Бывшая преподавательница суданского университета объявила сексуальную забастовку в попытке положить конец раздирающей страну 19-летней гражданской войне. "Женщины решили, что, лишив своих мужчин физической любви, они смогут заставить их заключить мир, - и это сработало", - сказала Самира Ахмед. В интервью Daily Telegraph она объяснила, каким образом действовали жительницы Южного Судана, чтобы остановить войну, несущую гибель их детям.
По-арабски движение называется "аль-хаир", что означает "отказ от сексуальных отношений". Начало ему положили двадцать представительниц двух племен, лу и джекани, которые находились в самом эпицентре боевых действий. Теперь движение подхвачено тысячами женщин, утверждает г-жа Ахмед.
"Я ненавижу войну", - говорит она в тихом предместье Хартума, в изысканно-узорчатом одеянии, край которого покрывает темноволосую голову, привлекая внимание к сильно подведенным глазам. На шее - затейливое ожерелье из серебра, на руках - тяжелые серебряные кольца и браслеты. Дочь первого суданского управляющего компании Shell, бывшая преподавательница университета, она вела привилегированную жизнь, и сама это знает. "Когда я была маленькой, казалось, юг находится далеко-далеко, и только учась в университете, встретив там южан, подружившись с ними, я стала понимать, как Судану необходим мир".
Сама она могла бы действовать, как посол мира на правительственном уровне, но женщинам из разоренных войной деревень надо еще найти способ заставить себя услышать. Отсюда и идея специфической женской забастовки, позаимствованная из комедии Аристофана "Лисистрата". Там героиня, разгневанная войной, придумывает пикантный способ - лишив мужчин любви, принудить их прекратить войну.
В отличие от древней Греции, подобная попытка женщин оказать политическое влияние в исламском Судане затрагивает деликатную тему, поскольку представляет собой вызов мусульманскому положению о праве мужа на исполнение супружеских обязанностей. Именно поэтому, говорит г-жа Ахмед, движение не получило должного освещения на севере Судана, где заседает правительство. "У нас в Судане женщины мягкие, - говорит она. - Большинство никогда не противоречит мужчинам, но мы влиятельны, особенно за кулисами, и хотим пользоваться своим влиянием".
Гражданская война разразилась в 1983 г., когда, стремясь отвоевать права для преимущественно языческого и христианского Юга, мятежники восстали против правительства Севера, где представлено преимущественно арабско-мусульманское население. Г-жа Ахмед участвовала в политической деятельности, в частности побуждая жительниц Южного Судана решать практические проблемы использования земли и воды. Это принесло свои плоды, говорит она, голоса женщин было услышаны. Она также помогает тем представительницам массового женского движения, которые намерены добиться устройства школ для девочек, улучшения социально-экономических условий, обеспечения прав женщин и детей. Судан пока еще не ратифицировал конвенцию ООН против дискриминации женщин.
Проблемы похищения невест, использования детей в качестве солдат и жестокого обращения с женщинами тревожат даже сейчас, в период прекращения огня. Свою роль в движении суданских лисистрат г-жа Ахмед оценивает как "долг, а не честь". "Это мой долг перед всеми этими женщинами, которые бьются, чтобы вырастить детей в стране, разоренной войной".
По-арабски движение называется "аль-хаир", что означает "отказ от сексуальных отношений". Начало ему положили двадцать представительниц двух племен, лу и джекани, которые находились в самом эпицентре боевых действий. Теперь движение подхвачено тысячами женщин, утверждает г-жа Ахмед.
"Я ненавижу войну", - говорит она в тихом предместье Хартума, в изысканно-узорчатом одеянии, край которого покрывает темноволосую голову, привлекая внимание к сильно подведенным глазам. На шее - затейливое ожерелье из серебра, на руках - тяжелые серебряные кольца и браслеты. Дочь первого суданского управляющего компании Shell, бывшая преподавательница университета, она вела привилегированную жизнь, и сама это знает. "Когда я была маленькой, казалось, юг находится далеко-далеко, и только учась в университете, встретив там южан, подружившись с ними, я стала понимать, как Судану необходим мир".
Сама она могла бы действовать, как посол мира на правительственном уровне, но женщинам из разоренных войной деревень надо еще найти способ заставить себя услышать. Отсюда и идея специфической женской забастовки, позаимствованная из комедии Аристофана "Лисистрата". Там героиня, разгневанная войной, придумывает пикантный способ - лишив мужчин любви, принудить их прекратить войну.
В отличие от древней Греции, подобная попытка женщин оказать политическое влияние в исламском Судане затрагивает деликатную тему, поскольку представляет собой вызов мусульманскому положению о праве мужа на исполнение супружеских обязанностей. Именно поэтому, говорит г-жа Ахмед, движение не получило должного освещения на севере Судана, где заседает правительство. "У нас в Судане женщины мягкие, - говорит она. - Большинство никогда не противоречит мужчинам, но мы влиятельны, особенно за кулисами, и хотим пользоваться своим влиянием".
Гражданская война разразилась в 1983 г., когда, стремясь отвоевать права для преимущественно языческого и христианского Юга, мятежники восстали против правительства Севера, где представлено преимущественно арабско-мусульманское население. Г-жа Ахмед участвовала в политической деятельности, в частности побуждая жительниц Южного Судана решать практические проблемы использования земли и воды. Это принесло свои плоды, говорит она, голоса женщин было услышаны. Она также помогает тем представительницам массового женского движения, которые намерены добиться устройства школ для девочек, улучшения социально-экономических условий, обеспечения прав женщин и детей. Судан пока еще не ратифицировал конвенцию ООН против дискриминации женщин.
Проблемы похищения невест, использования детей в качестве солдат и жестокого обращения с женщинами тревожат даже сейчас, в период прекращения огня. Свою роль в движении суданских лисистрат г-жа Ахмед оценивает как "долг, а не честь". "Это мой долг перед всеми этими женщинами, которые бьются, чтобы вырастить детей в стране, разоренной войной".