Тирасполь готов к возобновлению переговоров с Кишиневом. Игорь Смирнов распорядился подготовить все необходимое для скорой личной встречи с главой молдавского государства Владимиром Ворониным. Эта информация была распространена 17 сентября. «Москва постаралась», - прокомментировали новость посетители интернет-форумов.
С чем связана активность Москвы?
Официальный Кремль всегда заявлял о поддержке целостности и неделимости Молдовы. Даже после того как в последнюю минуту не был подписан меморандум Козака. Даже когда Госдума принимала решение, процитированное Смирновым в статье. Другое дело, что в течение долгих лет российская политика явно кренилась в сторону Тирасполя. Приднестровье, хоть и непризнанное, чувствовало мощную поддержку великой державы.
Но миром сменяются войны. «Ледниковый период» в отношениях между Кишиневом и Москвой прошел, началось потепление отношений. Нужно сказать, здесь обе стороны проявили большую политическую волю и сделали шаг навстречу друг другу. Результатом возобновления прямых контактов между лидерами двух государств и челночной дипломатии бывшего посла РФ в РМ Юрия Зубакова стала первая за неполные семь лет встреча Владимира Воронина с Игорем Смирновым в апреле 2008-го. Несмотря на то, что, как утверждают аналитики, она ощутимых изменений в затормозивший переговорный процесс не внесла, новый виток в приднестровском урегулировании все же наметился. Как говорится, лиха беда начало.
Хотя Москва заметно активировала свои усилия еще до трагических августовских событий в Цхинвале, осетино-грузинская война и последовавшее за ней признание Южной Осетии и Абхазии подтолкнули Россию к еще более энергичным действиям. Накануне подписания знаменательного указа Дмитрий Медведев встретился в Сочи с главой молдавского государства, а 5 сентября принял в Москве Игоря Смирнова. После визита в Кремль Смирнов объявил, что Приднестровье снимает мораторий на переговоры с Кишиневом, объявленный 12 августа в связи с тем, что Молдова не выступила с резким осуждением грузинского руководства, развязавшего бессмысленную бойню.
После Южной Осетии хлопоты российского руководства по наведению мостов между Кишиневом и Тирасполем многие связывают с желанием России продемонстрировать миру свое умение решать территориальные конфликты полюбовно. Даже если это и так, то все равно нам на руку. Не исключено, что если в начале «диких девяностых» наличие территориального конфликта и образование сепаратистского региона кому-то было выгодно и с правой стороны Днестра, и с левой, и каким-то российским кругам, то сегодня ситуация меняется. России нужно не только политическое влияние, но и спокойствие, которого неурегулированный конфликт дать не может. Он всегда будет оставаться красной тряпкой для националистов всех мастей и фишкой в геополитических играх. Нынешние власти Молдовы гарантируют неприменение силы, но они не вечны. Рано или поздно произойдет смена политических элит во всех странах, участвующих в урегулировании. И кто может сказать сегодня, что будет завтра?
Однако активность Москвы кое-кого, выражаясь языком тинейджеров, сегодня «напрягает». Молдавские оппозиционеры, например, упрекают и официальную Россию, и власти Молдовы в нетранспарентности действий. Выступая по каналу PRO-TV, Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ в РМ Валерий Кузьмин не стал делать хорошую мину при плохой игре, заявив, что действительно, не все карты раскрыты, так как переговорщики опасаются срыва процесса. Кузьмин подтвердил, что сейчас созданы благоприятные условия для окончательного урегулирования, но что этот этап сейчас только начинается.
Военная тайна?
Завеса секретности в этом вопросе породила массу догадок и слухов. Масла в огонь подлила московская газета «Коммерсантъ», опубликовав 4 сентября статью «Москва хочет показать на примере Приднестровья, что может решать конфликты миром». «У России уже есть план действий на приднестровском направлении, элементами которого как раз и являлись встречи президента Медведева с господами Ворониным и Смирновым», - пишут авторы публикаций, по данным которых молдавский президент и тираспольский лидер сначала должны провести двухстороннюю встречу, а затем уже в присутствии Дмитрия Медведева подписать совместное заявление об основных принципах урегулирования. Сегодня об этом документе, которого в глаза никто не видел, говорят как о свершившемся факте. «Между Ворониным, Медведевым и Смирновым существует так называемый формат «2+1», который после событий в Грузии немного настораживает», - утверждает, например, молдавский политический аналитик Раду Врабие. Однако «союз трех» - блеф, считает министр реинтеграции Молдовы Василий Шова. «Такую проблему в тайном сговоре разрешить невозможно, - сказал он в интервью «НМ». - Вопрос о достижении договоренностей по окончательному урегулированию в обязательном порядке будет рассматриваться в Парламенте Республики Молдова. Туда нужно войти с соответствующими наработками и документами, которые должны выйти из соответствующего переговорного формата. А этот формат - 5+2. Рабочие консультации могут проходить в различных форматах, как это было и раньше. Но механизм закрепления этих договоренностей лежит в пятистороннем формате».
