал, что на территории Абхазии и Южной Осетии продолжают работать наблюдатели ООН и ОБСЕ в том количестве, в котором они там пребывали до 7 августа этого года.
По словам российского министра, мандат наблюдателей ООН и ОБСЕ в Абхазии и Южной Осетии подлежит согласованию с Сухуми и Цхинвали.
Второй вариант: Россия могла, как говорится, довести дело до конца. Захватить Тбилиси, привести к власти в Грузии свою марионетку и так реально решить проблему контроля над маршрутами транспортировки энергоресурсов, возвращения региона в сферу собственного влияния и расширения НАТО на Восток.
Однако в этом случае России угрожала полная международная изоляция. Но если нет ресурсов выдержать полную международную изоляцию, не надо было так сильно «рыпаться».
Во-вторых, по экономике России уже нанесены и еще будут наноситься чувствительные удары. В течение месяца цены на нефть упали со 147 долларов за баррель до 100. Никак не удается остановить обвал российского рынка ценных бумаг. Уровень капитализации ведущих российских компаний упал в два раза. Падение вызвано активным выводом средств из России западными фондами и началом сильных продаж российскими игроками, отмечают аналитики.
Снижение интереса иностранных инвесторов к российскому рынку вызвано рядом причин, в частности, критикой властей в адрес отдельных крупных российских компаний, а также событиями вокруг Южной Осетии. По сути президент России сам признает, что обвал российского рынка спровоцирован со стороны США. «США «подставили» весь мир, спровоцировав кризис на мировом финансовом рынке», - заявил Дмитрий Медведев, беседуя с главой Федеральной службы по финансовым рынкам Владимиром Миловидовым. «Мы не можем изменить ситуацию на американском рынке, пусть американцы сами разбираются в своей ипотечной системе. Хотя, если говорить по-простому, они, конечно, подставили почти всех», - передает слова Медведева РИА «Новости».
Ранее Медведев уже не раз упрекал США в том, что они спровоцировали мировой финансовый кризис. В частности, президент России обращал внимание на резкое падение курса доллара, назвав американский доллар «международной проблемой».
По мнению президента России, несмотря на ипотечный кризис в США и Западной Европе, российский фондовый рынок сможет справиться со всеми сложностями и вернуться к уровням начала года. Как выше отмечено, российский рынок отреагировал на это заявление президента очередным обвалом.
А как же?! Неужели Медведев думал, что США оставят без заслуженного наказания «выходку» России в Грузии?! Ведь все серьезные аналитики отмечали, что высокие цены на энергоносители также в свое время были спровоцированы со стороны Запада, и прежде всего США, чтобы замедлить экономическую экспансию Китая, то есть совпали интересы. Однако Россия, «разжирев» на дармовых нефтедолларах, попыталась «проучить» весь мир, и прежде всего США. Вот и наступила расплата. Те начали играть на понижение. В этой ситуации больше других выиграл Китай.
Кроме того, несмотря на обещания Кремля о том, что Москва готова выполнять все обязательства по поставкам энергоресурсов перед своими партнерами, на Западе еще четче осознали необходимость избавления от российской энергетической зависимости - с одной стороны, диверсификацией маршрутов, а с другой, - развитием атомной энергетики. Ведь трезвомыслящие экономисты не раз заявляли, что России необходимо в течение лет 15-20 вести себя «тише воды и ниже травы» и не ввязываться ни в какие конфликты, чтобы экономически дойти хотя бы до уровня той же Португалии или же Испании.
В-третьих, признав независимость Южной Осетии и Абхазии, Россия подложила мину замедленного действия под собственную территориальную целостность. Да, Россия в течение последних 15 лет активно использовала территориальные конфликты на постсоветском пространстве для усиления влияния и давления на новые независимые государства. Однако публичная позиция Москвы была в достаточной степени четкой и последовательной. Россия выступала за территориальную целостность всех государств и обвиняла США в разрушении существующей международно-правовой системы в связи с односторонним признанием независимости Косово.
Наверное, уповая на нынешнюю силу центральной власти, Россия решилась пойти по американскому пути. Хотя надо было помнить, что еще недавно в самой России были сильны центробежные тенденции. И их удалось подавить опять же с молчаливого согласия Запада посредством силовых операций, причем с массовым нарушением элементарных прав человека, особенно в Чечне.
А сегодня, признав независимость провинций Грузии, Россия обнадежила собственных сепаратистов. «Сепаратистами» The New York Times называет Республику Татарстан, которая, по мнению издания, является очагом бурного развития экономики в сердце России, нефтяные месторождения и политическая стабильность которого притягивают инвесторов. Южная Осетия, в отличие от Татарстана, нищая приграничная область Грузии, истерзанная войной. Но между двумя областями есть кое-что общее: после распада СССР и там, и здесь стали развиваться сепаратистские движения. И когда две недели назад президент России официально признал самопровозглашенные Южную Осетию и Абхазию независимыми государствами, активисты в Казани, столице Татарстана, взяли это на заметку, отмечает издание.
Ассоциация националистических организаций «Всетатарский общественный центр» поспешила опубликовать обращение, в котором говорится, что «впервые в новейшей истории Россия признает государственную независимость своих же подданных», и выражаются горячие чаяния, что очередь за Татарстаном. Авторы этого документа сами знают, что эти заявления чересчур оптимистичны: одним из заметных достижений Владимира Путина на президентском посту, позднее переданных Медведеву, было подавление сепаратизма. Движения татар находятся в наибольшем упадке за последние 20 лет.
Директор программы изучения Кавказа в International Crisis Group Лоренс Скотт Шитс полагает, что Москва «в долгосрочной перспективе, возможно, сама себе подписала смертный приговор. В данный момент это абстракция, но спустя 20 лет ситуация будет менее абстрактной».
Сходные тенденции появились и в Башкортостане (Башкирии), крупном нефтехимическом центре, где этнические башкиры составляют около 30% населения. Маленькая организация «Кук Буре», ратующая за обязательное изучение башкирского языка в государственных школах, выпустила манифест, в котором Москва обвиняется в «двойных стандартах», в нем говорится, что она поддерживает народы типа абхазов и осетин, но политическую платформу башкирских организаций игнорирует.
Шаг России может также оживить движения на северо-западном Кавказе, где в начале 1990-х некоторые организации призывали к автономии или отделению от России, говорит Чарльз Кинг, профессор международных отношений и государственного управления в Джорджтаунском университете. Эти призывы утихли после того, как к власти пришел Путин.
Но мало кто так внимательно наблюдал за событиями в Абхазии, как родственный абхазам народ - черкесы. Многие черкесы и теперь живут в России, в республиках: Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия и Адыгея. Подавляющее большинство проживают за пределами России, но все же вспоминают о Кавказе как о своей родине.
«Они в восторге, - говорит профессор Кинг, автор книги «Призрак свободы: история Кавказа». - Их кузены обрели независимость. Они воспринимают этот факт как крупное событие, чреватое реальными последствиями для России».
Р.Миркадыров