В поисках компромисса
В августе министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил, что в основу урегулирования будет положен все тот же «меморандум Козака», не подписанный в 2003 году. Однако уже 3 сентября в интервью радиостанции «Свободная Европа» премьер-министр РМ Зинаида Гречаная заявила: «В настоящем формате урегулирования приднестровского вопроса такой план неприемлем. Некоторые пункты этого плана надо пересматривать». По словам Гречаной, урегулирование конфликта на основе федеративного или конфедеративного устройства государства исключено. «Молдова должна остаться унитарным государством с широкими полномочиями для Приднестровья, - считает политический аналитик Раду Врабие. - Но нам нужен такой план, чтобы объединенное государство могло работать самостоятельно, что не было предусмотрено «меморандумом Козака».
Тирасполь по-другому смотрит на этот документ. «С нашей стороны заявлений официальных лиц о неприемлемости «меморандума Козака» не было, - говорит глава внешнеполитического ведомства Приднестровья Валерий Ястребчак. - У нас позиция следующая: этот документ представлял собой наш предельный компромисс с молдавской стороной. С тех пор прошло пять лет, за которые позиции сторон еще больше отдалились. Поэтому меморандум уже требует определенной корректировки. Я не вижу оснований для того, чтобы мы шли на еще большие уступки».
Понятное дело, две такие разные точки зрения «в одну телегу впрясть не можно». Но если не «меморандум Козака», не «план Ющенко», положенный в основу принятого Парламентом РМ в 2005 г. Закона об основных принципах статуса Приднестровского региона (с чем, кстати, Тирасполь не согласен), - что тогда?
Выступая в телеэфире канала PRO-TV, российский посол Валерий Кузьмин сказал, что еще только приехав сюда около года тому назад, он узнал, что существует не менее восьмидесяти восьми вариантов урегулирования и придумать восемьдесят девятый было бы почти невозможно. Кузьмин высказал предположение, что различные позитивные элементы различных «планов» могут быть использованы в выработке конечной формулы урегулирования, отметив, в частности, что такие элементы имеются и в «меморандуме Козака», и в «плане Ющенко», и в «пакетном плане», который, если угодно, можно было бы назвать «планом В.Н.Воронина».
По информации агентства НИКА-пресс, опубликованной на официальном приднестровском сайте «Ольвия-пресс», к работе над неким планом (который, правда, в сообщении не носит имени конкретного лица) вроде бы приложили руку эксперты ЕС. Якобы, ссылается агентство на источники в молдавских политических кругах, в этом документе предусмотрена квота из восемнадцати приднестровских депутатов в Парламенте РМ, право Левобережья на выход из состава реинтегрированного государства, а также двухлетнее присутствие на территории бывшей ПМР российского военного контингента. Не исключено, что это очередной блеф, потому что два последних пункта никак не согласуются с позицией Молдовы. Именно эти моменты, как объясняли впоследствии молдавские власти, стали причиной неподписания пять лет назад «меморандума Козака». «Ни один президент или депутат, считающий себя патриотом, не позволит армии другого государства оставаться на территории РМ», - считает политический аналитик Валерий Гаврилица.
Но заметим, если действительно существует некий пакет предложений, в разработке которого участвуют европейские эксперты, и если этот пакет и есть тот самый «план Воронина», значит Россия и ЕС в плане урегулирования конфликта двигаются в одном направлении. Пусть даже сегодня есть расхождения в некоторых моментах.
Миротворцы
Среди расхождений - наличие на территории Молдовы российских миротворцев. Уже несколько лет муссируется вопрос об их замене на европейских наблюдателей. Но Россия против. И Приднестровье тоже. 17 сентября спикер парламента непризнанного государства Евгений Шевчук сделал очередное такое заявление. «Российское военное присутствие в регионе необходимо сохранять, - настаивает и глава МИД региона Валерий Ястрембчук. - Причем как миротворческое, так и в виде оперативной группировки российских войск. Считаем, что необходимо договорно-правовое оформление этого присутствия и образование на территории Приднестровья стационарной российской военной базы. Мы приветствовали бы и увеличение численности миротворческого контингента РФ». «На определенный период присутствие российского контингента обязательно, - вторит ему источник из международной корпорации «Прорыв». - Смена формы не будет воспринята нашим населением. Оно просто не выпустит российскую армию. Более того, миротворческий контингент РФ в качестве гаранта безопасности должен быть включен в договор между Кишиневом и Тирасполем. Наше население европейский контингент не воспримет. У всех еще на слуху пример Косово, где миротворцы поддерживали албанскую сторону. Да и вообще, на нашей территории еще слишком сильны советские пропагандистские клише. Еще совсем недавно НАТО и Евросоюз в сознании населения шли, так сказать, в одном пакете».
Как будет решен этот вопрос - пока неизвестно. Молдова своих требований по выводу российских войск официально не снимала. Во время недавнего визита в Брюссель главы МИДЕИ Андрея Стратана, Генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер подтвердил уважение Североатлантического союза к нейтральному статусу Молдовы и призвал иностранные государства вывести свои войска с территории республики.
Пока никто никуда не идет.
17 сентября Приднестровье объявило о своей готовности начать переговоры с Молдовой. А Игорь Смирнов распорядился подготовить материалы и документы для встречи с президентом Владимиром Ворониным. Как реагируют на происходящее в Кишиневе и Тирасполе? Об этом - в следующий раз.
Юлия Семенова (Юдович).